Влияние развивающих игр на умственные способности детей старшего дошкольного возраста


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 12 «ВАСИЛЁК»
ПУШКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Влияние развивающих игр на умственные способности детей старшего дошкольного возраста.
ПОДГОТОВИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ
КОКШАРОВА Т.В.


П. ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ
2016


Из опыта воспитателя
Т. В. КокшаровойВЛИЯНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР НА УМСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О развивающем обучении в игровой форме отечественные психологи заговорили ещё в 60-70-х годах. Это и А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, Э. М. Давыдов, А. Н. Леонтьев, которые опирались на учение Л. С. Выготского и С. Л. Рубенштейна о ведущей роли сознания в практической деятельности человека, равно как и ребёнка.
Авторы развивающего обучения разработали оригинальную концепцию планомерно – поэтапного формирования умственных действий. Эта концепция выявляет, что во время когнитивной деятельности у человека, ребёнка начинают действовать репрезентативные структуры в коре головного мозга, дающие возможность представить явление, предмет, действие, «положить» это представление в виде образа, символа, схем, знака в долговременную память, сохранить и при последующем повторном востребовании воспроизвести эти категории без внешних сигналов – раздражителей. Весь объём информации в коре больших полушарий перерабатывается и распределяется по системам, подсистемам в строгой иерархии: т.е. все символы, образы, знаки, схемы постепенно объединяются в группы, затем виды, затем род, затем вдвое большие мета-группы – живое и неживое.
Итак, репрезентативные, когнитивные структуры обрабатывают входящую информацию, посредством которых человек, ребёнок смотрит на окружающий мир и на самого себя, извлекает нужную информацию, где происходит анализ и синтез всех новых впечатлений, сведений; чем больше структуры развиты у человека, ребенка, тем больше видит и ориентируется человек, ребёнок в окружающем мире.
Если бы все знания хранились в коре головного мозга в виде копий воспринятого, долговременная память должна была бы располагаться на неограниченном пространстве и не ясно, как можно было бы использовать такие знания, а обобщённо - абстрактная форма хранения знаний делает репрезентации более сжатыми и компактными.
В разных ситуациях и при решении разных задач актуализируются на все, но только возможные, определённые, адекватные данным условиям варианты.
Л. С Выготский говорил, что обучение ведёт за собой развитие, но развитие имеет свои законы; не всегда логика развития совпадает с тем путём, который человек, ребёнок проходит во время обучения развивающим играм, т.е. обучение определяет развитие в том случае, если оно опирается на знание законов развития!!!
Главное в развивающем обучении – перенос знаний с одного предмета, явления на другие.
С точки зрения Л. С Выготского, система понятий – это своего рода иерархическая сетка, матрица (параллели с меридианами), где понятия, категории распределены, взаимно соотнесены в зависимости от их степени сходства и общности.
При выполнении задачи в развивающей игре человек, ребёнок ставит вопрос относительно её причин («почему так, а не иначе?», «каким образом?» и т.д.), т.е. ребёнок учится рассуждать, приходить к определённому выводу, а эти суждения и умозаключения опять же отражаются в коре головного мозга, являются его личным опытом, а это значит, что в ребёнке формируется его деятельностно - опосредованный процесс, в ходе которого развиваются присущие только ему качества, что даёт право говорить о развитии личности ребенка, человека.
Ребёнок, оперируя общим положением, пытается обосновать своё решение.
А. А. Венгер, изучая вопрос о понимании причинности детьми старшего дошкольного возраста пришёл к выводу: даже детям 5-6 лет доступно понимание причинности, но существенный «перелом» в понимании наступает только в 6-7 лет, причём уже в этом возрасте у ребёнка возникает и развивается креативность в мышлении: у детей старше дошкольного возраста проявляется гибкость и более высокий уровень перцептивного процесса, т.е. ребёнок видит уникаль-ность в предмете, решении поставленной цели, задачи.
Например, он удивлён, что фасольку можно преобразить в туловище зверушки, и ещё более удивлён, когда открывает для себя другие варианты изображения движущихся зверей.
Главную роль в развитии ребёнка играет общение в социуме – семье, детском коллективе, обществе, и поэтому большое место в детской игре имеет функция подражания (зрительного, слухового, двигательного), так как у ребёнка ещё совсем нет личного опыта. В развивающих играх ребёнок так же сначала опирается на подражание (1 этап), в котором осуществляется влияние, обучение на развитие ребёнка (Л. С. Выготский), но, заметим, что функция подражания чисто индивидуальна.
Итак, где есть подражание, там есть обучение. 1 этап ещё называют ориентировочным, 2 этап в обучении развивающим играм называется исполнительским, где ребёнок идентифицирует своё действие с образцом. 3 этап называется поисковым, на котором происходит интенсивная умственная деятельность и в процессе которого идут поиски качественно новых решений, характеристик, многообразия форм, так как развивающие игры моделируют творческий процесс. Развивающие игры потому так и называются – развивающими, что на протяжении всех этапов обучения происходит развитие умственных способностей ребёнка, причём в возрастающем порядке, т.е. развивающие игры предусматривают постепенно нарастающее усложнение в заданиях.
2 и 3 этапы лучше всего ребёнку осуществлять самостоятельно или с малым процентом вмешательства взрослого,- ведь в процессе поиска правильных решений у ребёнка развивается и внимание, и зрительная память, и логическое мышление, и воображение, и все виды восприятия, а все эти процессы, как известно, создают благоприятную почву для развития связной речи дошкольника, в т. ч. и внутренней. Особенно важен в конечном этапе поиск допущенных ошибок, так как только в процессе проб и ошибок ребенок приближается к истине.
Развивающие игры стимулируют ребёнка к развитию своей наблюдательности, любознательности, что влечёт за собой умственную активность, саморегуляцию.
К 6-7 годам у детей обнаруживается потребность дать развёрнутые пояснения наблюдаемому взрослому, при этом ребёнок стремится показать взрослым свою компетентность и сообразительность, следовательно, как важно, чтобы ребёнок видел, что вы его слышите и слушаете внимательно!

КЛАССИФИКАЦИЯ
РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
/ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ/
249364524511000
-39370027940000-511810027940000

Игры на развитие эмоционально – волевой чувствительности личности ребёнка
Подвижные, спортивные и музыкальные игры
3625215106235500
20364455194300082677059563000Д/И
Д/И с математическим содержанием
1805940-4445001691640-444500-280035-444500
Словесные игры
Игры на целенаправленное сенсорное восприятие, развитие воображения
11430-97028000Д/И познавательного характера (ТРИЗ)
Игры, используемые в конструкторской и ИЗОдеятельности (знакомство с эталонами цвета, формы, величины)
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
512064012700038919151270002453640127000891540127000
Сенсорное
восприятие воображение память мышление
396811514605002901315214630004968240146050025107901460500891540146050089154021463000
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
2901315317500
Развитие интеллектуальныхспособностей

Современный родитель в нынешнем круговороте событий и часто по незнанию педагогических тонкостей оставляет ребёнка один на один с играми, проблемами. Надо использовать всё свободное от работы время для развития творческой активности, природной одарённости ребёнка, иначе его интерес, любознательность могут угаснуть, и ребёнок становится послушной «серой мышкой». Ведь любознательность – это великая ценность! И кто лучше, как не родные взрослые, выявят и разовьют сильный творческий потенциал ребёнка!

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Развитие логического мышления детей», Тихомирова, Я., 96 г.,
«Развивающие игры для детей», М., 90 г.,
Психологический словарь, под ред. В. П. Зинченко, В. Г. Мещерякова, М., 97 г.,
«Развитие познавательных способностей детей», Л. Ф. Тихомирова, Я., 96 г.,
«Анализ наглядно – действенного мышления ребёнка», Л. В. Люблинская, М.,
«Ребёнок как личность», Снайдер, М.,
«Воспитывайте принца», Е. Н. Касаткина, 95 г.,
«Гимнастика мозга», П. Деннисон, М., 96 г.,
Журналы «Дошкольное воспитание», 1991-98 г.,
10. «Психология игры», М., «Педагогика», 78 г.
11. «Детская психология», Д. Б. Эльконин, М., 96 г.,
12. «Обучение и психологическое развитие ребёнка», Д. В. Эльконин.