Внеурочное занятие Нет милее дружка, чем родная матушка


Внеурочное занятие. Направление общеинтеллектуальное. 2 класс.
Тема занятия: Нет милее дружка, чем родная матушка.
Цель:
1. Воспитывать любовь, уважения к самому близкому человеку –
матери, правильное отношение к маме.
2. Раскрыть образ матери в поэзии, в живописи.
3. Развивать творческие способности, речь учащихся.
Ход занятия
-На уроках литературного чтения мы читали много произведений о мамах. И сегодня на нашем занятии мы продолжим разговор о самом близком и родном нам человеке. Во все времена художники, поэты и композиторы воспевали в своих произведениях матерей.
Есть в природе знак святой и вещий,
Ярко обозначенный в веках:
Самая прекрасная из женщин,
Женщина с ребенком на руках. (Презентация репродукций картин и выставка детских рисунков)
- Слово «мама» – одно из самых древних на Земле. И пусть это слово звучит по-разному, но произносят его с любовью и нежностью на всех языках мира. К сегодняшнему занятию я попросила вас узнать, как звучит слово «МАМА» на разных языках. И сейчас мы узнаем, как вы справились с этим заданием. (Ответы детей)
по-английски – «мазе»(все вместе)
по-французски – «маман»;
по- немецки – «мутер»;
по-испански – «мадрэ»;
по-грузински – «нана»;
по-татарски – «эаней»;
по-молдавски-«мамика»
- А как вы, ребята, ласково называете своих мам?
- В народе живет много хороших, ласковых слов о матери. Мы не знаем, кем они были сказаны впервые, но очень часто повторяем их в своей жизни, и так они переходят от поколения к поколению. Есть много пословиц и поговорок о маме. Слова одной из них являются темой нашего занятия, прочитайте ее. Как вы понимаете смысл этой поговорки?
-Сейчас вы выполните задание в парах. Вам нужно соединить части пословиц, прочитать их и объяснить смысл любой из них. На выполнение задания 1 минута. Время пошло(песочные часы).

При солнышке тепло, при матушке добро.
Мать кормит детей, как земля людей.
Родных много, а мать роднее всего. Кто слов матери не понимает, тот в беду попадает.
Сердце матери лучше солнца греет.
Птица рада весне, а младенец матери.
Материнская молитва со дня морского подымет.
Материнская ласка конца не знает.
Материнский гнев – что весенний снег: и много его выпадает, да скоро тает.
Для матери ребёнок - до ста лет детёнок.
На свете можно всё найти, но не другого отца и матери.
Материнское слово на ветер не молвится.
-Ребята, молодцы. Все пары успешно справились с заданием.
-Все дети на свете очень сильно любят своих мам, но иногда забывают или стесняются им об этом говорить. Следующий этап нашего занятия называется «Признание в любви». Я попросила некоторых из вас выучить стихотворения, в которых говорится о любви к маме.
Виктор Лунин. Мама.
Я так люблю тебя!Мне нужно, чтобы тыИ в час и в день любойВсегда была со мной.Я так люблю тебя,Что и сказать нельзя!Но не люблю, когдаВ слезах твои глаза.Я так тебя люблю!Хоть обойди весь свет,Тебя красивей нет,Тебя нежнее нет.Добрее нет тебя,Любимей нет тебяНикого,Нигде,Мама моя,Мама моя,Мама моя! 
- Оцените, пожалуйста, чтение Ильи, Насти и Паши. Можете воспользоваться памяткой.
Людмила Давыдова. Я маму люблю
Мне мама приноситИгрушки, конфеты,Но маму люблю яСовсем не за это.Веселые песниОна напевает,Нам скучно вдвоемНикогда не бывает.
Я ей открываюСвои все секреты.Но маму люблю яНе только за это.Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,
Ну просто за то,Что она моя мама! 
Татьяна Коти. Милой маме
Милой маме я принес
Сердце алое из роз.
Рисовал я на листах,
Вырезал и клеил.
Получилась красота –
Даже не поверил!
Но скажу вам, между прочим,
Я старался очень – очень!
Чтобы мама знала вечно:
Я люблю ее сердечно!
- Ребята выучили замечательные стихи, старались их читать выразительно. Спасибо им за это! А главное не забывайте говорить своим мамам почаще, что вы их любите. И сейчас мы поиграем в игру «Маму я свою люблю - всё о ней я расскажу». На сердечках вы пишите одно только слово о своей маме, продолжая предложение: Моя мама самая…и приклеиваете сердечко на плакат. Кто затрудняется, может воспользоваться карточкой.
- А сейчас я предлагаю Наде провести физкультминутку.
Физкультминутка "Дружно маме помогаем"
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
- Скажите, ребята, а вы всегда слушаетесь своих мам, помогаете им во всем. Об одном таком случае рассказал Эдуард Успенский в стихотворении «Разгром». Степа, Алена и Данил представят инсценировку.
Разгром Э. Успенский
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом.
Мама глядит кругом.
— Был на квартиру налет?
— Нет.
— К нам приходил бегемот?
— Нет.
— Может быть, дом не наш?
— Наш,
— Может, не наш этаж?
— Наш.
Просто приходил Сережка,
Поиграли мы немножко.
— Значит, это не обвал?
— Нет,
— Значит, слон не танцевал?
— Нет.
— Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.
- Если бы вы оказались в такой ситуации, как бы вы повели себя?
-Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ Евгения Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить». Слушайте внимательно, а после мы обсудим этот рассказ. (Звучит аудиозапись)
Евгений Пермяк
Как Миша хотел маму перехитрить
Пришла Мишина мама после работы домой и руками всплеснула:
— Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо отломать?
— Оно, мама, само отломалось.
— А почему у тебя, Мишенька, рубашка разорвана?
— Она, мамочка, сама разорвалась.
— А куда твой второй башмак делся? Где ты его потерял?
— Он, мама, сам куда-то потерялся.
Тогда Мишина мама сказала:
— Какие они все нехорошие! Их, негодников, нужно проучить!
— А как? — спросил Миша.
— Очень просто, — ответила мама. — Если они научились сами ломаться, сами разрываться и сами теряться, пусть научатся сами чиниться, сами зашиваться, сами находиться. А мы с тобой, Миша, дома посидим и подождем, когда они это все сделают.
Сел Миша у сломанного велосипеда, в разорванной рубашке, без башмака, и крепко задумался. Видимо, было над чем задуматься этому мальчику.
Беседа по прочитанному:
- Как вы думаете, мама догадалась, кто сломал велосипед, разорвал рубашку, потерял башмак?
- Почему же мама не отругала Мишу?
- Так над чем же задумался Миша?
- Как бы вы закончили этот рассказ, учитывая то, что Миша раскаялся в том, что обманул маму и хочет это исправить? Предлагаю обсудить это в группах.
-Чья концовка понравилась вам больше? Давайте поаплодируем.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть мультфильм, в сценарий которого режиссер Анатолий Петров использовал стихотворение Эммы Мошковской «Я маму мою обидел»
-Какие чувства вы испытали во время просмотра мультфильма?
-Какая главная мысль этого стихотворения?
- Старайтесь не обижать своих мам, но, если вдруг это случилось, не надо уходить в тайгу, а нужно что сделать?
-Как называются эти слова?
- Не забывайте говорить свои мамам не только ласковые слова, но еще и вежливые. Сейчас мы проверим, знаете ли вы вежливые слова?
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь, (добрый день).
Друг другу на прощание
Мы скажем: «(До свидания)».
Когда виноваты, сказать спешите:
«Прошу вас, пожалуйста, (извините)».
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ( спасибо).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: «Простите, (пожалуйста)».
-Наше занятие подходит к концу. Возьмите, пожалуйста, карточку №2. Перед вами притча (короткий поучительный рассказ) о матери. Я предлагаю вам дома прочитать ее и на следующем уроке мы ее обсудим. А сейчас внимание на экран. Я предлагаю вам ответить на вопросы:
-Зачем нам было нужно это занятие?
-О чем вас заставило задуматься наше занятие?
-Что вам захотелось сделать после занятия?
-Я с вами согласна. Занятие закончено.Спасибо за работу.