Интегрированное занятие с подготовительной логопедической группе Нет милее дружка, чем родная матушка
Управление образования Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №49
Конспект интегрированного занятия
«Нет ближе дружка, чем родная матушка»
Образовательные области: познавательное и речевое развитие.
Интеграции образовательных областей: художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания детей на основе регионального содержания образования.
Задачи:
Закреплять знания детей об истории празднования Дня матери-казачки (защита станицы Наурской отважными женщинами-казачками);
развивать связную речь детей в ходе составления рассказа по серии картинок на материале регионального компонента (описание по картине, пословицы, поговорки);
совершенствовать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений о маме.
совершенствовать умения подбирать описательные прилагательные к существительным (ласковые слова для мамы), изменять глаголы по времени (от настоящего к будущему времени)
развивать речевое дыхание, тонкую и общую моторику
способствовать переживанию детьми чувств нежности, любви, ласки, гордости к маме при исполнении песни «Мамочка – ты чудо!», муз. Г.Короткова, сл. Л. Олифировой; побуждать детей самостоятельно выразительно передавать музыкально – игровые образы, согласовывая движения с музыкой при исполнении коммуникативного танца «Ай, да сапожники»;
продолжать способствованию воспитанию любви, чуткому отношению к матери (ласковое обращение, желание помогать, радовать)
способствовать формированию образа женщины-матери-казачки при знакомстве с образом жизни матери-казачки в ходе разыгрывания детьми кукольного театра.
Оборудование: мультимедийная установка, слайдовая презентация «Дошкольникам о празднике «День матери-казачки», куклы на гапите: Хомячок Пыхтя, Старый казак, казак-отец, казачка-мать, казачонок Минька, казачьи костюмы, клубочки ниток.
Предварительная работа:
беседы с детьми о предстоящем празднике «День матери», о маме, ее роли в жизни детей;
чтение и обсуждение худ. литературы («Сказка о матери», ненецкая сказка «Кукушка», нанайская сказка «Айога»),
знакомство с былинами, раскрывающими образ матери; раскрытие смысла пословиц и поговорок о матери, упражнение в толковании пословиц, понимании их структуры, придумывание новых пословиц о маме.
составление рассказов вместе с детьми: « Моя мама - любит, знает, умеет…» (о профессии мам),
чтение стихов Е. Благининой «Вот какая мама», «Посидим в тишине», Г. Виеру «Мамин день», Я. Акима «Мама» и др.;
слушание песен о маме А. Филиппенко «Хорошо рядом с мамой», муз. Д.Трубачев, В. Трубачева сл. А. Пилецкой «Мама лучший друг», с последующей обсуждение содержания и характера музыки и текста, «Мама дорогая» А.Кудряшова
разучивание стихотворений о маме,
совершенствование умений петь естественным голосом, без крика и напряжения в доступном диапазоне ласковую песню «Мамочка- ты чудо!», муз. Г. Короткова, сл. Л. Олифировой; совершенствование умений согласовывать движения с музыкой, коммуникативные навыки (разучивание коммуникативного танца «Ай, да сапожники»)
составление фотоальбома «Моя мама казачка»,
рисование портрета мамы;
изготовление кукол-мотанок (оберегов) для мам;
Ход занятия:
Действие занятия начинается в группе. При изготовление куклы-мотанки, у детей «заканчивается» нитка, которая необходима для завершения образа куклы. Воспитатель создает проблемную ситуацию, предлагая детям найти выход, указывая на то, что необходимые ленточки могут найти лишь в детском саду. Дети перечисляют всех сотрудников, у кого могли бы быть нитки. Воспитатель подводит детей к тому, что у Пыхти могли остаться нитки для рукоделия…к которому они недавно ходили в гости. Дети спускаются в музыкальный зал, где их встречает -кукла «Пыхтя-хомячок» на гапите с клубком в лапках.
Воспитатель и дети здороваются: «Здорово дневали».
Хомяк Пыхтя: Слава Богу! Зачем вы ко мне пожаловали, казачата?
Дети: ….нам нужны нитки и ленточки, чтобы доделать кукол для мамы.
Хомяк Пыхтя: А зачем вашим мамам эти куклы?
Дети: Это подарки на день матери-казачки, и они будут оберегать наших мам.
Хомяк Пыхтя: Это как же вы этих кукол делаете, покажите!
Дети: А мы сейчас тебе покажем.
Пучок ниток намотаем, (одна рука имитирует наматывание пряжи на растопыренные пальцы другой рукиПотом петельки разрезаем. Пальчиковая гимнастика «Ножницы»
Все мы делаем с улыбкой Мимическая гимнастика «Улыбка»
Пряжу свяжем крепко ниткой Пальчиковая гимнастика «Птенцы в гнезде»
Отделяем ручки-ножки Пальчиковая гимнастика «Человечек»
И обматываем их. Одной рукой имитировать обматывание пальца другой руки
Не хватает нам немножко Мимическая гимнастика «Печаль»
Ниток крепких шерстяных. (Пилюгина О.Л.- учитель – логопед)
Хомяк Пыхтя: Ладно, уговорили. Дам я вам ниток. Только подождать придется. Они в дальней кладовке лежат. Пока мои помощники за ними ходят, расскажите, ребята, когда казаки отмечают день матери - казачки?
Слайд 2
Дети: День "матери-казачки" отмечают казаки всего мира. А в последнее воскресенье ноября учрежден российский праздник - День Матери Указом Президента РФ.
Слайд 3
Хомяк Пыхтя: Какие вы знатные знатоки! А я знаю историю, которая гласит, что в турецкую войну девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию государства Российского на Тереке и окружил станицу Наурскую. А что вы знаете?
Слайд 4
Воспитатель: Пыхтя, наши дети сами расскажут об этом событии. Посмотрите на экран.
Дети: В то время в станице были только женщины, старики и дети, а все мужчины – казаки были в военном походе.
Слайд 5.
Дети:
Но казачки не испугались врагов и защитили свою станицу.
Дети: Женщины взяли в руки вилы, кинжалы, пики, топоры. Даже обливали турок кипятком.
Воспитатель: И чем это все закончилось?
Слайд 6. Курган Славы Терским казачкам
Дети : И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской насыпан курган Славы, а событие названо «Днем матери-казачки».
Слайд 7
Воспитатель: Отношение к женщине у казаков всегда было особенным.
Пыхтя: Именно женщина являлась хранительницей семейного очага.
Мужчины постоянно были в походах. А дома оставались старики, дети и казачки.
Воспитатель: Посмотрите на экран и расскажите, чем занимались казачки, ожидая мужей из походов?
Дети: Они и возделывали поля, огороды, виноградники,…….
Слайды…….
Дети: Они собирали урожай, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, хворобы лечили, хату подправляли, пекли хлеб.Воспитатель: Посмотрите на экран, и составить рассказ «Казачка печет хлеб».
Дети составляют рассказ по картине, изображенной на слайде.
Воспитатель: Так было раньше. А чем сейчас занимаются ваши мамы?
Слайд 9 – фото… Дети рассказывают о работе своих мам, глядя на фотослайды.
Пыхтя – хомяк: А чем будут заниматься ваши мамы, когда вы вернетесь домой?
Дети рассказывают о домашних маминых делах, используя в речи глаголы будущего времени
В кастрюле мама борщ наварит, в сковороде котлет нажарит.
Промоет макароны в дуршлаге, разложит все тарелки на столе.
Нальет борща в глубокую тарелку, а мелкую поставит для котлет.
В солонку соль, в салфетницу – салфетки, а в чашечки нальет для всех компот
Нарежет свежий хлеб для нас ножом и пригласит рассесться за столом.
А моя помоет пол, уберет посуду в стол
В печь поставит пирожки и наварит нам ухи.
Заварит мама вкусный чай, испечет нам каравай.
Будем каравай мы кушать, мамочку родную слушать.
Пыхтя: Как много дел у ваших мам. А как вы мамам помогаете?
Пилюгина О.Л.
Воспитатель: А еще наши мальчишки, помогая мамам, стали замечательными мастерами сапожного дела.
Пыхтя: А покажите, как казаки сапоги тачают.
Воспитатель: Сейчас покажем это в танце «Ай, да сапожники».
Дети исполняют коммуникативный танец «Ай, да сапожники»
под казачью плясовую «Казачка»
Слайд 11.
Пыхтя-хомяк: Женщина – мать имела очень большое значение в казачьей семье. На её долю выпадало самое главное – готовить своего ребенка к казачьему предназначению.
Слайд12.
Пыхтя: Подскажите, казачата, что означает выражение «Казачья доля»?
Дети: Это значит всегда быть в полной готовности выполнить свое казачье предназначение – первыми выступить в бой. Казак долго находился на службе, а казачка-мать воспитывала сама будущих героев.
Воспитатель: Пыхтя, иди ко мне, вместе посмотрим кукольный спектакль об этом.
Дети показывают отрывок из «Донских рассказов» М. Шолохова «Нахаленок» куклами би-ба-бо.
На ширме появляется Дед-казак, напевая песню «Как у нас было на Дону».
Кукла-Дед- казак: Пыль клубится по дороге, слышны выстрелы порой,
Из набега удалого едут казаки домой.
(на фоне тихо звучащей издалека песни, дети за ширмой цокают язычками)
Они едут близ станицы, свищут, песенки поют,
Жены, старцы и девицы к ним на встречу все идут.
(на ширме появляются куклы казачки и казака под песню «Как донские казаки»)
Казачка: Здравствуй, муженек дорогой, заждались мы тебя с похода дальнего!
Минюшка, сыночек, что ж ты спишь? Батянька твой со службы пришел!
Казак: А где мое потомство? (На ширме появляется казачонок Мишка) Вон у меня какой казак вырос!.. Скоро батьку перерастет!.. Го-го-го!..
Здорово дневали, мои домочадцы. (Обнимает сына)
Казачонок: Пусти, батянька!Казак: Ан вот не пущу!Казачонок: Пусти! Я уже большой, а ты меня, как детёнка, нянчишь!
Мать за рукав его тянет, кричит:Казачка: Иди на двор, играйся!.. Иди, говорят тебе, варнак этакий! (обращается к казаку) Пусти его, Фома Акимыч! Пусти, его, пожалуйста!.. Не даст он и поглядеть на тебя, сокола ясного. Два года не видались, а ты с ним займаешься! Стол уже накрыт, «седайте».
(Уходят. На ширме появляетмя Дед-казак) Дед казак:Прошло два дня. Вечерело. (появляется плачущая казачка, казак, Мишка)
Мишка: А ты куда идешь, батянька?
Отец засмеялся, ответил:
Казак: Уйми ты, сынок, мать!.. Душу она мне вынает своим ревом. Я на войну иду, а она не пущает!..
Мишка: И я с тобой, батянька!
Казак: Чудак ты, право! Нельзя нам обоим уходить сразу!.. Вот я вернусь, потом ты пойдешь.
Дед казак: А то хлеб поспеет, кто же его будет убирать? Мать по хозяйству, а я- старый. Негоже так.
Казак: Ну, прощевайте.
Казак уходит под песню «Как донские казаки». Дед, казачка и Мишка машут ему рукой.
Пыхтя: Такова жизнь казака. Недаром в пословице молвится: « Где тревога, туда
казаку и дорога». А казачке остается ждать, верить и любить.
Воспитатель: Пыхтя, сейчас тебе представим юных артистов. Роль казака исполнял Данил Ш., роль Деда исполнял Матвей Ш, роль матери – казачки исполняла Алина Ж., роль Мишки и станичницы исполняла –Лина.
Дети с куклами выходят на поклон, кланяются сначала куклы, затем актеры-кукольники.
Слайд13. Пословицы и поговорки о матери:
Воспитатель: А какие вы знаете пословицы и поговорки о матери?
Нет милее дружка, как родная матушка.
Родительское благословение в воде не тонет и в огне не горит.
Казак на чужбине воюет, а жена дома горюет.
При солнышке тепло — при матери добро.
Материнская молитва со дна моря поднимает.
Молодая жена плачет до росы утренней, сестрица — до золотого кольца, а мать — до конца века.
Без матери и солнце не греет.
На свете всё найдёшь, кроме родной матери.
Птица радуется весне, а дитя – матери.
Хомячок Пыхтя: А сколько лирических протяжных песен о матери – милей, которой на свете нету. А какие сейчас поют песни о матери? А вы, какие знаете песни о маме?
Дети исполняют песню «Мамочка, ты чудо!»
муз. Г. Короткова, сл. Л. Олифировой
Слайд…. фото мам и портреты, мам, нарисованные детьми.
Хомячок Пыхтя: А подскажите мне, пожалуйста, какие ласковые слова вы говорите своей мамочке.
Дети произносят ласковые слова: Моя мама самая…
Хомячок Пыхтя: Я чувствую, что вы очень любите своих мам, и хотите порадовать их своими подарками.. А вот и клубочки принесли из моей кладовочки, они вам пригодятся.
Дети: спасибо.
Уходят в группу заканчивать кукол для мам под казачью песню «Ой, зорька высока»