Методическая разработка внеклассного мероприятия О драгоценных качествах души
разработка урока
«О драгоценных качествах души»
Васина Лариса Александровна
Цель урока: актуализация пройденного материала по темам «Счастье жизни христиан», «Мудрость жизни христиан»; развитие умения анализировать произведения искусства, слушать музыку; воспитание чувства патриотизма и интереса к традиционной религии русского народа.
Оборудование: УМК «Православная культура», 5 год обучения, аудиозаписи классической музыки, презентация «Святая Русь»,
Место проведения урока: кабинет с компьютером, проектором, экраном.
Тип урока: комбинированный.
Метод: интерактивный
Ход урока
1. Оргмомент. Актуализация знаний учащихся
Учитель: - О нашем красивом мире, о добрых верных людях, о любви и милосердии, о Творце красоты мы с вами узнаём на уроках православной культуры. А какого человека мы можем назвать культурным? (Он уважает традиции своих предков, знает и уважает культуру своей Родины; такой человек может создавать красивые произведения: музыку, стихотворения).
2. Знакомство с темой урока, постановка целей.
3. Изучение нового материала
Учитель: Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края!
Там солнце кажется светлей.
Там радостней весна златая.
- О какой красоте рассказывает поэт? (Нерукотворной, несотворенной руками человека).
Понятия: «зерна» православной культуры (с чего начинается цепочка базовых понятий): Дом – родной дом – родная земля – Родина – Отечество земное– Русь православная– красота
Ученик читает стихотворение
Е.Санин («Воскресная школа» № 24, 2000)
Здравствуй, Русь: седые дали,
плуг и меч, копьё и серп,
Край надежды и печали,
стон дубов и слёзы верб
Все твои озёра святы, в
се ручьи твои чисты.
Вкус полыни, запах мяты,
и – кресты, кресты, кресты
Всё тут мило, от берёзы
До высоких облаков.
То ли росы, то ли слёзы
На стогах твоих веков.
Край родной: твои дубравы,
Нивы, сёла, города –
Память подвигов и славы,
Войн, молитв, любви, труда.
Сколько бед прошло над Русью
Подсчитать я не берусь.
Только низко поклонюсь я
И промолвлю: «Здравствуй, Русь».
Комментарий учителя
Пока мы с Родиной, с её скорбями и радостями – мы счастливы, а если останемся без неё и вне её – то жизнь, даже самая изобильная и привольная, станет бесцветной и призрачной.
Люби свою Родину – и она подаст тебе силу; одинокого она окружит друзьями и соратниками, испытывающему скудность дарует изобилие, человека незначительного сделает благородным и знаменитым.
Учитель: - Как человек понимает слово «счастье»? (Для этого следует узнать, что он больше всего любит).
- Кто-то считает себя счастливым, когда у него в кармане звенят монеты, кто-то счастлив, когда есть возможность съесть целую коробку конфет. Каждый из нас может задуматься: а чему больше всего радуюсь я?
Ученик читает стихотворение
В.Афанасьев («Воскресная школа» № 24, 2000)
Путь наш – полями, лесами
Всё наше милое – здесь:
Мы и душой и глазами
Смотрим на всё, что тут есть.
– Что же, – нам скажут, – за диво
Сосны да ели, да рожь
Так ли уж это красиво,
Так ли уж край наш хорош?
Вместо ответа над рожью
Благовест вдруг пропоёт
– Всё здесь святое, всё Божье –
Небо, природа, народ!..
В правде стоит, а не в силе
Этот намоленный край:
Дивны просторы России:
Здесь начинается рай.
Комментарий учителя
Земля родная осолена потами преподобных отцов и подвижников. Орошена слезами русских жён и матерей. Благоговей перед этой землёй русский человек, и служи этой земле всеми силами души своей, чтобы приняло тебя то духовное Отечество, к которому всегда стремилась Святая Русь.
Учитель: - На одном из первых уроков «Счастье жизни христиан» мы узнали, что для православного человека счастливым стать было легко. Почему? (Для этого требовалась вера в Бога).
- И трудно. Почему? (Требовалось исполнять заповеди).
- Давайте вспомним и назовем имена счастливых людей, по мнению христиан, о которых мы узнали (Авель, Ной, пророк Давид, Пресвятая Дева Мария, Иоанн Креститель).- А кто вспомнит имена несчастливых людей тех времен? (Каин, Хам, Иуда)
Ученик читает стихотворение
В эту ночь земля была в волненье.
Блеск большой диковинной звезды
Ослепил вдруг горы и селенья,
Города, пустыни и сады.
И в челе большого каравана,
Устремивши взоры в небосклон,
Три царя в затейливых тюрбанах
Ехали к Кому-то на поклон.
А в пещере, где всю ночь не гасли
Факелы, мигая и чадя, -
Тая ягнята увидали в яслях
Спящее прекрасное Дитя.
В эту ночь вся тварь была в волненье,
Пели птицы в полуночной мгле,
Возвещая всем благоволенье,
Наступленье мира на земле.
Учитель: О каком событии Священной истории рассказал поэт? (О Рождестве). Однажды ученики спросили Иисуса Христа, как молиться, и он сказал им (звучит аудиозапись «Отче наш»)
Ученик читает стихотворение
В.Сирин. Жур-л «Купель» № 2, 1998
Звон и радугой росистой
Малый купол окаймлён
Капай частый, капай чистый,
Серебристый перезвон
Никого не забывая,
Жемчуг выплесни живой
Плачет свечка восковая,
Голубь дымно-голубой
И ясны глаза иконок,
И я счастлив потому,
Что церковенка – ребёнок
Распевает на холму...
Да над нею, беспорочный
Уплывает на восток
Тучка вогнутая, точно
Мокрый белый лепесток
Комментарий учителя
Для православного человека храм всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола всегда устремлены к небу.
Учитель: - Вспомним рассказ Ушинского о человеке, который мы читали. Как же устроен человек? (У человека есть тело, ум, память, воображение). - Что еще? (Душа! И еще – совесть!). - Они невидимы? (Да). - Но они есть? (Конечно, есть). - Может ли слабый телом человек пересилить себя и удержаться от дурного поступка, например, вранья, грубых слов? (Да, если он послушается свою совесть, которая подскажет, как поступить).
Ученик читает стихотворение современной духовной поэзии
Судить других легко и просто,
Все недостатки на виду:
Тот худоват, в том мало роста,
А тот со всеми не в ладу.
И только совесть – голос Божий.
Заговорила изнутри:
«Жить по гордыне нам негоже,
Сам на себя всегда смотри»
Антонина Устинова
Обидно, страшно, неприятно
Начать жить, совесть теребя.
Но легче станет, смоешь пятна,
Когда начнешь судить с себя.
Начни с себя, твержу я снова,
Начни, советуя, любя.
В том всякой мудрости основа,
В них суть любви – начни с себя.
Учитель: - В чем же сила человека? Где скрывается, живет совесть? (В душе. Душа человека – хозяйка его тела).
- Вот, оказывается, не сильные мышцы, а сильный дух делает человека сильным!
Учитель: - На уроке «Мудрость жизни христиан» мы говорили о том, что такое ценность. (Ценность – это то, что человек считает самым важным для себя, что бережет).
- У каждого могут быть свои личные маленькие ценности: красивая ручка, книга, дорогой телефон, машина. Бывает, нам хочется приобретать все новые и новые ценности. Вы слышали, возможно, выражение «алчный человек»? Какой это человек? И какое это качество души?
- Ненасытный. Недоброе.
- Чем же человек может насытить свою душу? Ведь, согласитесь, если мы найдем самую главную ценность, мы ее приобретем и не будем больше алчными.
Ученик читает стихотворение о семи добродетелях (отрывок)
Святитель Иоасаф Белгородский
Если Гордость нападает, погаси горенье,
Знай, тебя победа ждет, лишь призвав Смиренье.
Если Зависть, вдруг напав, помыслы смущает,
Милостыня – добрый нрав, бурю укрощает.
Лишь в одежде Чистоты будет путь удобным.
С нею – ангелам святым станешь ты подобным.
Если Ненависть разит к ближнему и Богу
Ей оружьем пригрози, взяв Любовь в подмогу.
Всем сильна, всегда права, тьму преград стирает.
Злость пред нею, как трава, в пламени сгорает.
Коль Обжорство вдруг тебя сильно одолело –
Пост спасительный любя, бейся с плотью смело.
Если Гнев в крови люто разжигает,
Сразу Кротость призови: всё превозмогает.
Знай всегда, что мерзкий грех душу загрязняет.
Добродетель моет всех, ярко убеляет.
Учитель: - О чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о том, что смиренье и добрый нрав, светлые помыслы, любовь к людям и кротость – вот те добродетели, которые всё превозмогают, помогают оставаться душе чистой).
4. Закрепление материала
Задание. Укрась душу человека: замени одно недоброе качество души, которое тебе не нравится больше других, добрым.
Непослушание Лень
Осуждение Злость
Любопытство неуступчивость
Нескромность Неуважение старших
Использование скверных слов
Воровство ложь
Послушание правдивость
Щедрость смирение
Заботливость скромность
Терпение любовь
Трудолюбие честность
Мужество вера
5. Подведение итогов. Задание на дом: Нарисовать «человека красивой души»
6. Рефлексия. На уроке я услышал
Учитель: Какого человека христиане называли красивым и счастливым? Того, кто видел смысл своей жизни в приобретении добродетелей, кто украшал души прекрасными духовными плодами, имя которым любовь, милосердие, вера, благость.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Рисунки учащихся «Человек красивой души»
ПК_рис_6кл 001ПК_рис_6кл 002Заголовок 1Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 615