Конспект урока математики по теме Основное свойство пропорции


Урок математики в 6 классе
УРОК № 2
Тема: Основное свойство пропорции.
Цель: Формировать навыки и умения учащихся применять основное
свойство пропорции при нахождении неизвестного члена
пропорции при решении практических задач.
Развивать коммуникативные умения и навыки, творческие
способности,познавательный интерес
Воспитывать настойчивость, силу воли.
Тип урока: Усвоение новых умений и навыков.
Методы: репродуктивный, эвристический (частично- поисковый) метод.
Оборудование: Таблица.
Структура урока.
Организация класса.
Проверить подготовку учащихся к уроку.
Мотивация обучения.
Основное свойство пропорции дает возможность решить ряд практических задач в нашей повседневной жизни. Можно сказать «пропорции вокруг нас».
Актуализация опорных знаний.
Что называется пропорцией?
Как называют члены пропорции?
Основное свойство пропорции?
Какие перестановки членов пропорции снова приводят к верным пропорциям?
(Если в верной пропорции поменять местами средние члены или крайние члены, то получившиеся новые пропорции тоже верны.)
Дана пропорция 5 : 15 = 4 : 12
Составьте новые верные пропорции
(12 : 15 = 4 : 5; 5 : 4 = 15 : 12; 15 : 12 = 5 : 4)
Найти а в пропорции 12 : а = 4 : 5.
Вывод: Используя основное свойство пропорции можно найти неизвестный член пропорции.
Решение задач.
(Применяю прием интерактивного обучения ,,Аквариум”.
Учащиеся объединяются в группы по 4-6 человек и знакомятся с заданием. Одна из групп занимает место в центре аудитории, получает инструкцию о проведении групповой дискуссии : ,,Прочитайте задачу вслух, обсудите ее в группе, за 3 минуты найдите общее решение”. Группа возвращается на место. Короткое обсуждение того, что услышали всем классом согласны ли вы с мнением группы ? Потом другая группа занимает место в центре класса.) Задание группе 1.
А) Для изготовления 8 приборов необходимо 18 кг металла. Сколько приборов можно изготовить из 27 кг металла?
Решение: Пусть из 27 кг металла можно изготовить х приборов. Найдем сколько кг металла необходимо для изготовления 1 прибора двумя способами 18 : 8 кг или 27 : х кг.
Составим пропорцию 18 : 8 = 27 : х
8 ∙ 27 4 ∙ 3
Х = -------- = -------- = 12
18 2
Ответ: 12 приборов.
Задание группе 2.
Б) За 5 часов турист прошел 24 км. Какое расстояние он пройдет за 8 часов с той же скоростью?
Решение: Время Расстояние
5 ч - 24 км
8 ч - х км
Пусть за 8 часов турист пройдет х км. Найдем скорость туриста
24 х
---- км/ч или ----- км/ч
5 8
Уравнение
24 х
------ = ----- ;
5 8
24 ∙ 8
х = ------- = 4,8 ∙ 8 = 38,4
5
Ответ: 38,4 км.
Задание группе 3.
В) Из 140 кг свежих вишен получают 21 кг сушеных. Сколько выйдет сушеных вишен из 160 кг свежих? Сколько необходимо взять свежих вишен, чтобы получить 31,5 кг сушеных?
Решение: свежие сушеные
140 кг 21 кг 140 кг - 21 кг
160 кг х кг у кг - 31,5 кг
140 21 140 21
----- = ------ ------ = -------
160 х У 31,5
160 ∙ 21 140 ∙ 31,5
х = ------- = 24 у = ---------- = 210
140 21
Ответ: 24 кг; 210 кг.
Задание группе 4.
Г) За первый час автомобиль проехал 70 км, что составляет 14% всего пути. Сколько километров должен проехать автомобиль?
Решение: Весь путь х км – 100%
Проехал 70 км – 14%
Пусть весь путь равен х км. Примем весь путь за 100%. Найдем двумя способами сколько км составляет 1%.
х : 100 или 70 : 14
Уравнение х : 100 = 70 : 14
14 ∙ х = 100 ∙ 70
100 ∙ 70
х = ------- = 500
14
Ответ: 500 км.
Решить самостоятельно Вариант – 1 №622 (4; 8)
2 №622 (5; 6)
Работа в парах. Поменяться тетрадями и проверить работу товарища. На доске отобразить правильное решение.
5 Проведение итогов. Рефлексия.
Что вы узнали на уроке?
Что тебе удалось (понять, осознать, разобраться)?
Что труднее всего тебе сегодня показалось?
6 Задание на дом:
Выучить п. 20. Решить №623.