«Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей с природой».
«Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей с природой». Выполнила воспитатель КГКП «Центр эстетического развития»ясли – сад № 15 «Бөбек»Ельмуратова Т. А. Объект исследования: процесс ознакомления детей с природой.Предмет: особенности организации дидактических игр детей дошкольного возраста как средства ознакомления детей с природой.Цель: определение влияния использования дидактических игр на процесс ознакомления детей с природой. www.themegallery.com Company Logo Раскрыть понятие «игровая деятельность, определить сущность игрыкак элемента жизнедеятельности ребенка, выявить особенности детей с природой. 1 Разработать комплекс дидактических игр, направленных насистематизацию знаний дошкольников об окружающем. 2 Провести экспериментальное исследование, выявить эффективность разработанного комплекса игр и сделать выводы о целесообразностиприменения дидактических игр для систематизации знаний дошколь-ников о природе. 3 ЗАДАЧИ: Все знания, приобретаемые ребенком-дошкольником об окружающем мире можно разделить на три группы Знания о неживой природе, знания о растениях;Знания о животных;Знания о труде в природе. В младшей группе дети знакомятся с предметами внешнего мира, в средней учатся обобщать и систематизировать, в подготовительной и старшей умеют находить и устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями внешнего мира 2 Интеллектуальные Подвижные 3 4 Сюжетно-ролевые Игры-драматизации 5 6 Игра-труд Познавательные 1 Дидактические 7 Игры бывают Обучение Цели дидактической игры Развитие Воспитание Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.2) Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические. В этих играх ведущая роль принадлежит педагогу, который использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования.3) Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов www.themegallery.com Company Logo www.themegallery.com Company Logo Игровые правила Дидактическая задача Игровые действия Структура дидактической игры: Требования к дидактическим играм: Дидактические игры должны базироваться на знакомых детям играх. С этой целью важно наблюдать за детьми, выявлять их любимые игры, анализировать какие игры детям нравятся больше, какие меньше.Каждая игра должна содержать элемент новизны.Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.Эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и играть вместе с детьми.Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Ни в коем случае нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта www.themegallery.com Company Logo Выявление уровня знаний дошкольников об окружающем проводилось нами по следующим критериям:знания о мире животных;знания о неживой природе;знания о временах года. www.themegallery.com Company Logo Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня знаний дошкольников об окружающем мире.В ходе данного эксперимента в экспериментальной группе нами целенаправленно и систематически в ходе учебно-воспитательной деятельности применялись различные игры, тогда как в контрольной группе эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик. www.themegallery.com Company Logo Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей с природой Целью формирующего педагогического эксперимента являлся выбор наиболее эффективного способа повышения уровня знаний дошкольников об окружающем мире.В ходе данного эксперимента в экспериментальной группе нами целенаправленно и систематически в ходе учебно-воспитательной деятельности применялись различные игры, тогда как в контрольной группе эта работа проводилась традиционным способом, без применения игровых методик. Мы познаем мир Мы познаем мир Спинкою зеленовата,Животиком желтовата,Черненькая шапочкаИ полоска шарфика. . Я весь день ловлю жуков, уплетаю червяков.В тёплый край я не летаю. Здесь под крышей обитаю.Чик-чирик! Не робей! Я бывалый… Окраской – сероватая,Повадкой – вороватая,Крикунья хрипловатая –Известная персона.Это… Непоседа, невеличка, с жёлтым животом та птичка.Любит сало и пшеницу. Кто узнал её? «Угадай птицу». У всех есть свой дом. Давайвспомним, где живут некоторыеживотные. «Чей домик?» «Наши меньшие друзья» «Дидактические игры» Настольно-печатные игры( лото, домино, разрезные, парные картинки). В этих играх уточняются, классифицируются, систематизируются знания детей о растениях, о животных, о явлениях природы. После эксперимента мы определили величину изменения уровней знаний об окружающем у дошкольников экспериментальной и контрольной группДинамику изменения уровней знаний детей экспериментальной и контрольной групп мы представили на диаграмме Проанализировав результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента, мы пришли к следующим выводам. Уровень знаний об окружающем мире повысился в обеих группах, однако динамика его повышения в экспериментальной группе выше, чем в контрольной по всем показателям. Таким образом, данные исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что систематическое использование дидактических игр в работе с детьми оказывает положительное влияние на процесс ознакомления детей с природой.