Урок истории в 5 классе по теме Индийские касты


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Узкий Луг

Методическая разработка урока истории
в 5 классе по теме «Индийские касты»

Работу выполнила:
учитель истории Харченко О.И.
2016-2017 учебный год
Урок истории в 5-м классе “Индийские касты” должен дать учащимся представление о религиозных верованиях индийского народа. Особое внимание уделяется дифференцированному и системно-деятельностному подходу в изучении материала, когда учащиеся, работая в группах, самостоятельно открывают и закрепляют новые знания.
Данный методический материал может быть использован на уроках Всемирной истории при изучении стран Востока, Индии и Китая; также при подготовке учащихся к олимпиадам по истории, во внеклассной работе – для повышения познавательной активности и расширения кругозора.
Педагогические цели.
Тип и вид урока. Урок получения новых знаний и первичное закрепление \ урок – экскурсия.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
создавать у учащихся положительную мотивацию к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;
воспитывать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
вызвать способность к сопереживанию к бедным людям и необходимость защищать обездоленных.
Метапредметные результаты:
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
развивать умение работать в группах;
развивать умение работать с текстом;
развивать сообразительность, мышление, внимание, память.
развивать умения и навыки работы с историческими источниками, картой, хронологией, понятиями;
способствовать развитию умений делать выводы, сравнивать.
Предметные результаты:
познакомить учащихся с кастами в древней Индии;
выяснить в чём значение деления общества на касты;
определить в чьих интересах было деление на касты.
подвести учащихся к пониманию того, что деление общества на касты было несправедливым;
Основное содержание темы, понятия и термины: общественное устройство древней Индии, кастовое деление общества: жрецы – брахманы, знатные воины, земледельцы и слуги; Религиозные верования – миф о происхождении 4 каст, легенда о Будде. Возникновение буддизма. Особенности буддизма, как основной религии. Культура Древней Индии: шахматы, индийские цифры. Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Образовательные ресурсы: учебник История Древнего мира А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свинцицкая , мультимедийное учебное пособие нового образца, карта «Индия и Китай в древности» (№ 7), рабочая тетрадь по истории древнего мира Г.И. Годер (часть 1), карточки с заданиями.
Организационная структура урока
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Характеристика основных видов деятельности Формируемые УУД
I.Организационный.
Цель. Включение в деятельность учащихся на личностно-значимом уровне.
II. Актуализация знаний
Цель. Повторение ранее изученного материала, необходимого для изучения нового, развитие ранее приобретенных умений, выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Фронтальная
Словестный
Слово учителя, индивидуальная, творческая Приветствует учеников и проверяет готовность к уроку
Ну-ка проверь дружок, Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь отметку «пять»?
Добрый день ребята! На столе у меня монеты разных цветов. Выберете ту, которая соответствует вашему настроению.
золотая Активность, бодрость
зеленая спокойствие
серебряная Серьезность
черная пассивность
1.Работа по карте «Индия и Китай в древности».
- Показать и назвать полуостров на котором расположена Индия.
- Какими водами омывается этот полуостров?
- Назовите и покажите на карте крупные реки протекающие в Индии.
- Назовите и покажите горы, которые служат северной границей в Древней Индии.
2. Индивидуальная работа по карточкам (смотрите приложение 1.)
3. Выполнить «реставрацию».
В долине р. Ганг было жарко и влажно. Её покрывали густые труднопроходимые леса - _______. Если путнику приходилось остановиться на ночь в таком лесу то можно было без труда найти себе пропитание _____, ______,______, _______. Но так-же путник мог и встретить опасности на своем пути ______________.
Жители Индии в заболоченных долинах рек сажали _____. Еще в Индии выращивали _______ и _____.
На землях где было суше сеяли ____ и _____. Деревни и поля Индии были окружены _______. Вооружившись луком мужчины охотились в _____ на ___________________.
Взаимопроверка, сверка с экраном.
От 0-1 ошибки - 5; 2-3ошибки -4; 4-5ошибок- 3;
4. Задание. Решение исторических задач.
Приложение 1. Задание №4. Приветствуют учителя
Организуют свое рабочее место
Определяют свое настроение в соответствии с таблицей, демонстрируют своё настроение
- Показывают географические объекты на карте, отвечают на вопросы поставленные учителем.
- Выполняют задания предложенные учителем.
- Вставляют слова, показывают знания о жизни индийцев и их занятиях.
Осуществляют взаимопроверку по ключам;

Индивидуальное задание. Проверка выполнения задания. Самоопределение (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
Отбор информации, анализ, умение излагать информацию в сжатом виде, умение сравнивать, умение делать выводы.
Владение устной и письменной речью ее оформление (К)
Оценивание результатов своей деятельности и чужой, умение работать по критериям (Р)
III.
Целеполагание. Подвести учащихся к постановке целей и задач
Словесные, фронтальные, беседа
Мы продолжаем с вами путешествовать по сказочной стране Индия. Сейчас мы отправимся в небольшое путешествие в индийскую деревню. По пути мы встречаем семью земледельца. В беседе с ним мы интересуемся, кем же станут его сыновья, когда вырастут. На что тот нам отвечает, что они хотят стать воинами, но это не возможно. Когда они вырастут, они должны будут, как и мы работать на земле.
- Ребята, какой вопрос у нас возник к земледельцу?
(Почему его дети не могут стать воинами?)
- Мы не из той касты, ответит крестьянин.
- Ребята, какое новое слово вам встретилось? (каста)
- Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?
- Давайте попробуем определить цели и задачи этого урока.
Что сегодня мы должны узнать на уроке?
Что такое каста?
- Записываем план урока
1. Миф о происхождении каст.
2. Касты в Индии.
А) брахманы
Б) воины
В) земледельцы
Г) слуги
Д) неприкасаемые Предполагаемые ответы учащихся.
- Что такое каста?
- Что представляет собой каста?
- Какие касты были в древней Индии?
Работа с текстом учебника на стр.100 (дать определение понятию каста)
Умения самостоятельно формулировать цель, тему, задачи урока (Р)
IV. Открытие новых знаний, развитие имеющихся умений.
Цель. Обеспечение восприятия осмысления и закрепления новых знаний учащихся. Работа с текстом учебника, групповая 1 Дает задание детям прочитать п.1 параграфа и выполнить задание №1. приложения 2: выделить название каст и их происхождение заполнить схему «Касты в Индии». Дать определение понятию касты.
-Что такое касты?
(записать определение в тетрадь)
- Итак как же выглядело общество в Индии? Проверяем заполненную схему.
Физминутка
Звучит древнеиндийская мантра радости.
2. Работа в группах.
1 группа. Жрецы – брахманы. Стр.101-103, п.2-3
2 группа. Воины. Стр.103-104, п.4
3 группа. Земледельцы. Стр.103-104, п.4
4 группа. Слуги. Стр.103-104, п.4
5. группа Неприкасаемые. Стр.104, п.5
- Охарактеризовать касту по плану
Название касты Основные занятия Особенности жизни
Жрецы Жертвоприношения, чтение молитв, учили учеников. Жизнь делилась на три периода: учения, обзаведение семьей, отшельничество
Воины Участвовали в битвах, в мирное время: участвовали в пирах, выезжали на охоту, устраивали состязания в стрельбе из лука Земледельцы Обрабатывали поля, торговали, пасли скот. Слуги Подчинялся беспрекословно своему хозяину, почтение людей более высших каст Не имел права накапливать свои богатства, приносить жертвы богам
Неприкасаемые Убирали в деревне мусор, выполняли «черную» работу. Запрещалось жить в деревне, питались отбросами, жили в лачугах. С ними никто не садился за один стол.
Работа с таблицей.
- Как делилось общество в Древней Индии?
- Было ли такое деление справедливым? Работа с текстом учебника и заполнение предложенную схему «Касты в Индии» (приложение № 2, зад №1)
- Записывают определение в тетрадь.
Проверяют задание, выполненное на карточках (приложение 2 Рабочий лист урока задание 1.)
Учащиеся выполняют задание 2 рабочего листа по группам.
Предполагаемые ответы: в обществе было неравенство, деление и отношение к кастам было несправедливым, особенно по отношению к простым земледельцам и слугам. Но самыми бесправными и униженными были в Индии неприкасаемые.
Ориентация в учебнике, в полученной информации, сопоставление и отбор информации из источников, умение работать с письменным текстом, анализ, сопоставление и сравнение фактов, установление закономерностей, логических связей, обобщение (П).
Владение диалоговой формой речи, умение работать с текстом, понимание прочитанного текста, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К).
Итоговый и пошаговый контроль результатов, планирование своей деятельности (Р).
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание и закрепление полученных первичных знаний, выявление пробелов и их коррекция. Индивидуальная , работа с текстом 1.Выполнение задания 3 в рабочем листе.
Ответьте на вопрос «да» или «нет»
- Основателем каст в Индии считается бог Брахма?
- Самыми мудрыми и почтенными считались воины?
- Принадлежность к касте передавалась по наследству?
- Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество?
- Из ступней бога Брахмы вышли воины?
-Неравенство между кастами, казалось индийцам естественным?
2. Исправьте ошибки. Задание №4 в рабочем листке.
Разбор текста. Отмечают в рабочих листах задания №4 «да» или «нет».
Найти и подчеркнуть ошибки в тексте. Умение перерабатывать информацию, делать выводы (П)
Умение соотносить информацию и факты (Р)
5. Итог урока. Рефлексия деятельности. Посчитайте сколько баллов вы набрали?
Вопросы классу (Что нового вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Кому сегодня мы поставим оценки за работу на уроке?)Выберите смайлик который соответствует вашему настроению и раскрасьте его. Оценивают себя, свою работу на уроке, подсчитывают свои баллы. Оценивают работу других.
Выбирают смайлик соответствующий настроению в конце занятия и раскрашивают. Оценивание своей деятельности и класса на уроке. Регуляция своего поведения в соответствии с нормами и этическими требованиями (Р)
6. Домашнее задание. §21 вопросы 1-5 по выбору, индивидуальные задания подготовить сообщения о Будде и Конфуции. Задание в рабочей тетради стр.64 №82,№83. Записывают домашнее задание в дневник. Планирование собственной деятельности в соответствии полученных знаний на уроке.
Приложение 1.
663257511303000Задание 1. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1. Работа по контурной карте.
Обведите границу Древней Индии.
Подпишите название главных рек Индии
Найдите и подпишите название гор, расположенных в Индии
Напишите название полуострова, на котором располагалась Древняя Индия
Подпишите все водные объекты, омывающие Индию
Найдите и отметьте главный город Индии
Карточка 2 обведи один правильный ответ
1. Где находиться Индия?А) на западе Азии
Б) на юге Азии
В) на востоке Азии
2. В какой стране стали впервые производить сахар?
А) в Китае
Б) в Индии
В) в Ассирии
3. Индийский царь, объединивший все индийские царства в III в. до н. э.?
А) АшокаБ) Гаутама
В) Крез4. Какие горы с севера служат границей Индии?
А) СинайБ) Гималаи
В) Арарат
5. Река в Индии?
А) Нил
Б) Тигр
В) Ганг
6. Что называется джунглями?
А) поселения индийцев
Б) труднопроходимые леса в Индии
В) название индийского племени
Задание 2. Выполнить «реставрацию».
В долине р. Ганг было жарко и влажно. Её покрывали густые труднопроходимые леса - _______. Если путнику приходилось остановиться на ночь в таком лесу то можно было без труда найти себе пропитание _____, ______,______, _______. Но так-же путник мог и встретить опасности на своем пути ______________.
Жители Индии в заболоченных долинах рек сажали _____. Еще в Индии выращивали _______ и _____.
На землях где было суше сеяли ____ и _____. Деревни и поля Индии были окружены _______. Вооружившись луком мужчины охотились в _____ на ___________________.
Взаимопроверка, сверка с экраном.
От 0-1 ошибки - 5; 2-3ошибки -4; 4-5ошибок- 3;
(В долине р. Ганг было жарко и влажно. Её покрывали густые труднопроходимые леса - джунгли. Если путнику приходилось остановиться на ночь в таком лесу то можно было без труда найти себе пропитание бананы, манго, кокосы и сладкие корешки. Но так-же путник мог и встретить опасности на своем пути ядовитые змеи и насекомые, хищные звери.
Жители Индии в заболоченных долинах рек сажали рис. Еще в Индии выращивали сахарный тростник и хлопчатник.
На землях где было суше сеяли пшеницу и ячмень. Деревни и поля Индии были окружены джунглями. Вооружившись луком мужчины охотились в джунглях на оленей, ланей.)
Задание 3. Решение исторических задач.
Задача 1.Один путешественник рассказывал: «В Индии на кустах растет белая шерсть. Индийцы добывают мед без пчел». Вопрос: Что он имел в виду? (Шерсть на кустах – это хлопчатник, мед – сахарный тростник, из которого делали неочищенный сахар).
Задача 2. Археологи обнаружили в долине Инда развалины древнейших индийских городов. Они были застроены по специальному плану кирпичными домами с канализацией. Здесь же были найдены сосуды, весовые гири, игрушки из глины. Но во II тысячелетии до н.э. жизнь в этих городах замерла по неизвестным причинам. - Какие выводы можно сделать на основе археологических раскопок? (люди в Древней Индии строили города, в которых были кирпичные дома и даже канализация. Города строились по специальному плану, значит, люди обладали математическими знаниями. По перечисленным вещам можно судить о развитии разных видов ремесел. Наличие гирь позволяет судить о развитии торговли.
Приложение 2
Рабочий лист урока.
-24384029337000Задание1. Заполните схему «Касты в Индии».
-6661158763000
-20955025019000
-58420032639000
-73914023939500
Задание 2 . Заполнить таблицу. Работа по группам.
Название касты Основные занятия Особенности жизни
Жрецы Воины Земледельцы Слуги Неприкасаемые Задание 3 .
Ответьте на вопрос «да» или «нет»
- Основателем каст в Индии считается бог Брахма? ___________
- Самыми мудрыми и почтенными считались воины? _________
- Принадлежность к касте передавалась по наследству?________
- Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьей, отшельничество? _______
- Из ступней бога Брахмы вышли воины?________
-Неравенство между кастами, казалось индийцам естественным?________
Задание 4.
Найди и подчеркни ошибки в тексте.
Возникшее неравенство в Индии было закреплено религией. Жрецы в Индии составили сборник правил бога Яхве, в котором говорилось, что с самого рождения каждый индиец принадлежал к одной из пяти каст. Индийцы верили, что каста жрецов произошла из рук бога Брахмы, каста воинов из ступней бога Брахмы, слуг - из уст бога Брахмы, каста земледельцев из бедер бога Брахмы. Неравенство между кастами казалось индийцам противоестественным и не вечным. Мудрецы не предавали вообще значения кастовым различиям. Например, Будда учил – главное – личное достоинство человека.
Рефлексия.
317512700000261366023241000
400050127000
Используемая литература:
1. А.А. Вигасин Всеобщая история. «История древнего мира». 5 класс: учебн.
2. Г.И. Годер. Рабочая тетрадь. История Древнего мира. ч.1.
3. Ю.В. Максимов. Тесты по истории древнего мира. М.: «экзамен»2015.
4.В.В.Сухов. История древнего мира и средних веков. Дидактические материалы.М.: Дрофа 2008г.
5.М.Н. Чернова. Контрольные измерительные материалы. История древнего мира. М.: «Экзамен» 2015.