Статья ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИН ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ В СЫКТЫВКАРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ВИКТОРИН ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ
В СЫКТЫВКАРСКОМ МЕДИЦИНСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Маркова Татьяна Владимировна
В ГПОУ «Сыктывкарский медицинский колледж им.И.П.Морозова» сложилась хорошая традиция ежегодно проводить викторины по латинскому языку: проводилась викторина под названием «Знание – сила»; в прошлом учебном году викторина «Что бы это значило?» и олимпиада по латинскому и фармакологии «Путь в медицину».
Латинский язык - это язык современной медицины и фармакологии. Хотя латынь сегодня считают мертвой, все же она является неотъемлемой частью работы каждого медика. Без знания латыни невозможно получить медицинское образование. Специалист среднего звена должен понимать всю клиническую терминологию, которую он будет встречать как непосредственно на практических занятиях, так и в своей будущей профессиональной деятельности.
Викторина, как эффективная форма внеаудиторной самостоятельной работы хорошо себя зарекомендовала: она позволяет проверить не только достаточно большой объем знаний и навыков студентов, но и способность самостоятельно выполнять сложные нестандартные задания, умение найти нужную информацию профессионального характера.
В январе 2016г. в Сыктывкарском медицинском колледже проводилась заочная викторина по латинскому языку «ЗНАНИЕ-СИЛА» с целью повышения познавательного интереса студентов к истории медицины, к изучению дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией».
Задачи викторины:
Углубить знания в области латинского языка;
Обогатить знания будущих медицинских работников по истории медицины;
Способствовать развитию умений пользоваться справочной литературой при поиске необходимой информации;
Способствовать формированию аналитических умений у студентов.
Задания викторины были рассчитаны на студентов 2-5 курсов специальностей: «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика», «Фармация», «Стоматология профилактическая», «Стоматология ортопедическая».
Задания викторины включали 5 разделов. I раздел - латинские выражения. Необходимо было написать на латинском языке предложенное выражение, указав автора и значение, особенности его употребления. Например, «Гиппократово лицо» или «свою болезнь ищи на дне тарелки». Данный раздел включал 7 заданий (крылатых выражений).
II раздел – происхождение слова. Нужно указать слово-источник с переводом и дополнительные сведения об употреблении и происхождении данного термина. Например, «иммунитет» или «процедура». Данный раздел включал 6 заданий.
III раздел – составление фраз. Было дано 20 фраз на русском языке, например, «сироп солодки против кашля для детей» или «таблетки «Аллохол», покрытые оболочкой для детей».
IV раздел – Причастия. Нужно было определить причастие настоящего времени, объяснив от какого глагола оно образовано. Например, «дрожательный паралич» или «Деформирующий артрит», было предложено 8 заданий.
V раздел – клинические термины. Дано значение термина, например «изъязвления в полости рта» или «наложение свища на ободочную кишку», нужно было указать данный клинический термин на латинском языке. Данный раздел включал 9 заданий.
Каждое задание оценивалось по следующим критериям: правильный ответ – 1 балл, дополнительные сведения при выполнении заданий I и II разделов дополнительно + 0,1 балла. Для удобства обработки результатов все задания были внесены в форму для заполнения.
ФОРМА ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ С ЗАДАНИЯМИ к викторине «Знание - сила»
Задание Ответ
I. Напишите на латинском языке следующие выражения, указав автора и значение, особенности его употребления.
Гиппократово лицо II . Указать слово-источник с переводом и дополнительные сведения.
Бальзам III . Укажите причастие настоящего времени, объяснив от какого глагола они образованы.
Дрожательный паралич IV. Укажите клинические термины:
изъязвления в полости рта V . Укажите клинические термины:
изъязвления в полости рта Рис. 1 Пример формы для заполнения с заданиями к викторине «ЗНАНИЕ-СИЛА»
В данной викторине активно участвовали студенты специальностей «Сестринское дело» (очно-заочной (вечерней формы обучения)), «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Лабораторная диагностика».
Анализ результатов викторины показал, что студентам интересно открывать для себя новые латинские изречения, поскольку они содержат мудрые мысли, способствуют расширению кругозора, тем самым повышается уровень образованности. Ответственно отнеслись студенты к выполнению заданий V раздела практически все студенты правильно указали клинические термины и прописали их на латинском языке.
Трудности возникли при выполнении заданий III раздела (составление фраз) и заданий IV раздела (причастия). При составлении фраз самыми распространенными ошибками были следующие:
ошибки в согласовании существительного с прилагательным;
неправильный порядок слов в словосочетании или фразе;
неверное окончание слова, например слово употреблено в другом падеже или числе;
неправильный перевод слова на латинский язык.
Таким образом, викторина по латинскому языку показала, что студентам интересен данный предмет, и они готовы глубже его изучать. Однако, допущенные ошибки символизируют о том, что по предмету «Основы латинского языка с медицинской терминологией» выделено слишком ограниченное количество часов и студенты не успевают основательно закрепить в полном объеме весь учебный материал. Следует увеличить количество часов и ввести практические занятия по составлению фраз на латинском языке, а также уделить больше времени теме «Причастия». Можно также рекомендовать вести рабочую тетрадь по данной дисциплине и включить в нее раздел «Составление фраз», а также специального раздела «Крылатая латынь», поскольку у студентов данная тема вызвала особый интерес, и, конечно, обязателен раздел «Клиническая терминология», которая будет определенной базой для изучения всех последующих профессиональных дисциплин. Можно также выделить некоторые профессиональные компетенции ФГОС СПО, на совершенствование которых была направлена викторина: представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств (в том числе пояснять пациенту клинические термины, определенные заболевания); вести утвержденную медицинскую документацию (в том числе правильное заполнение рецептурных бланков части Rp. на латинском языке). Следовательно, викторина способствует совершенствованию способностей студентов к выполнению требований будущей профессии (должности).