Рабочая программа Рабочая программа по факультативу по литературе 11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 41
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
Руководитель Заместитель Заместительметодического директора по УВР директора по УВР
объединения
. . .
Протокол № . Протокол № . Протокол № .
от « » 2016 г. от « » 2016 г. от « » 2016 г.
Рабочая программа
по факультативному курсу
«Литературный практикум»
Составитель программы
Халлиулина Наталья Александровна
учитель русского языка и литературы
2016 год.
Пояснительная записка.
Учебная программа факультативного курса по литературе «Литературный практикум» посвящена систематизации и углублению знаний по литературоведению, развитию творческих способностей учащихся на основе овладения различными видами анализа художественного произведения, а также умений самоконтроля и самоорганизации.
Данная программа гармонично и оптимально сочетает теоретический материал с практической деятельностью учащихся. В соответствии с целями литературного образования в программе придается особое значение самостоятельной работе школьников как ведущему виду учебной деятельности. Предлагаемый курс «Теория литературы» предназначен для подготовки учащихся 11-х классов к итоговому сочинению. Курс направлен на систематизацию и расширение знаний, умений и навыков в области литературоведения, овладения различными видами анализа, опираясь на теоретические сведения.
Программа не только продолжает, но и углубляет изучение теории литературы. Вместе с тем курс подразумевает усвоение теоретических литературоведческих понятий в сочетании с практической деятельностью учащихся (при анализе художественных произведений). В качестве объекта анализа предлагаются литературные произведения, предназначенные для обязательного изучения, и дополнительная литература по предмету, имеющая методическую значимость (по выбору учителя и учащихся). Итак, курс «Литературный практикум» основывается на принципе научности, последовательности, системности изложения материала, связи теории с практикой.
Данная программа помогает учащимся приобрести дополнительные филологические знания по курсу литературы, позволяет практически получить начальное филологическое образование. Знания, умения и навыки, которыми овладеет будущий выпускник, будут востребованы в социуме. Тема курса актуальна. Существует противоречие между содержанием учебной программы по предмету (стандарта) и временем на освоение этого содержания, которое выделяется учебным планом. Нехватка времени для формирования практических умений с помощью углубленных теоретических сведений компенсируется на занятиях данного курса. Кроме того важным является подготовка к итоговому сочинению.
Каждый выпускник независимо от целей и склонностей хоть один раз в жизни оказывается в роли писателя, чтобы проявить свои творческие способности в освоении одного-единственного литературного жанра – сочинения. А это творческий процесс, неотъемлемой частью которого является вдохновение. Но экзаменационная обстановка не очень-то способствует его приходу, тем более, что время, отведённое для творчества, строго регламентировано. В течение отведённого времени необходимо сконцентрироваться и написать стройное, логичное целое – законченный текст сочинения…Как доказать, что ты умеешь самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы, гибко пользуясь материалом художественных произведений, владеешь навыками письменной литературной речи? Как продемонстрировать свою блестящую эрудицию? Убедить, что ты имеешь все данные, чтобы пополнить славную армию студенчества? Над этим задумывается каждый выпускник и начинает целенаправленно готовиться к экзамену.
Сочинение уже более 200 лет является универсальной комплексной формой проверки уровня обученности учащихся. Она хорошо знакома не только учителям-словесникам, но и другим педагогам, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь – дисциплин гуманитарного цикла).
Сочинение – это творческая работа. Качественное более или менее развёрнутое письменное высказывание по литературной проблематике всегда свидетельствует о развитости ума чувств человека. Владение речью, законами построения логичного и убедительного текста, необходимое в работе над сочинением, пригодится в любом ином деле.
Промежуточная аттестация в форме сочинения – написание итогового сочинения-рассуждения различного объёма с опорой на прочитанное и осмысленное художественное произведение – является заданием повышенной сложности. Оно нацелено на комплексную проверку всех предусмотренных программой умений, в числе которых:
– научиться работать с литературным текстом;
– проверить речевые компетенции обучающегося, умение обращаться к литературному материалу, выбирать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы;
– выражать информацию в виде кратких записей;
– формулировать проблему;
– выстраивать систему аргументов, убедительно, этически корректно доказывать собственное мнение;
– создавать собственный текст;
– композиционно оформлять текст;
– выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы русского языка и демонстрируя такие коммуникативно значимые качества речи, как богатство, выразительность, точность, ясность, чистота и др.
Требование подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения в 11-х классе выдвинула сама жизнь. Стремление быть признанным в обществе, оцененным им, а также когнитивная потребность в информации и знаниях могут быть реализованы лишь через речевую деятельность и зависят от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определённых культурно-речевых и этических норм. Так, социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений выпускников.
Современные потребности развития всех сфер общества требуют необходимости компетентного, конкурентоспособного специалиста, умеющего работать с людьми, вести конструктивный диалог. Это предполагает овладение умением видеть ситуацию во всём её реальном многообразии и сложности, в том числе умение учитывать позиции своих оппонентов. Таким образом, воспитание культуры доказательного, аргументированного ответа рассматривается как важнейшая задача всей системы образования.
Готовы ли выпускники создать текст-рассуждение? Сформированы ли у одиннадцатиклассников умения выстраивать суждения, которые соответствуют их личным представлениям о «правильности», жизненному опыту, объективным законам природы, научному и общественному знаниям, отражённым в художественной, публицистической, научной литературе? Умеют ли выпускники соглашаться или не соглашаться с позицией автора текста? Насколько они это делают этично, доказательно, правильно? Поиски ответа на эти вопросы легли в основу данного курса.
Цели курса:
углубление знаний теоретических понятий;
формирования внутренней потребности личности к совершенствованию читательского опыта через овладение приемами литературоведческого анализа;
развития и совершенствования психологических качеств личности учащегося: любознательности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний;
подготовить учащихся к промежуточной аттестации в форме сочинения.
Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:
формировать научное мировоззрение;
систематизировать ранее изученные и полученные знания, умения и навыки и формировать умения применять теоретические знания на практике;
развивать творческие способности учащихся;
развивать умения и навыки самоконтроля и самоорганизации;
выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме;
способствовать систематизации и проблематизации знаний обучающихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья;
подготовить ученика к промежуточной аттестации в форме сочинения, уделить особое внимание формированию умения создавать связный текст на заданную тему;
регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объёма на основе художественного произведения (или его фрагмента);
научить логически, доказательно писать сочинения, используя не шпаргалку, а полученные на уроках литературы навыки и знания;
обучающимся 11-х классов освоить методику написания сочинения-рассуждения, целенаправленно подготовиться к промежуточной аттестации в форме сочинения;
привести в систему имеющийся опыт работы с литературным текстом и проверить свою готовность к выполнению творческого задания на экзамене – написанию итогового сочинения;
помочь организовать упорную, постоянную, систематическую, самостоятельную работу: способствовать чтению и анализу художественных текстов, учебной и научной литературы;
помочь разобраться в том, что же такое сочинение, понять, что это не тяжкий бесполезный труд, определённое количество страниц, которое нужно «вымучить» после изучения очередного программного произведения, а интересная и порой захватывающая работа.
Для реализации поставленных задач важно использовать оптимальные методы и приемы обучения для курса профильного обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, метод стимулирования и мотивации учебной деятельности, метод самостоятельной работы. Отсюда вытекают самые разнообразные формы работы: эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-консультация, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся.
Предлагаемый курс предусматривает следующие виды самостоятельной работы: анализы лирического, прозаического и драматического произведений, анализ эпизода, работа со справочной литературой, составление литературоведческого словаря, написание реферата, создание веб-странички о любимом писателе или литературном произведении и т.д.
Работа по теме курса «Литературный практикум» предполагает следующий ожидаемый результат: изучение курса приведет к ликвидации пробелов в данной области; овладение необходимыми теоретическими знаниями приведет к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике, а именно: умению глубоко анализировать художественное произведение, используя сведения по теории литературы, умению самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях художественной культуры.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п Тема занятия. Количество часов.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
4 ч.
5 ч.
6 ч.
7 ч.
8 ч.
9-11 ч.
12 ч.
13 ч.
14 ч.
15 ч.
16 ч.
17-18 ч.
19-20 ч.
21-22 ч.
23 ч.
24 ч.
25 ч.
26 ч.
27-28 ч.
29-31 ч.
32 ч.
33 ч. 1 О новой форме промежуточной государственной (итоговой) аттестации по литературе – итоговом сочинении.
2. Требования, предъявляемые к сочинению.
3. Классификация ошибок при проверке итоговых сочинений.
4. Ошибки, связанные с содержанием и логикой работы (фактические и логические ошибки).
5. Ошибки, связанные с нарушением речевых норм.
6. Ошибки, связанные с нарушением грамматических норм.
7. Ошибки, связанные с нарушением орфографических норм.
8. Ошибки, связанные с нарушением пунктуационных норм.
9-11. Основные типы сочинений (дневники, рецензии, очерки, литературно-критические статьи и т. д.).
12. Структура экзаменационной работы. Система оценивания.
13. Критерии оценивания. Соответствие теме.
14. Критерии оценивания. Аргументация. Привлечение литературного материала.
15. Критерии оценивания. Композиция и логика рассуждения.
16. Критерии оценивания. Грамотность.
17-18. Последовательность работы над сочинением. Виды вступлений.
19-20. Последовательность работы над сочинением. Главный тезис. Основная часть (аргументация).
21-22. Последовательность работы над сочинением. Виды заключений.
23. Правила игры. Советы экзаменующемуся: «Семь правил успеха на экзамене».
24. Ещё раз о терминах и понятиях. Повторение изученных теоретико-литературных понятий.
25. Итоговое сочинение. «Любимые» экзаменационные темы (особенности формулировки, тематическое направление).
26. Рассмотрим модель выпускного сочинения (примеры сочинений).
27-28. Анализ сочинений по критериям № 1-4.
29-31. Практикум. Написание собственных сочинений на предложенную тематику.
32-33. Анализ и работа над ошибками в собственных сочинениях.
34. Итоговое занятие. 1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
3 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
2 ч.
3 ч.
2 ч.
1 ч.
Учебно-методическое обеспечение.
1. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах учебно- методическое пособие/Т.И.Павлова, Н.А.Раннева.– Ростов н/Д: Легион, 2011.
2. Служевская Т.Л. Уроки словесности. Практикум по культуре речи. – СПб.: Изд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997.
3. Уроки словесности. Пособие для подготовки к сочинению и выполнению творческих заданий/Е.А. Владавская, Н.И. Ломилина, В. К. Сигов. – М.: Интеллект-Центр, 2007
4. Т. В. Лимонад. С сочинением на «ТЫ». Пособие для старших. М.: Школьная Пресса, 2001 – (Серия ШАНС – «Школа Абитуриента: Научись Сам»).