Технологическая карта по изобразительному искусству на тему Конструкция головы и ее основные пропорции (6 класс)


Технологическая карта открытого урока в 6 классе учителя изобразительного искусства ГБОУ школы № 494 Выборгского района Санкт -Петербурга Ряжиной Д. В., 2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: Ряжина Дарья Викторовна
Предмет: Изобразительное искусство
Класс: 6 б
Дата проведения урока: 30.012017 г.
Тема урока: Конструкция головы и ее основные пропорции, закономерности построения.
Тип урока: Комбинированный ( открытие нового знания, творческая практическая деятельность обучающихся)
Методы и формы обучения: беседа, объяснительно - иллюстративный практический, творческий поиск.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с закономерностями в конструкции головы человека, пропорциями лица человека, величиной и формой глаз, носа, расположением и формой рта. Дать понятие средней линии и симметрии лица.
Цели и задачи урока:
Обучающая:
– расширить знания обучающихся о портрете;
– познакомить обучающихся с основами построения портрета;
Развивающая:
– сформировать умения в создании портрета;
– развивать умение работать в группе;
Воспитывающая:
– воспитывать интерес к изобразительному искусству;
– прививать интерес к окружающему миру, уважать друг друга и мнение другого;
Деятельностная :
– формирование у обучающихся умения самостоятельно определять среднюю линию и строить портрет соблюдая пропорции;
– понимание и использование в творческой работе выразительные возможности портрета.
УМК: Неменская Л.А. Изобразительное искусство в жизни человека: Учебник для 6 класса / Под ред. Б.М. Неменского
Оборудование:
для обучающихся: бумага А4, простой карандаш, ластик.
для учителя: белая доска, маркер для доски, карточки для игры.
Наглядно - демонстрационный материал: репродукции художников: Иван Аргунов, Зинаида Серебрякова, Борис Кустодиев.
Основные понятия и термины: портрет, пропорции, симметрия, средняя линия, метод "визирования".
УУД:
– познавательные (обучающийся научится: понимать закономерности в конструкции головы человека, сопоставлять пропорции лица, наносить среднюю линию, видеть симметрию лица);
– личностные (развитие эстетических чувств, а так же развитие творческих способностей в процессе самостоятельной
работы);
– коммуникативные (организовывать работу в группе и сотрудничать с одноклассниками, участвовать в коллективном обсуждении результатов работы);
– регулятивные (развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней, оценивать свою работу).
Технологическая карта открытого урока в 6 классе учителя изобразительного искусства ГБОУ школы № 494 Выборгского района Санкт -Петербурга Ряжиной Д. В., 2017
ХОД УРОКА
Этапы урока, продолжительность Деятельность учителя Деятельность обучающегося Формируемые умения (универсальные учебные действия)
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности ( 10 мин.) Учитель:
- приветствует, спрашивает о присутствии учащихся на уроке, определяет дежурных, проверяет наличие необходимого оборудования для урока;
- сообщает тему урока через игру ( на столе учителя лежат карточки с изображением частей лица: глаз, носа, рта, а так же волосы, аксессуары, обучающиеся делятся на группы и по очереди берут сначала части лица, далее волосы, аксессуары). Учитель задает наводящие вопросы, которые помогут определить тему и цель урока. Обучающиеся:
приветствуют учителя, дежурные докладывают об отсутствующих на уроке, проверяют наличие необходимого оборудования;
играют в игру предложенную учителем, отвечают на вопросы. Регулятивные: принимают учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний.
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; адекватно выражают и осознают свои эмоции.
Коммуникативные: выражают свое мнение в диалоге, аргументируют.
I I. Актуализация знаний, введение в тему урока. ( 5 мин.) Учитель актуализирует знания обучающихся рассказывая о жанре изобразительного искусства – портрете.
Учитель:
- ребята, как вы думаете, почему важно знать, как правильно рисовать голову человека?
Обучающиеся:
- человек должен понимать законы природы и уметь видеть красоту вокруг себя, а прежде всего, в лицах людей, чтобы ощущать свою индивидуальность.
Учатся элементам анализа художественного произведения в жанре портрет. Познавательные: принимают активное участие в обсуждении нового материала; анализируют новый материал, анализируют работы великих художников- в жанре портрет; приобретают творческие навыки.
Коммуникативные:
соблюдают нормы коллективного общения; включаются в определенный вид деятельности.
Личностные:
осознают свои эмоции, умение чувствовать; проявляют интерес к произведениям искусства
III. Изучение нового материала
( 7 мин.) Учитель:
Приглашаю вас полюбоваться картинами художников: Ивана Аргунова, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева.
Обучающиеся:
Красоту лица человека, его переживания, характер.
Учитель:
Сможем ли мы с вами сейчас приступить к рисованию лица человека?
Обучающиеся:
Нет.
Учитель:
Почему?
Обучающиеся:
У нас недостаточно знаний для этого.
Учитель:
Какие трудности вы испытывали до сих пор при рисовании портрета человека? Почему ваши рисунки казались нескладными?
Обучающиеся:
Очень трудно правильно распределить части лица: глаза, брови, нос, рот и др, чтобы рисунок не вызвал смех.
Учитель:
Избежать это нам поможет знание пропорций. Диктует под запись:
Пропорция – это соотношение величин частей, составляющих одно целое.
К основным частям лица относятся: (продолжите запись предложения самостоятельно)
Обучающиеся:
Записывают определение в тетради.
Продолжают: глаза, нос, губы, уши.
Внимательно слушать учителя. Смотрят на показ предложенный учителем. Коммуникативные: сотрудничество с учителем; Познавательные: получение новых знаний;
Личностные: умение слушать.
IV. Творческая практическая деятельность ( 20 мин.) Учитель:
Внимание на доску:
Сегодня нам важно изучить правила рисования головы человека и его лица.
Откройте альбом, расположите его вертикально.
Для изображения любого объекта необходимо определить его геометрическую форму.
Помогите мне в определении правил рисования головы, но помните, лицо человека симметрично. Что это значит?
Обучающиеся:
Симметрично, значит правая и левая часть лица абсолютно похожи.
Учитель:
Итак: давайте нарисуем овал. Нанесем вертикальную ось, которую мысленно проведем через нос. Ведь лицо человека симметрично!.
А как быть с рисованием глаз, бровей, ушей?
Обучающиеся:
Они будут находится на одинаковом расстоянии от носа и справа и слева.
Учитель:
Но как определить линию-ось , на которой будут размещены глаза? Я приглашаю к себе несколько ребят, которые готовы помочь нам найти уровень расположения глаз на лице человека.(выходят 3 человека).
Задание: Постарайтесь определить уровень глаз на лицах своих одноклассников.
Учитель:
1 правило:
Горизонтальная линия – ось глаз проходит точно посередине головы.
Срединная линия – это воображаемая линия, проходящая через середину лба, середину основания носа, губ и подбородка.
2 правило:
А теперь разделим нижнюю часть овала пополам и мы получим высоту носа.
3 правило:
Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка разделить на 2 равные части, то мы точно определим положение края нижней губы.
4 правило:
А вот величина глаза должна укладываться в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами умещается еще один глаз.
(учащиеся выполняют набросок в альбоме).
Общие правила готовы. Место положения частей на лице у каждого человека одинаково.
А что же касается деталей?
Посмотрите друг на друга. У всех на лице есть рот. Нос. Глаза. Брови. Лоб. Волосы. Но, почему мы различаем друг друга?
Обучающиеся:
Потому что у всех разные формы и размеры частей лица.
Выполняют задания.
Осуществляют творческий поиск. Делятся практическими открытиями во время работы Регулятивные:
планируют деятельность в учебной ситуации;
определяют способы определения оси симметрии и пропорций при построении лица.
Личностные:
осознают неповторимость и разнообразность лиц, мимики на лицах, в окружающем нас мире.
V. Рефлексия деятельности (Итоги урока) ( 3 мин.) Учитель раздает каждой группе листки с основными вопросами по теме урока, обучающиеся должны посовещавшись в группе ответить на вопросы и поставить своей группе балл определяющий правильность ответов своей группы.
Дает домашнее задание: на следующий урок нам понадобится пластилин ( скульптурный или обычный), стеки, скатерти или доски для пластилина. Обучающиеся работают в группах, отвечая на вопросы и выставляя совей группе баллы.
Записывают домашнее задание в дневник. Коммуникативные: понимают позицию другого; используют речевые средства в соответствии с ситуацией; умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями.
Регулятивные:
планируют деятельность и работают по плану