Программа внеурочной деятельности клуба «ЮГОРСКИЙ ЭРУДИТ»

















ПРОГРАММА
внеурочной деятельности клуба
«ЮГОРСКИЙ ЭРУДИТ»







Автор программы:
Соколова Галина Михайловна,
учитель начальных классов.










2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и ориентирована на интегрированную работу с учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века» в начальных классах МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно - эстетического профиля».
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена для учащихся начальной школы. Направление: интеллектуальное, познавательное, творческое, общекультурное.
Тип программы: образовательный
Актуальность: Глобальные изменения в социальной, экономической и производственных сферах жизни общества, усиление борьбы за конкурентоспособность государств и информационно-технологическая революция обострили потребность общества в одаренных, творческих людях. Отсюда, выявление и развитие способных и одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.
Стратегия работы с одаренными детьми в школе заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей
Содержание программы внеурочной учебной деятельности способных и одаренных детей имеет ряд существенных отличий от содержания программы внеурочного образования их сверстников. Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Такие дети чаще других проявляют высокую познавательную активность и любознательность, быстроту и точность выполнения умственных операций, обусловленные устойчивостью внимания и оперативной памяти, сформированностью навыков логического мышления, богатство активного словаря, выраженную установку на творческое выполнение заданий, развитость творческого мышления и высокую личностную ответственность. У этих ребят чаще, чем у других, наблюдается несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они испытывают трудности в общении со сверстниками, их социальная автономность иногда приводит к конфликтам, явным или скрытым, с учителями. Нередко внеурочные занятия, построенные в традиционном режиме, кажутся им слишком простыми и однообразными, а оттого скучными и неинтересными
Выявление способных и одаренных детей начинается уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления младших школьников. Цель, внеурочной деятельности интеллектуально – творческого клуба «Югорский Эрудит» - создать условия для проявления и реализации личного потенциала детей, развить природные задатки обучающихся, через саморазвитие личности, проявление в научно-исследовательской и творческой деятельности.
Основные задачи организации внеурочной деятельности:
выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам интеллектуально – творческой деятельности;
развить способности через интеллектуально – познавательную и творческую деятельность и приумножить личный опыт школьников;
формировать общие представления о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего Югорского края, истории, морали и нравственности;
воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов, семьи;
организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся совместно с коллективами учреждений дополнительного образования города, учреждений культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями, семьями обучающихся;
расширить рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности школьников.
Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год
Принципы отбора материала. Интегрированный курс даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
В структуре интегрированного курса можно выделить такие блоки:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
– сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;
– компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит или пишет.
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
– тексте, как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
– типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении).
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить необходимым видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.
Третий блок – «Задачи» - предлагает задачи и задания не столько с математическим содержанием, сколько с новизной и необычностью математических ситуаций на основе программного материала начальной школы. Задания подбираются с учетом возрастных особенностей младших школьников, чередования умственной, практической и игровой деятельности.
Четвёртый блок – «Исследовательские умения» - предлагает два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, использование информационных технологий, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.
Процесс познания делится на 3 стадии: выбор замысла и планирование деятельности, консультирование, защита своего исследования.
Главным методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий. Школьник должен не только грамотно и убедительно решать творческие задачи, но и осознавать их логику. Поэтому важным методом обучения поиску, анализу является разъяснение обучающемуся последовательности действий и операций.
Важным условием является придание обучающему процессу проблемного характера. Каждый последующий этап включает в себя новые, более сложные задания, требующие осмысления.
Система занятий сориентирована не на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Пятый блок – «Окружающая действительность» - формирует целостный взгляд на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Включены материал, который способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяет представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.), принципах здорового образа жизни.

Предполагаемые результаты реализации программы

В основу изучения интегрированного курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными и предметными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими наставниками, родителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне коллектива, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Предметные результаты внеурочной деятельности просматриваются:

В результате изучения курса у школьника сформируется фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Школьник приобретёт социальные знания: о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной и индивидуальной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

Должны научиться
Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных сообщений;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).


Контроль и оценка результатов.
Формы контроля:
Стартовый, позволяет определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе наставника);
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах:
публичные выступления школьника;
решение теоретических и практических, творческих задач;
знание норм поведения и умение их соблюдать во внеурочное время.
Самооценка и самоконтроль определение школьником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения куса школьником и не допускает сравнения его с другими обучающимися.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе наставника. В рамках накопительной системы, создание «Портфолио».

Общая характеристика программы

Программа клуба входит во внеурочную деятельность по направлению: интеллектуальное, познавательное, творческое, общекультурное развитие личности.
Содержание программы по внеурочной деятельности основано на программах:
1. О.А. Холодовой «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
2. Теоретические и методические идеи программы кружка «Мой могучий русский язык», изложенные в научных и научно-методических работах Узоровой О.В. и Нефедовой Е.А., Журжиной Ш.В. и Костроминой Н.В.
3.Авторской программы Н.Ф.Виноградовой, «Окружающий мир», Изд. «Вентана-Граф», М. 2010.
Учебный познавательный материал, используемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся.
Актуальность: Программа внеурочной деятельности составлена с учетом социальной потребности. С целью удовлетворения образовательных и воспитательных запросов обучающихся, родителей и предлагает несколько организационных форм проявления:
1. Интеграционное, углублённое и дифференцированное внеурочное обучение в профильных кружках (далее Созвездиях) с многогранным тематическим и практическим наполнением;
2. Мотивирующий пример, к использованию и адаптации в жизни приобретённых знаний, умений и навыков, реализуется в сотрудничестве с родительской общественностью;
3. Практическое использование результатов своей деятельности в жизни;
4. Показатель достижений - это участие в школьном конкурсе «Лучший ученик школы», «Лучшее Портфолио» и конкурсах муниципального, регионального, окружного, всероссийского уровня.
Цели клуба «Югорский Эрудит»
1. Выявлять и развивать природные задатки способных и одаренных детей в интересах личности и общества;
2.Учить адаптировать и применять приобретённые навыки исследовательской, познавательной и творческой деятельности в реальной жизни;
3. Развивать учащихся через самоуправление и самореализацию личностных качеств, через сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
4. Воспитывать личность, обладающую коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне нравственных убеждений.
Задачи клуба
формировать у младшего школьника активную познавательную позицию;
расширять возможность использования интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
формировать основу самостоятельной деятельности;
мотивировать исследовательскую и творческую деятельность обучающихся;
пополнять информационный банк данных «Одаренные дети»;
отслеживать достижения обучающихся в форме «Портфолио».

Интеллектуально – творческий клуб – это детский СОЮЗ (Созвездие Одарённых Юных Знатоков), который нацелен на многогранное изучение предметных тем, проблемных вопросов возникших в обучении, которые определены самими учащимися.
Оптимальный результат достигается при интеграционном объединении содержания учебных общеобразовательных программ и программы внеурочной деятельности интеллектуально – творческого клуба «Югорский Эрудит», методов обучения и сочетания основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета. Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Обучающиеся, получающие дополнительную информацию, имеют большие возможности в развитии мышления и умения работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление предметных знаний и развития инструментария их получения. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого, креативного мышления.
В основу Программы внеурочной деятельности клуба со способными и одаренными учащимися положены принципы современной педагогики и психологии:
Системный подход в работе предусматривает объединение всех заинтересованных сторон: учащихся, родителей и педагогов, с целью более эффективного использования и развития потенциала.
Личностный подход обеспечивает развитие и саморазвитие задатков интеллектуального и творческого потенциала школьников. Требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Важным при этом является активность личности, ее потребность в самосовершенствовании.
Деятельностный подход способствует переводу обучающихся в субъектную позицию познания, труда и общения.
Индивидуальный подход предполагает организацию педагогических воздействий с учетом особенностей интеллектуального и творческого развития и уровня воспитанности ребенка, а также условий его жизнедеятельности.

Методы и формы работы в клубе.
Программа рекомендует формы деятельности:
-Коллективные, групповые, индивидуальные;
- Интеллектуальные игры;
- Научные конференции;
- Творческие мастерские;
- Проектная деятельность;
- Конкурсы;
- Выставки;
- Фестивали;
- Консультации;
- Круглые столы.
Для реализации программы предлагаются следующие методов:
-наглядный: просмотр фильмов, презентаций, наблюдения, проведение экскурсий различной направленности;
-словесный: беседы с элементами диалога, ответы на вопросы, сообщение дополнительного материала, разбор житейских ситуаций;
- частично – поисковый;
- практическая работа: проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
Исследовательский: проведение лабораторных работ, творческих мастерских, создание проектных работ.
Использование современных технических средств повышает мотивацию обучения, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в интеллектуально – творческий процесс.
Кроме того, эти средства позволяют разнообразить
– виды деятельности учеников на уроке;
– приёмы преподнесения заданий;
– процесс выполнения поставлены задач.
Анализируя и используя тексты с многомерным представлением информации, школьники учатся критически оценивать воспринимаемую и передаваемую информацию, на практике применять современные средства информационных технологий. Тем самым повышается уровень их общей культуры, уровень владения универсальными действиями.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Объём учебного времени, отводимого на работу в каждом Созвездии (кружке) – 1 час в неделю, 34 учебные недели, 136часов в год.

Название
Созвездия
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год

«Мой край – Югра»
1 (понедельник)
34

«Волшебный круиз маленького академика»
1 (вторник)
34

«Наука и творчество»
1 (среда)
34

«Одиссея разума»
1 (четверг)
34

Всего
4 часа
136 часов


Описание ценностных ориентиров содержания программы

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию целостно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служению Отечеству;
семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
труд и творчество – уважение к труду, творчеству и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс.

Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения, развития и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.

В результате освоения курса внеурочной деятельности «Югорский Эрудит» у учащихся формируются следующие определенные личностные, метапредметные и предметные результаты.
Эти результаты характеризуются с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:
на уровне личностных результатов
самостоятельность мышления;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых знаний;
готовность использовать получаемую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

на уровне метапредметных результатов
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений;
готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач.

на уровне предметных результатов обучения, нацеленных на расширение образовательных
овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;
умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;
овладение устными и письменными алгоритмами выполнения арифметических действий с целыми неотрицательными числами, умениями вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи, измерять наиболее распространенные в практике величины, распознавать и изображать простейшие геометрические фигуры;
умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, последовательности, цепочки).
Осознание целостности окружающего мира.
Расширение знаний о разных сторонах и объектах окружающего мира.
Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе.
Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение).
Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
Расширение кругозора и культурного опыта школьника.
Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Стратегия работы клуба
I этап – аналитический. Выявление способных и одаренных детей. Активизация урочной и внеурочной деятельности как единого процесса, направленного на развитие интеллектуально – познавательных и творческих способностей учащихся.
II этап – диагностический. Проведение индивидуальной оценки познавательных, творческих возможностей и способностей ученика через различные виды деятельности во время учебного процесса и внеурочной деятельности.
III этап – создание клуба. Этап формирования, углубления и развития творческих, интеллектуально-исследовательских способностей учащихся.
Участники реализации Программы
Администрация школы;
Рабочая группа, состоящая из педагогов, имеющих эффективный опыт работы со способными и одаренными детьми;
Руководители школьных методических объединений;
Учителя-предметники;
Родительская общественность;
Педагог психолог.

Принципы работы клуба «Югорский Эрудит»

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы внеурочной деятельности:
1.Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
2.Насыщенность учебного материала заданиями предельно высокого уровня;
3.Поощрение результатов, новых идей.
4.Поощрение использования разнообразных форм внедрения в жизнь результатов работы;
5.Поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;
6.Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин;
7.Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для интеллектуального и творческого развития личности;
8.Индивидуализация и дифференциация в обучении;
9
·.Создание условий для совместной работы учащихся при минимальном участии наставника.

Работа клуба «Югорский Эрудит» в рамках ученического самоуправления

Воспитания по принуждению - нет. У каждого участника воспитательного процесса, у педагогов и воспитанников есть потребность и желание совершенствовать самих себя, строить свою жизнедеятельность на основе высоких нравственных ценностей, вырабатывать нормы, обычаи, основы поведения. Самоуправление помогает создавать эти основы.
Самореализация личности одарённого и способного ребёнка в клубе «Югорский Эрудит» непрерывно связано с работой ученического самоуправления. Обуславливается это тем, что оно дает возможность самовыражаться, самоопределяться, самореализовываться обучающимся в той или иной деятельности путем включения его в различные социальные отношения. Самоуправление способствует формированию саморазвивающейся личности, воспитывает у школьников демократическую культуру, гражданственность, стимулирует ребенка к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности, общества.
Устав
интеллектуально – творческого клуба «Югорский Эрудит», учащихся 1 – 4 классов, МБОУ «СШ №31 с УИПХЭП»
Общие положения
Клуб «Югорский Эрудит» является добровольным детским СОЮЗом, созданным с участием и в интересах учащихся МБОУ «СШ№31 с УИПХЭП».
В своей деятельности детский СОЮЗ руководствуется Конвенцией ООН «О правах ребенка» (ст. 15 «О свободе ассоциаций и мирных собраний»), Конституцией РФ (ст. 29-30), Законом РФ «Об образовании» (ст. 50 п. 15), Уставом школы и настоящим Уставом.
Членами клуба «Югорский Эрудит» могут быть учащиеся 1-4 классов.
Основным предметом деятельности клуба является создание условий для раскрытия и развития индивидуальных интеллектуальных способностей и реализации творческого потенциала каждой личности.
Деятельность клуба строится на принципах наставничества и взаимопомощи.
Символами клуба «Югорский Эрудит» являются: эмблема, девиз.
Документом является удостоверение члена клуба (НОУ - научного общества учащихся)
В клубе приняты законы:
Закон речи – «Всегда говори правильно и красиво».
Закон пера - На все объединения Созвездий приходить с блокнотом и ручкой.
Закон слова – «Сказал – сделал».
Закон дружбы – «Один за всех и все за одного».
Закон радости - «Уметь радоваться всем достижениям членов клуба».
Закон развития - «Не стой на месте, стремись знать больше».

Структура клуба. Органы управления.
Высшим органом управления клуба «Югорский Эрудит» является интеллект СОЮЗ (Созвездие Одарённых Юных Знатоков);
В задачи интеллект СОЮЗа входит:
- определение и утверждение основных видов деятельности клуба,
- утверждение Устава,
- внесение изменений и дополнений в Устав,
- прием новых членов клуба,
- выборы учеников - Познавателей СОЮЗа клуба,
- выборы Президента клуба.
Члены клуба избираются на интеллект СОЮЗе из числа учащихся 1-4 классов сроком на 1 год;
Решения принимаются на СОЮЗе, путем голосования;
Интеллект СОЮЗ состоит из Созвездий (кружков);
Деятельность Созвездий отслеживают ученики - Познаватели клуба, обучающиеся в 3 - 4 классе;
Курируют работу Познавателей Наставники – это учителя - предметники или педагоги дополнительного образования;
Члены клуба собирается 1 раз в четверть;
СОЮЗ клуба при помощи Наставников и родителей организует и проводит конкурсы, выставки, акции и другие мероприятия;
Члены клуба «Югорский Эрудит» продолжают работать в школьном НОУ, при переходе в 5 класс, но уже в следующем детском объединении.

Права и обязанности членов клуба «Югорский Эрудит»
Права и обязанности членов клуба определяются Уставом.
Члены детского объединения имеют право:
- на свободу слова и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
-на участие во всех мероприятиях клуба;
-на поощрение за особые успехи и активное участие в жизни клуба.
Члены интеллектуально – творческого клуба обязаны:
- выполнять Устав;
- бережно относиться к имуществу школы;
- уважать честь и достоинства других членов интеллектуально – творческого клуба, выполнять поручения учеников - Познавателей и Наставников;
- заботиться об авторитете клуба.

Содержание работы
Клуб работает по плану, составленному на основе интеллектуально – творческого запроса членов СОЮЗа, проект которого обсуждается с членами клуба и утверждается.
Детское объединение осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:
-сохранение и приумножение традиций школы;
- изучение и сохранение культуры и традиций коренных народов севера и Мировой культуры;
-развитие интеллектуально – познавательных, творческих способностей учащихся;
-эстетическое и художественное воспитание.
3. В клубе создаются различные группы по интересам.

Во внеурочном обучении основополагающим является деятельностный подход. Мотивацией к продуктивному обучению, которое в дальнейшем будет востребовано в жизни, стала активность родительской общественности. Наставник и родительская общественность составили каталог тематических экскурсий. Они классифицированы по направлениям и определены тематически, по названию профессии родителей, которые её проводят.

Культурно - эстетическое
Научно - техническое
Социально - востребованное

«Театр» - это
«Аллея самолётов»
«Скорая помощь»

«Музей»
«Городская теплоэлектростанция»
«Волонтёр»

«Школа искусств»
«Строим город молодой»
«Эколог»

«Храм»
«Буровая»
«Пожарная часть»

«Питомник»
«Городское депо»
«Городской отдел полиции»

«Салон красоты»
«Лаборант химического анализа»
«Хлебный завод»

«Памятники города»
«Речной порт»
«Спортивная детско - юношеская школа»


Новизна в мировосприятии даёт свои результаты. Познакомившись с представленными профессиями людей нашего города, у многих обучающихся возникает желание кем – то быть и значит, появляется первая цель её достижения – это выбор углубленного познания определённой науки или творчества. У школьника есть выбор для определения своего направления занятий в клубе.
Особенность работы учащихся в клубе построена на мобильности выбора деятельности для самореализации. Виды интеллектуально – творческой деятельности, темы и формы работы с наставником варьируется и главное - интегрируется с содержанием учебной общеобразовательной программой класса, в котором обучается ребёнок. Ученик имеет возможность выбирать и посещать в течение года разные Созвездия (кружки), в зависимости от интереса, востребованности в информационной помощи. В Созвездиях объединяются разновозрастные обучающиеся, что способствует сотрудничеству в работе.

Основные направления деятельности клуба.
Направления
Средства
Ожидаемый результат

Культурно – эстетическое
направление
 


Проведение выстави «Традиции моей семьи», акции «По зёрнышку», концертов «Мамино сердце», «Никто не забыт, ничто не забыто» и мероприятий «День открытых дверей», «Что такое Новый год?», «Самая обаятельная и привлекательная», «Солдат - вчера, сегодня, завтра».
Использование КТД, участие в традиционных школьных, городских, районных, окружных, международных играх и конкурсах: «Роднички», «Радуга творчества».
Осознание ребенком самого себя, своей значимости в решении общих вопросов.
Утверждение активной жизненной позиции, развитие ценностных ориентаций.
Самоанализ результатов художественно - эстетической деятельности.
Саморазвитие мотивации достижения, творческое самовыражение, стремление к самосовершенствованию.
Увеличение количества детей, вовлеченных в активную учебную, творческую деятельность

Исследовательская деятельность
Привлечение детей в научно - исследовательскую, культурную и творческую деятельность. Развитие и обучение через проведение опытно - практических, индивидуальных, коллективных мероприятий, игр и конкурсов: «Открытие мира», «Грани познания», школьное НОУ «Эврика», Всероссийское скаутское движение «Вода без границ!», «Человек на Земле».
Формирование социального опыта детей, опыта взаимоотношений основанного на взаимопонимании по продвижении в достигнутом. Развитие организаторских способностей, лидерских функций.

Интеллектуальная деятельность

Участие в школьных, городских, районных, окружных, международных игр и конкурсов, олимпиад: «Эму», «Перспектива», «Русский медвежонок», «Кенгуру», «УРФО», «Эрудиты планеты», «Интеллект – экспресс».
Воспитание самостоятельности в планировании и принятии решений, формирование гибкого интеллектуального мышления.


Направления работы СОЗВЕЗДИЙ (кружков).


Название
созвездия
Направления работы
Ответственный
Наставники

1
«Мой край – Югра»

Изучение и сохранение традиций коренных народов севера.
Конкурсы классных уголков, газет, коллективных дел, творческих работ, музыкальных мероприятий.
Познаватель созвездия
учителя-предметники,
наставник, руководители школьных методических объединений.

2
«Волшебный круиз маленького академика»
Организация и проведение предметных декад.
Интеллектуальный марафон:
«Математика – царица наук», «Путешествие в царства природы», «Великий и могучий русский язык», «Меридианы».
Участие в интеллектуальных играх: «Кенгуру» и «Русский медвежонок», «Эму», «Перспектива», «Эрудиты планеты», «Интеллект – экспресс», участие в городской олимпиаде «Юниор».
Познаватель созвездия
учителя-предметники;
руководители школьных методических объединений,
наставник.

3
«Наука и творчество»
Творческая и поисковая работа, отражающаяся в участии в научно – практических конференциях учащихся «Эврика», конкурсах «Грани познания», «Открытие мира». Проведение бесед и классных часов по искусству.
Организация персональных выставок.
Проведение музыкальных и литературных гостиных, конкурс «Радуга творчества».
Познаватель созвездия
- учителя-предметники,
- руководители школьных методических объединений
- наставник.

4
«Одиссея разума»
Объединение воедино разносторонних возможностей личности и проявление во всех мероприятиях СОЮЗа по выбору. Организация и участие в конкурсе «Лучший ученик года» и «Лучший класс». Организация и проведение научно – поисковой работы и представление на конкурсах: «Лучшее Портфолио».
Познаватель созвездия
– наставник.



Место внеурочной деятельности в учебном плане.

  Программа клуба предназначена для реализации в начальной школе. Обучение рассчитано на 1 год обучения. Работа каждого отдельно взятого кружка рассчитано - 1 час в неделю продолжительностью 45 минут и 34 часа в учебный год. За 1 год обучения реализуется 136 учебных часов.
Следующий учебный год обучения по данной программе, школьники могут выбирать неизученное Созвездие и реализовываться по его тематике.

Название
Созвездия
Количество часов
в неделю
Количество часов
в год

«Мой край – Югра»

1 (понедельник)
34

«Волшебный круиз маленького академика»
1 (вторник)
34

«Наука и творчество»
1 (среда)
34

«Одиссея разума»
1 (пятница)
34

Всего
4 часа
136 часов


Мониторинг развития интеллектуально - творческого клуба
Расширение диапазона мероприятий для раскрытия интеллектуально - творческих способностей учащихся;
Самораскрытие и самореализация личности, через повышение требований к себе,
Жизненное самоутверждение как внутри классного коллектива, так и среди сверстников школы, посещающих клуб,
Пополнение информационного банка данных по направлению «Одаренные дети». 

Тематическое планирование
Этапы реализации проекта клуба «Югорский Эрудит»


мероприятия
сроки
ответственные

1
Составление и уточнение списков учащихся, успешных в освоении отдельных предметов или успешных в определенных видах деятельности
Сентябрь-Октябрь

- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- учителя-предметники
- педагог психолог
- администрация школы

2
Организация и проведение конкурса
«Самый умный ученик начальной школы» - «УМКА» (умный, коммуникативный, активный)
В течение года (ежемесячно)
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов

3
Подготовка победителей конкурса «Самый умный ученик школы» к участию в школьном и городском конкурсах «Ученик года»
Сентябрь - Апрель
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- учителя-предметники
-наставники

4
Организация и проведение конкурса рисунков «Волшебные краски»» и конкурса чтецов «Родник русской поэзии» по теме: «Золотая осень». Творческая мастерская.
Создание творческого проекта.
«Народные праздники и игры в Югре осенью»
Октябрь

- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- учителя-предметники
- наставник


5
Организация и проведение
семинара для учителей школы по вопросам подготовки учащихся к городскому фестивалю-конкурсу «Ученик года»
Октябрь

- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- наставники

6
Организация и проведение конкурса рисунков «Волшебные краски»» и конкурса чтецов «Родник русской поэзии» по теме: «Зимние забавы»
Творческая мастерская. Создание творческого проекта «Народные праздники и игры Югры зимой»
Декабрь
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- наставники

7
Организация и проведение
школьного конкурса «Ученик года»
Февраль

- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов

8
Организация и проведение конкурса рисунков «Волшебные краски»» и конкурса чтецов «Родник русской поэзии» по теме: «Весенняя капель»
Творческая мастерская.
Создание творческого проекта.
«Народные праздники и игры Югры весной»
Март
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- наставники

9
Организация и проведение
городского конкурса «Ученик года»,
Апрель

- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов

10
Организация и проведение внеурочных занятий «Одиссея разума» и «Волшебный круиз маленького академика», направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Кружок «Мой край – Югра» - с целью изучения особенностей округа, ознакомление с традициями Ханта и Манси.
В течение года (еженедельно)
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- учителя-предметники
- наставники


12
Проведение предметных недель с активным участием одаренных и способных учащихся. Проведение Недели Науки.
В течение года (1 раз в четверть)

- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- наставники
- учителя-предметники

13
Выявление одаренных детей, способных к научно-исследовательской работе по результатам предметных недель
В течение года
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- наставники

14
Подготовка одаренных детей к участию в школьной научно-практической конференции «Эврика» и межрегиональных фестивалях ученических проектов «Грани познания» и «Открытие мира»
В течение года
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- наставники
- учителя-предметники

15
Участие в школьной научно-практической конференции «Эврика» и межрегиональных фестивалях ученических проектов «Грани познания» и «Открытие мира»
Март
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- наставники
- учителя-предметники

16
Создание банка данных творческих и исследовательских работ учащихся
Апрель
- руководитель клуба «Югорские Эрудиты»
-учителя начальных классов
- наставники
- руководители школьных методических объединений

17
Подведение итогов работы клуба.
Определение результативности и перспективных планов на будущее.
Май
- руководитель клуба «Югорский Эрудит»
-учителя начальных классов
- наставники
- социальный педагог
- педагог психолог
- администрация школы


Прогнозируемые результаты их социальная и воспитательная значимость:

В обучении – приобретение учащимися глубоких знаний по окружающему миру и истории Тюменской области . Умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории и культуры родного края;
- рост уровня владения знаниями в различных предметных областях и смогут комплексно реализовывать их в своей деятельности;
- устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
- приобретение мыследеятельностных, презентационных, поисковых, информационных, экспериментальных, коммуникативных умений и навыков.
В воспитании – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, формирование общих представления о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего Югорского края, истории, морали и нравственности, воспитание культуры досуговой деятельности обучающихся.
В развитии – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям,
- развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ;
- развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников, расширить рамки общения с социумом.

Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение интеллектуально – творческих проектов (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей;
- результативное участие в школьном конкурсе «Лучший ученик школы» и конкурсах муниципального, регионального, окружного, Всероссийского уровня.































Тематическое планирование
Созвездие «Мой край – Югра».

Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать – всё!
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями “своей” социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно в начальной школе закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Цель Созвездия: 
Расширить кругозор школьников живой и неживой природы - животными, растениями, полезными ископаемыми. Показать их красоту и многообразие и значимость;
Рассмотреть сходство и различие, развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выявлять межвидовые связи;
Формировать желания и умения участвовать в разнообразной поисковой деятельности о прошлом и настоящем России и родного края;
Учить ориентироваться в исторической информации, готовить к восприятию и усвоению предмета истории в старших классах;
Развивать познавательный интерес и эмоционально - положительное отношение к историческим событиям;
Обогащать и расширять знания о городе Нижневартовске и ХМАО – Югра;
Воспитывать любознательность, доброе и ответственное отношение к животным, желание помогать им в трудное для них время.

Задачи:
Расширить знания об области, округе и городе в котором живет ребенок.
Познакомить с историей г. Нижневартовска.
Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.
Дать знания о своеобразии жизни народов Ханты и Манси (природа, жилища, одежда, труд).
Воспитывать нравственно – патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего края и страны.
Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей в семье.

Функции Созвездия: «Мой край – Югра».
Изучает культуру, быт, наследие коренных народов севера;
Создаёт творческие работы на основе культурных традиций народов ханты и манси;
Организует и проводит интеллектуальные, творческие мероприятия и праздники;
Создаёт «копилку» творческих достижений учащихся.

Занятие проводится 1 раз в неделю (34 учебные недели).
Руководитель кружка (наставник ) «Югорский эрудит».


Тематическое планирование
Созвездие «Волшебный круиз маленького академика».

Ни один из школьных предметов российского образования специально не учит речи. Созвездие «Волшебный круиз маленького академика», как внеурочная дисциплина, восполняет очень важную область школьного образования. Её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе обучения лежит коммуникация, общение, поэтому Созвездие практико-ориентированный предмет. Помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне,
Цель Созвездия: обогащение и расширение знаний о родном языке, русской речи.
Задачи:
Расширить знания в области грамматики, орфографии.
Познакомить с историей письменности, словообразования.
Закрепить знания предмета «Русский язык».
Воспитывать нравственно – патриотические качества: гордость, желание сохранить и приумножить богатства и красоту русской речи и языка.

Функции Созвездия «Волшебный круиз маленького академика».
Знакомит и учит с правилами общения через развитие творческих способностей;
Развивает коммуникативные качества на основе культуры и творчества;
Увлекает к более подробному и глубокому познанию теоретического материала.

Занятие проводится 1 раз в неделю (34 учебные недели).
Руководитель кружка (наставник ) «Югорский эрудит».




















Тематическое планирование
Созвездие «Одиссея разума»

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Внеурочная работа способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеурочная работа по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
Созвездие представляет систему интеллектуально-развивающих занятий. Занятия по развитию познавательных способностей отличаются тем, что школьнику предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает обучающихся.
Цель Созвездия: обеспечить полноценные знания терминологии, правил и принципов, умение анализировать материал, а также сразу выявлять проблемы в знаниях обучающихся, над которыми нужно дополнительно работать.
Задачи:
развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности..

Функции Созвездия «Одиссея разума"
Организует и проводит интеллектуальные «штурмы», викторины, конкурсы интеллектуалов, олимпиады по предметам, головоломки;
Организует и проводит конкурсы «Лучший ученик года».



Занятие проводится 1 раз в неделю (34 учебные недели).
Руководитель кружка (наставник ) «Югорский эрудит».














Тематическое планирование
Созвездие «Наука и творчество»

Объединяет творческих учащихся и педагогов школы, авторов новых познавательных открытий и развивающих элементов в учебном процессе, родителей. Исследователь теперь не только учёный, специалист, но и школьник.
На этапе начального образования при обучении учебному исследованию формируются:
универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации;
Формируется мотивация к обучению исследования, самоорганизации и саморазвитии во время процесса.
Цель Созвездия - выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
углубленное изучение предметных знаний, распространение приобретённого опыта среди учащихся, создание условий для деятельности и творчества, объединение усилий всех заинтересованных сторон в воспитании физически и нравственно здорового подрастающего поколения.
Задачи:
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
прививать интерес к исследовательской деятельности.

Функции Созвездие: «Наука и творчество»
Организация вечеров, праздников, театрализованных постановок, выставок, конкурсов, тематических бесед по научным находкам и творчеству;
Организация и проведение экспериментов;
Изучение культуры и традиций разных народов мира;
Посещение театров, музеев;
Знакомство с выставочными экспонатами других регионов и городов;
Создание творческих коллекций;
Организация исследовательской работы и взаимопомощь при её проведении;
Организация и участие в школьных, городских, областных, международных интеллектуальных конкурсах;
Организация выставок исследовательских проектов учащихся школы;
Организация акций.

Занятие проводится 1 раз в неделю (34 учебные недели).
Руководитель кружка (наставник ) «Югорский эрудит».





Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение

3. Видеофильмы: уроки по окружающему миру, с комментариями Виноградовой Н.Ф.
4.Мультимедийные презентации: Вселенная, Солнечная система, Грибы, Животный мир, животный мир различных континентов
- Проверочные работы по окружающему миру 3 класс (с мультимедийным приложением)
- Уроки окружающего мира, 3 класс ( с мультимедийным приложением)
- Мастер-класс (с мультимедийным приложением)
5.Детская энциклопедия 2009г.
6.Гербарии, модели, муляжи, макеты.
7.Презентации по темам.
8. Оборудование для экскурсий, учебно- лабораторных и практических работ.
Технические средства
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор;
цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
компьютеры ( с выходом в Интернет).
Телевизор.
Ноутбуки (мобильный кабинет.)
Магнитная доска.
Интерактивная доска.
Измерительные приборы.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства обучения.
Интегрированная среда для поддержки учебного процесса в начальной школе:
Учебное электронное издание «Начальная школа. 1-4 классы» -ЗАО Телевизионное объединение «Продюсерский центр. Школа». 2004г






















13PAGE \* MERGEFORMAT142115



МИНИСТЕРСТВО ЗДОРОВЬЯ И СПОРТА

МИНИСТЕРСТВО ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ



‰ђ Заголовок 1tђ Заголовок 515