Эссе. Мы едем? Едем. Едем!!!


Мы едем? Едем. Едем!!!
Каждому учителю рано или поздно приходит идея поехать с учениками на экскурсию. Для одних это экскурсия в природу, в краеведческий музей соседнего села, к памятнику героям последней войны, для других -в районный или областной центры. А я могу с точностью сказать, когда эта идея пришла ко мне. Да и как забудешь, если я озвучила ее на всю страну двадцать пять лет назад(!)- написала статью «О работе с родителями» и ее опубликовали в журнале «Начальная школа»№4 за 1989г. Тогда я, проработавшая в сельской пинежской глубинке пять лет после института ,писала : «…Как-то в начале года ,составляя план воспитательной работы, я стала писать : «Заочное путешествие в Архангельский областной краеведческий музей». И вдруг подумала- а почему заочное? Нашим сельским детям и так приходится слишком многое постигать заочно. Поделилась этой мыслью с родителями , и они поддержали мою идею : организовать поездку в Архангельск .Вскоре ребята побывали в областном краеведческом музее, сотрудники которого провели интереснейшую экскурсию «Природа нашего края». Кроме того, дети побывали в театре, где посмотрели спектакль о веселом Карлсоне. Сейчас мои ученики-третьеклассники. Впереди у нас-поездка в кукольный театр…»
Вот с тех пор я и заболела «путешествиями с детьми» .Сейчас у меня девятый выпуск ,и почти со всеми мы (за исключением нескольких трудных перестроечных лет) совершали экскурсии по району ,области ,а с последними двумя классами-по стране с турфирмой «Тревелклуб».Причем, с каждым годом все больше желающих поехать родителей- в январе этого года в Великий Устюг в гости к Деду Морозу поехали двадцать первоклассников, два учителя и восемь родителей.
Роль экскурсий и путешествий для ребенка, особенно младшего школьного возраста ,трудно переоценить. Уже семилетние дети могут совершать прогулки за город с включением некоторых элементов туризма, например, небольшой переход в течение 2-3 часов пути на расстояние 2-3км.В лесу можно показать несколько пород деревьев, рассказать, чем они отличаются друг от друга, как служат человеку. Сколько впечатлений оставит у ребят первый в их в жизни поход и как они обрадуются ,когда учитель вновь предложит своим питомцам отправиться в путешествие!
Экскурсии-однодневные и многодневные расширяют кругозор детей, они возвращаются домой с новыми знаниями и новыми ощущениями окружающего мира. Наблюдение природных явлений вызывает у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Экскурсии способствуют эстетическому воспитанию детей ,учат находить в окружающем красоту природы: даже от простого созерцания на экскурсии могут возникнуть волнующие переживания. Походы по родному краю поддерживают физическую бодрость ,укрепляют здоровье. Велико значение экскурсий в привитии навыков по охране природы бережного отношения к ней. Помимо этого, экскурсии по родному краю способствуют воспитанию патриотизма у учащихся. Патриотические чувства, любовь к Родине у человека прежде всего связываются с родным краем, где протекала ранняя сознательная жизнь. Это очень хорошо выражено у К. Симонова в стихотворении «Родина»:
«…Но в час ,когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь Родину такою
Какой ее ты в детстве увидал…»
Дети растут ,становятся самостоятельнее, их пытливый ум желает большего. С родителями мы организовываем экскурсии в районный центр Карпогоры, который расположен в 18 км от нашего поселка Ясный. Там есть прекрасная детская библиотека. Ее сотрудники всегда готовы принять детей из школ района. Мы с ребятами побывали на Празднике детской книги ,на уроке Памяти, где сотрудники библиотеки рассказали об участии пинежан в Великой Отечественной войне и познакомили с Книгой памяти Пинежского района. Также возим детей в Карпогорский Дом творчества. В нем есть выставочный зал ,меняются выставки. Мы посетили выставки «Кушкопальские умельцы», «Творчество карпогорского художника В.Н.Бутюкова» и др.
В каждом регионе есть памятные места-места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства и литературы. Памятные места не являются памятниками искусства ,но они дают зрительное, мыслительное и эмоциональное впечатление, позволяющее приобщиться к художественной традиции края. Поэтому памятные места составляют такую же сферу краеведения ,туризма ,как и материальные памятники искусства ,культуры, истории. В Пинежском районе это деревня Веркола, где расположены Литературно-мемориальный музей Ф. А. Абрамова. В своей практике четвероклассников вожу в Верколу (70км от Ясного).
Мы с ребятами посещаем памятники истории, культуры и архитектуры. Определяя значение памятников искусства как первоисточников по истории и культуре народа, В. Г. Белинский писал : « Не говорите, что у нас нет памятников ,что замечательнейшие события нашей истории записаны только на сухих страницах летописей ,но не переданы памяти потомства в произведениях искусства. Они рассеяны повсюду, особенно в старинных городах наших…По этим памятникам можно было бы прочесть историю Руси»(Белинский В.Г «Полное собрание сочинений ,т.6,стр.611).
Как правдиво звучит эта фраза сегодня! Вспоминаю январскую утреннюю прогулку с первоклашками по Великому Устюгу . Выходной день. На старинных улочках центра города ни души. Ни одного автомобиля. Только проехала лошадь, запряженная в сани, да зазвенел колокол на церквушке. И на миг показалось, что мы в прошлом.
Путешествия по городам России делают и нас, взрослых, и детей духовно богаче. Они сближают нас-детей и учителя, родителей и учителя ,родителей и детей. Они рождают творчество. Когда мы с четвероклассниками ехали на поезде из Архангельска в Москву ,мы старались занять детей- читали басни Крылова, загадывали загадки. Потом взрослые на ходу сыграли сказку «Красная Шапочка» с уговором, что на обратном пути будут играть дети. (Так и вышло. На обратном пути ребята сыграли «Золушку»). Помню ,подъезжая к Москве глубокой ночью, когда и дети ,и уже спали ,под звук колес поезда как-то сами собой родились стихи:
«Мы путешествуем в Москву
Под стук колес, огней мельканье.
И поезд наш летит во мглу,
Превозмогая расстояние.

Мы путешествуем в Москву.
Опять не спит на полке Яна.
А за окном в дыму, в снегу
Мелькает сонный полустанок.
Мы путешествуем в Москву.
Успела Оля поболеть,
Таблетку дали-быстро съела,
Врач приходил ее смотреть.
Мы путешествуем в Москву.
Крылова басни почитали-
Про Лисоньку, про виноград.
Чуть-чуть умнее даже стали.
Мы путешествуем в Москву.
Сыграли взрослые с успехом
О Красной шапочке спектакль
С импровизацией и смехом
Мы путешествуем в Москву.
Она уже кому-то снится,
Ведь завтра рано поутру
У всех нас встреча с ней случится.
Мы путешествуем в Москву…» 5.01.2014г.23ч45мин
Я очень люблю свою работу, своих учеников. Благодарна родителям, которые поддерживают мои замыслы и готовы ехать с детьми куда угодно. Спасибо директору школы Федорчук Анне Витальевне , которая организует подвоз и встречу детей у поезда на школьном автобусе. Отдельное спасибо замечательному человеку(познакомились ,благодаря поездкам) -директору «Тревелклуба» Архангельска Юлии Вячеславовне, которая организует поездки, делает все возможное, чтобы все прошло без сучка, без задоринки.
Подводя итоги, хочется поразмышлять- какой мерой измерить пользу и радость путешествий с детьми? Новыми открытиями? Километрами дорог и путей? Кипами фотографий? Доброй памятью о школе и детстве? Есть что-то неуловимое, по чему учитель определяет значимость поездок. Для меня, например, звездным часом моей воспитательно-экскурсионной деятельности стала реплика моей ученицы , четвероклассницы Яны, когда она перед Кремлевской елкой ,удобно устроившись в кресле зала Дворца съездов , подняла голову, оглядела все вокруг и сказала подружке Полине : «Похоже на Драмтеатр в Архангельске, только гораздо больше» .