Статья по физической культуре на тему Организация круговой тренировки на уроках гимнастики, легкой атлетики и спортивным играм


Статья
Тема: <<Организация круговой тренировки на уроках гимнастики, легкой атлетики и спортивным играм>>.
Исполнитель: Москаева Раиса Григорьевна ,учитель МБОУ СШ №1
Описание: Организация круговой тренировки на уроках гимнастики , ,легкой атлетики и спортивным играм позволяет подготовить учащихся для соревнований по различным видам спорта, особенно к соревнованиям <<Президентские состязания>>. В приложении показаны упражнения, которые обучающиеся выполняют на станциях в круговой тренировке.
Г.Волжский ,Волгоградской области. 2016
Круговая тренировка на уроках физического воспитания хорошо увязывается с программным материалом по легкой атлетике, спортивным играм и особенно гимнастике, способствует повышению не только плотности урока, но и положительно воздействует на организм в целом. Эффективность концентрации нагрузки позволяет в кратчайший срок успешно развивать общую и специальную физическую подготовку.
УРОКИ ГИМНАСТИКИ
На уроках гимнастики уделяется большое внимание овладению элементарными движениями, совершенствованию координации и умению красиво и непринужденно владеть своим телом. Упражнения из основной гимнастики — прекрасное средство для совершенствования общей двигательной координации и вместе с тем для развития и укрепления плечевого пояса, а также всего двигательного аппарата.
Такая универсальность элементарных гимнастических упражнений позволяет решать как общеобразовательные, так и оздоровительные задачи в общефизической подготовке. А возможность оказывать избирательное воздействие на организм занимающихся путем изменения дозировки нагрузки определяет их значительный удельный вес в общефизической подготовке любого вида спорта.
При использовании в круговой тренировке элементов из основной гимнастики занимающиеся знакомятся со всевозможными упражнениями, а также с основными компонентами движений: амплитудой, скоростью, напряжением. Они овладевают умением управлять своими движениями и согласовывают их с движениями из других упражнений. Мастерство спортсмена в любом виде спорта зависит прежде всего от умения владеть своими движениями, легко, выразительно, целесообразно управлять ими. Элементы зачетных комбинаций из программного раздела гимнастики требуют определенной физической подготовленности. Именно на уроках гимнастики наиболее остро ощущается взаимосвязь между физическими качествами н навыками, формирующимися на фундаменте физической подготовки. Очевидно, что обучать, например, стойке ,подъемам и другим элементам —обходимо после того, как у учащихся укрепились мышцы плечевого пояса, спины, живота и др.Кроме того, на уроках гимнастики, где много времени отводится обучению новым элементам и комбинациям упражнений, круговая тренировка дает возможность значительно повысить моторную плотность занятий, является формой, позволяющей сочетать два процесса — воспитание физических качеств и обучение навыкам и умениям в сжатый отрезок времени, каким является 45-минутный урок. В зависимости от поставленных задач круговая тренировка может включаться как в подготовительную, так и в основную часть урока. Все зависит от того, что является главным в конкретной ситуации — преимущественное развитие физических качеств или изучение и совершенствование программного материала по гимнастике. Если слабая физическая подготовка учащихся препятствует полноценному формированию умений и навыков, круговую тренировку следует проводить в начале основной части урока.
В комплексы круговой тренировки по программному материалу подбираются упражнения, преимущественно направленные на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота и спины, увеличение подвижности суставов, укрепление всей мускулатуры, а также тренировку вестибулярного аппарата. Количество упражнений в комплексе зависит от направленности развиваемых физических качеств и колеблется от 10 до 15 станций.
Подбирая комплексы, необходимо соблюдать основные дидактические принципы, т. е. идти от простого к сложному, чередовать активный отдых одних мышечных групп с работой других. После тяжелого упражнения следует подбирать более легкие, дающие возможность восстановить силы и успокоить дыхание. Следует также постепенно увеличивать количество станций с упражнениями на силу.
При слабой физической подготовленности отдельных учащихся им необходимо необходимо давать обязательные задания на дом с последующей проверкой их выполнения на уроке.
Особенностью программы по гимнастике является то, что в ней большинство упражнений чередуется в динамических и статических упорах и висах, требующих координированных силовых и волевых проявлений. Это важно учитывать при подборе упражнений для специализированного комплекса по гимнастике. Например, упражнения, развивающие мышцы брюшного пресса, следует сочетать с положениями висов или упоров. (приложение №1).
УРОКИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
При прохождении программного материала по легкой атлетике часто приходится сталкиваться с тем, что основная масса учащихся имеет слабые показатели по таким ее видам, как бег на короткие дистанции, прыжки в длину и высоту и т. д. После проведения контрольных испытаний преподаватель должен определить - в каком направлении следует вести физическую подготовку учащихся, чтобы успешно выполнить учебные программы и сдать нормы комплекса ГТО. Перспективность применения круговой тренировки на уроках легкой атлетики очевидна. Проводить ее можно после усвоения круговой тренировки на уроках гимнастики или спортивных игр . Следует позаботиться о целесообразном расположении станций с учетом имеющегося оборудования. При наличии гимнастического городка отдельные станции можно располагать на его территории, что позволит разнообразить комплекс круговой тренировки на уроках легкой атлетики. Спецаализированные комплексы круговой тренировки по легкой атлетик строятся из 10—15 станций и включают упражнения, способствующие развитию физических качеств: быстроты, прыгучести, общей и скоростной выносливости,скоростной силы,тесно связанной с укреплением опорно-двигательного аппарата.
Направленность комплекса определяется показателями учащихся на приемных контрольных испытаниях, и здесь должны занять упражнения, обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку подростков.
При проведении круговой тренировки на уроках физического воспитания по легкой атлетике следует учитывать как возрастные , гендерные различия ,так и степень физической подготовленности. В отдельных случаях при слабой физической подготовке необходимо рекомендовать учащимся дополнительные упражнения.
Давая задания на дом, следует контролировать их выполнение на последующих уроках. Процесс обучения длителен и требует серьезного отношения к учебе. Важно довести все это до сознания учащихся, приучить их к регулярным и систематическим занятиям.
' Применяется круговая тренировка на уроках легкой атлетики на первом году обучения во втором полугодии, а на втором и третьем годах обучения после контрольных испытаний как в первом, .так и во втором полугодии. Занятия на первом году обучения следует проводить по упрощенному варианту, в дальнейшем можно переходить к более сложным вариантам, требующим учета и записи результатов. Срок действия комплексов такой же, как и на предыдущих уроках,— 4—6 занятий. Замену отдельных станций можно производить, учитывая конкретные условия, а также изучаемый материал на уроке.
При проведении круговой тренировки на спортплощадке или стадионе следует изготовить станционные плакаты и футляры к ним для хранения в ненастную погоду . (приложение №2)
ИГРОВЫЕ УРОКИ
Содержание круговой тренировки на игровых уроках составляют игровые станции. В течение урока учащиеся в определенной последовательности переходят от одной станции к другой, выполняя на каждой из них игровые задания вперемежку с целевыми упражнениями, направленными на обучение ,воспитании и совершенствование конкретных физических- качеств.
В процессе занятий не только происходит развитие физических качеств, но и совершенствуется техника приемов игры. Применение различных вариантов будет диктоваться такими условиями, как физическая и техническая подготовленность группы и год ее обучения. В специализированные комплексы с игровой направленностью необходимо включать упражнения из основной, атлетической, прикладной и снарядной гимнастики с использованием различного инвентаря. Из легкой атлетики — упражнения по прыжкам, метанию и бегу. Из тяжелой атлетики — упражнения с различными отягощениями.
Предлагаемые упражнения должны подбираться так, чтобы каждое из них воздействовало на отдельные группы мышц и было рассчитано на развитие определенных физических качеств. Для совершенствования технических приемов спортивных игр используют комплексные упражнения, состоящие из предварительно хорошо изученных игровых элементов.
Соотношение количества станций по воспитанию физических качеств с игровыми станциями, направленными на совершенствование умений и навыков технических элементов или их сочетаний, составляет 3:1. При этом необходимо избегать чрезмерного увлечения техническими элементами, характерными для спортивной тренировки, при подборе специализированных комплексов в игровых уроках.(приложение №3,4).
Методические разработки
Комплекс упражнений
круговой тренировки для уроков
по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, гимнастике