Конспект урока по математике для 6 класса по теме Пропорции 
  План-конспект урока математики в 6 классе
Тема:  «Пропорции».
            Учебник «Математика – 6», Н.Я.Виленкин.
Тип урока: открытие новых знаний. 
Цели урока: 
     1. Ввести понятие «пропорция».
Организовать деятельность учащихся по выведению основного свойства пропорции.
     3. Закрепить новые понятия.
Формировать у учащихся умение применять свойство пропорции.
Развивать логическое мышление для сознательного восприятия учебного материала.
Развивать познавательный интерес к предмету.
Прививать интерес к самостоятельной, активной деятельности.
Планируемые предметные результаты:   учащиеся научатся записывать пропорции, проверять полученные пропорции, определяя отношения чисел. 
Формы работы учащихся:  групповая – обсуждение и выведение правила: что такое пропорция, как называют числа в пропорции, основное свойство пропорции; фронтальная – ответы на вопросы, чтение пропорции, выделение крайних и средних членов пропорции, проверка верности пропорции; индивидуальная – выполнение заданий № 1, 2, 3, 4 и выполнение самостоятельной работы. 
Современные образовательные технологии: проблемное обучение, создание  проблемной ситуации познавательного характера (теоретическое мышление).
(Это активизирует мысль учащихся, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. Анализируют, сравнивают, обобщают и делают выводы, которые являются формулировками  новых понятий.)
Ход урока.
I. Давайте вспомним, какая тема была на предыдущих уроках?
 ( Отношения )
Что такое отношение чисел?   
( Частное двух чисел называют отношением этих чисел )
Приведите примеры отношения чисел.
( 5 : 6  «отношение 5 к 6», )
Сегодня мы продолжим работать с отношениями чисел и узнаем много нового про них.
II. Устная работа.
     1. Найдите отношение:       а)   63   к   3;           б)   4   к   20.
     2. В классе 25 учащихся. Из них 15 мальчиков, остальные девочки.
         Какую часть учащихся составляют мальчики, а какую – девочки?  
     3. Урок – 40 мин. Самостоятельная работа длилась 10 мин. 
         Какую часть урока заняла самостоятельная работа?
III. Работа в тетрадях  ( работа в парах, помощь друг другу ).
       Выполнение заданий № 1, 2, 3, 4:                                       
       ЗАДАНИЕ № 1.
      Саша и Дима бросали баскетбольный мяч в корзину. Саша из 26 бросков                  имел 13 попаданий, Дима из 30 бросков имел 15 попаданий. Найдите для каждого мальчика, какую часть составляли попадания от числа бросков и сравните их результаты. 
     Отношения равны, поэтому можно записать равенство:
                13   =   15        или       13 : 26 = 15 : 30        (1)
                26        30
       ЗАДАНИЕ № 2.
       Найдите отношения  10 сек  к  2 мин  и  2 ч  к 1 сут  и сравните эти отношения.          
     Отношения равны, поэтому можно записать равенство:
                 10    =  2           или       10 : 120 = 2 : 24        (2)
                 120      24        
      В этих двух заданиях мы получили равенство двух отношений.         
                  РАВЕНСТВО ДВУХ ОТНОШЕНИЙ 
                  НАЗЫВАЮТ ПРОПОРЦИЕЙ.        
Это новое понятие. Значит, какая у нас сегодня новая тема? 
Пропорции. 
Запишите в тетрадь тему урока.
Значит, равенства (1) и (2) – пропорции. 
В этих пропорциях участвуют числа. 
Попробуйте записать пропорцию с помощью букв а, b, с, d.
               а : b = с : d      или     а   =   с
                                                  b        d
Прочитайте эти записи.
( «Отношение  а  к  b  равно отношению с  к  d» 
   или « а так относится к b, как  с относится к  d» ) 
Итак, в пропорции участвуют 4 числа. 
Их принято называть членами пропорции. 	                                                 
А в зависимости от их расположения в пропорции они могут быть разбиты на две группы. Каким образом? Как бы вы назвали члены каждой пары? 
Вызвать к доске 4 чел (2 дев., 2 мал.; девочки – посередине, мальчики – по краям).
Как бы вы назвали расположение девочек и мальчиков в ряду? 
(Девочки в середине, мальчики скраю)
Вернёмся к пропорции. Как бы вы назвали члены каждой пары?
( Средние и крайние члены пропорции )
Назовите средние и крайние члены в (1) и (2) пропорциях.
Задание для 1 варианта: найдите произведение крайних членов пропорций.
Задание для 2 варианта: найдите произведение средних членов пропорций.
Сделайте вывод.
( Произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции )
Равенства (1) и (2) – верные. 
Значит, можно сказать, что это верные пропорции.
Уточним ваш вывод:
           В верной пропорции произведение крайних членов 
           равно    произведению средних членов пропорции.
  20 : 2 = 40 : 8 – это равенство верное?    
 ( Нет )
Можно сказать, что эта пропорция не верна.
Найдите произведение крайних и произведение средних её членов и сделайте вывод.
Попробуйте сформулировать утверждение: 
«Если произведение , то пропорция ».
         ЕСЛИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КРАЙНИХ ЧЛЕНОВ РАВНО
         ПРОИЗВЕДЕНИЮ СРЕДНИХ ЧЛЕНОВ ПРОПОРЦИИ, 
         ТО ПРОПОРЦИЯ ВЕРНА.
Это свойство называют основным свойством пропорции.                                                                                                    
ЗАДАНИЕ № 3.
   Среди равенств найдите пропорции и назовите их средние и крайние члены:
        а)  25 + 13 = 8 + 30                             г)  90 : 3 = 5 · 6
        б)  33 : 11 = 6 : 2                                 д)  3 : 4 = 6 : 8
        в)  5 + 15 = 50 – 30                             е)  10 : 5 = 20 : 4 
ЗАДАНИЕ № 4.
   1)  Составьте верную пропорцию из данных отношений:
           8 : 24 ;     7 : 28 ;    2 : 6 .
   2) Пользуясь основным свойством пропорции, проверьте, верна ли эта пропорция. 
   3)  Верна ли пропорция   7 : 28 = 2 : 6  ?    Почему?  
IV. Давайте подведём итоги:
      Что нового вы узнали сегодня на уроке?
            ( Понятие «Пропорция»,  
               название членов пропорции, 
               основное свойство пропорции )
V. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА по карточкам.
     Заполните пропущенные места в карточке.
     (Приложение 1 – карточки с самостоятельной работой) 
     По окончании самостоятельной работы учащиеся меняются своими работами, проверяют по образцу, ставят оценки:
                                                   «5» - за  9-10 «+»
                                                   «4» - за  7-8 «+»
                                                   «3» - за  5-6 «+»  
      (Приложение 2 – карточки с правильными ответами)
VI. Домашнее задание: 
      П.21, № 760, 761, 762 (а, б). 
Приложение 1
                      САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
№ 1.  Укажите средние и крайние члены пропорции, 
          вычислите их произведения:        21 : 42 = 2 : 4 .
          Средние члены _________________________________
          Их произведение ________________________________
          Крайние члены _________________________________
          Их произведение _______________________________
   +    
· 
   +    
·  
   +    
·  
   +    
·  
№ 2.  Из данных отношений выберите те, из которых можно 
          составить верную пропорцию: 
                                         6 : 4 ;      10 : 4 ;       9 : 6 .
          6 : 4 =   _______________________________________
          10 : 4 = _______________________________________
          9 : 6 =   _______________________________________
          Верная пропорция: _____________________________
   +    
·  
   +    
·  
   +    
·  
   +    
·  
№ 3.  Пользуясь основным свойством пропорции, проверьте,
          верна ли пропорция:
          а)  52 : 208 = 2 : 8
          Решение: ______________________________________
                           ______________________________________
          Ответ: пропорция ( верна или не верна) ____________
          б)  8 : 3 = 13 : 5
          Решение: ______________________________________
                           ______________________________________
          Ответ: пропорция ( верна или не верна) ____________
   +    
·  
   +    
·  
Приложение 2                                  
                               ПРОВЕРКА самостоятельной работы.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
№ 1.   Средние члены       42  и  2
           Их произведение    84
           Крайние члены       21  и  4
           Их произведение    84
№ 2.   6 : 4 =        6  =  3
                4      2
           10 : 4 =     10  =  5
                              4      2	
           9 : 6 =         9  =  3
                              6      2
           Верная пропорция     6 : 4 = 9 : 6
№ 3.   а)  Решение:  52 · 8 = 416 ,    208 · 2 = 416
           Ответ:   пропорция   верна.
           б)  Решение:  8 · 5 = 40 ,     3 · 13 = 39
           Ответ:   пропорция   не верна.