Сценарий праздника Прощание с Букварем (1 класс)
Классный час «Прощание с Букварем»
Цели:
обобщить знания учащихся о буквах русского алфавита в занимательной форме;
формировать у учащихся стремление к активной интеллектуальной деятельности;
воспитывать у детей интерес к книгам, к чтению;
развивать творческие способности детей, интерес и любознательность;
воспитывать у родителей и детей интерес к совместной деятельности, уважительное отношение друг к другу, радость творчества совместного дела.
Оборудование: шапочки с буквами, выставка детских книг, рисунки любимых сказочных героев, шары, проектор, компьютер, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход мероприятия
1 слайд.
– Здравствуйте, дорогие первоклассники, гости! Сегодня у нас урок-праздник. Вы закончили читать первую книгу – «Букварь».
Вы в школе почти целый год отучились, Вы много успели и много узнали. Писать и считать вы уже научились И первые книги свои прочитали. А верным помощником в этом вам стала Первая главная книжка. И первые буквы она показала Девчонкам своим и мальчишкам. Буквы потом сложились в слова, Слова – в предложенья и фразы. Огромный и красочный мир тогда Открылся, ребята, вам сразу. Вы прочитаете хороших книг немало, Пускай года пройдут и много-много дней, Вам Азбука хорошим другом стала, Мы этот праздник посвящаем ей!
Ученица:
Первоклассников сегодня
Мы на праздник соберем,
Непременно приходите
Попрощаться с букварем.
Дети исполняют песню «Прощание с Букварем» Слова и музыка Людмилы Мельниковой - Молодцы ребята, поете вы хорошо. Но чтобы хорошо учиться нужно, быть очень внимательными на уроках. Сейчас я вас проверю.
Вам загадки я задам.Вы друг другу помогайте,Хором громко отвечайте!
Загадки:
Стоит веселый, светлый дом,Ребят проворных много в нем,Там пишут и считают,Рисуют и читают.2 слайд. (Школа)
Кулик невеликЦелой сотне велит:То сядь да учись,То встань, разойдись.3 слайд. (Школьный звонок)
До чего же скучно, братцы,На чужой спине кататься!Дал бы кто мне пару ног,Чтобы сам я бегать мог.Я б такой исполнил танец!Да нельзя, я школьный ...4 слайд. (Ранец)
Есть добрая вещица у меня.Нельзя мне без нее Прожить и дня.Помогает мне во всем, Но живет моим умом.Я решу – она решит,Я спешу – она спешит...Занимательная штучкаКак зовется она?5 слайд. (Ручка)
Пишет он, когда диктуют Он и чертит, и рисует.А сегодня вечерком Он раскрасил мне альбом.6 слайд. (Карандаш)
Разноцветные сестрицыЗаскучали без водицы,Дядя, длинный и худой,Носит воду бородой.И сестрицы вместе с нимНарисуют дом и дым...7 слайд. (Краски и кисточка)
В черном поле заяц белыйПрыгал, бегал, петли делал.След за ним был тоже бел.Кто же этот заяц?8 слайд. (Мел)
Я люблю прямоту, Я сама прямая.Сделать ровную черту Всем я помогаю.Что-нибудь без меня Начертить сумей-каУгадайте-ка, друзья, Кто же я?9 слайд. (Линейка)
То я в клетку, то в линейку, Написать по ней сумей-ка, Можешь и нарисовать.Называюсь я ...10 слайд. (Тетрадь)
Черные, кривые, От рождения немые,А как только станут в ряд -Сразу все заговорят.11 слайд. (Буквы)
У каждой девчонки, Любого мальчишкиВ портфеле есть Эта заветная книжка.Читают и ныне, Читали и встарьЧудесную книжку С названьем...12 слайд. (Букварь)
-Раньше дети всегда учились в школе только по «Букварю». А теперь существуют разные программы. Вы, например, учитесь по программе «Школа 2100». И для вас первым школьным учебником стал «Букварь». Но еще задолго до школы ваши родители знакомили вас с буквами, и в этом им помогала замечательная книга «Азбука». В ней нарисованы все буквы русского алфавита. Она помогает выучить, как они называются, запомнить в какой последовательности они стоят в «алфавите». Слово «Алфавит» происходит от названия первых букв греческого алфавита «альфа» и «бета» («вита»). Слово «Азбука» – это древнерусское слово, составленное из первых букв русского алфавита – «Аз» и «Буки». Таким образом, слова «алфавит» и «азбука» имеют одинаковое значение. Все буквы в славянском алфавите имели не только название, но и свое значение, свой смысл. Три первые буквы «аз»-«буки»-«веди» можно прочитать так: «Я - буквы - знаю».
13 слайд. Посмотрите на нашу первую выставку. На ней представлены только некоторые из созданных разными авторами «азбук». «Азбук» для малышей существует великое множество. Все они очень разные, интересные, веселые и занимательные
-Давайте мы с вами тоже попробуем создать свою «Сказочную азбуку». Для этого вспомним, каких сказочных героев вы знаете
14 слайд. Сказочная азбука:
А: Алиса, Алладин, Аленушка, Али-Баба, Айболит.Б: Буратино, Бармалей, Белоснежка, Базилио, Бременские музыканты.В: Волк, Василиса, Винни-Пух, Водяной.Г: Герда, Гулливер, змей Горыныч, гном, крокодил Гена.Д: Дюймовочка, Домовой.Е: Емеля.Ж: Жар-птица, Железный Дровосек, Жучка(из сказки «Репка»)З: Золушка, Золотая рыбка, Златовласка.И: Иванушка-дурачок, ослик Иа, Илья Муромец.К: Кощей Бессмертный, Конёк-горбунок, Колобок, Карлсон, Кай.Л: Леший, Лягушка Царевна, Лиса Патрикеевна.М: Морозко, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук.Н: Незнайка, Несмеяна.О: Олле-Лукойе, Оловянный солдатик, Осёл («Бременские музыканты»), Олень (из сказки «Снежная королева»).П: Петрушка, Принц , Пеппи-Длинный-Чулок, Пятачок, почтальон Печкин.Р: Русалочка, курочка Ряба.С: Снегурочка, Снежная Королева, Страшила, соловей, Сивка-Бурка.Т: Тортила, Тюбик, три Толстяка.У: Урфин Джюс, Удав, Умка.Ф: Феникс, Федора, Фея, Финист Ясный Сокол.Х: Хаврошечка, Хоттабыч, Хрюша.Ц: Цапля, Царь, Циклоп, муха Цокотуха.Ч: Чебурашка, Чипполино, Чёрт, Черепашки-Ниньзя.Ш: Шапокляк, Шалтай-Болтай.Щ: Щука, Щелкунчик, ЩенокЭ: Элли, эльфы.Ю: Чудо-Юдо.Я: Баба-Яга.
- Вот так мы с вами сами создали свою азбуку – Сказочную.
В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. Сначала люди не умели читать и писать, и они передавали сказки из уст в уста. Их так и называют – устное народное творчество. Потом появились первые книги. Сначала книги были рукописные и очень дорогие. А когда люди научились печатать книги, одной из первых напечатанных книг стал «Букварь». «Азбуки» и «Буквари» одни из самых древних книг на земле.
15 слайд. На нашей второй выставке представлены разные издания «Букварей», по которым раньше учились дети. В жизни каждого человека был свой «Букварь» – ваши мамы и папы, бабушки и дедушки учились по нему читать
А что вы нам расскажете о своем первом учебнике?
Ученик 1
С этой книжкой – самой первой –
Каждый путь свой начинал,
Чтоб пройти маршрутом верным
На заветный перевал.
Ученик 2
В день осенний, в день чудесный
Мы в поход ушли не зря.
Было очень интересно
На страницах букваря.
Ученик 3
Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли,
Ах, как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли!
Ученик 4
Край родной, родные дали,
Реки, рощи и моря,
Целый мир мы открывали
На страницах букваря.
Ученик 5
Потрудились мы немало,
Ведь, по правде говоря,
Русской грамоты начало –
На страницах букваря.
Ученик 6
Тридцать три родные буквы
Мы узнали к декабрю,
И за это все ребята
Благодарны букварю!
Ученик 7
Мы прочтем любые книги,
Разберемся в словаре,
Потому что всюду буквы
Те же, что и в букваре.
Ученик 8
Вначале мы буквы читали чуть-чуть,
Теперь мы читаем страницы!
Спасибо, Азбука, тебе
За то, что помогла учиться.
Ведущий:
Да ребята, без букв вам не обойтись. Букв в букваре много, и тот, кто будет с ними дружить, тот быстро запомнит их.
Рассказчик 16 слайд. Жили в Азбуке у нас буквы. Жили не тужили, Потому что все дружили. Где никто не ссорится – Там и дело спорится. Только раз Все дело встало Из-за страшного скандала:
Буква я в строку не встала
Взбунтовалась буква Я
Всем известно, буква Я
В азбуке последняя.
Буква “Я”... Я, самая заглавная!
Я хочу, чтобы повсюду,
Впереди стояла я.
Не хочу стоять в ряду,
Быть желаю на виду.
( буквы кучкуясь, перешептываются.)
Буквы - Встань на место!
Я - Отвечаю – не пойду!
Всем на свете буква Я доложить готова,
(побежала налево)
А вы знаете, кто я?
( побежала направо)
А вы знаете кто Я?
( гордо) Буква! Слог! И Слово!
Я сказала, буду буквой главной я,
Не хочу стоять я позади.
Всем необходима и желанна я
Ждет меня карьера впереди.
Ясная, яркая, яблочко, ягодка.
Все это про меня, слышите друзья.
Всё потому что я, самая главная,
И возглавлять вас всех, буду только я.
Я ведь вам не просто буква, буковка.
Я еще местоимение.
Вы в сравнении со мной букашечки.
Недоразумение.
Ф: Буквой Ф меня зовут,
Типа Федор, Фрукт, Фундук.
Я краснею, я взбешен!
Я ужасно возмущен!
С: Срам, срам, это я вам говорю.
Всех, всех, выбражуль я не люблю.
Ъ Тихо, согласитесь, встаньте в ряд.
И не шумите все подряд.
Буква В “Вэ” кричит: – Воображала!
Буква П Проворчало “пэ”: – Попробуй, Потолкуй с такой особой!
Рассказчик “Я” затопала ногами.
Я : Буду топать я ногами,
Не хочу водиться с вами,
Буду делать все сама,
Хватит у меня ума.
Рассказчик Буквы тут переглянулись, Все буквально улыбнулись, И ответил дружный хор:
Буквы (хором). – Хорошо! Идем на спор.
Е: Если сможешь в одиночку
Н: Написать хотя бы строчку
П: Правда стало быть твоя.
Я: Чтобы я да не сумела?
Я ж ни кто-нибудь,
А я!!!
Рассказчик
Буква Я взялась за дело,
Целый час она пыхтела,
И сопела, и кряхтела.
Написать она сумела, только
Я, Я, Я.
Я села на пол, закрывая лицо руками, как будто плачет.
Букварь: Как зальется буква ХА! Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!
Буква Я сперва крепилась,
А потом как заревет.
Я: Я ребята виновата,
Признаю вину свою.
Я согласна встать ребята,
Даже после буквы Ю.
Ю: Дело ведь совсем не в месте,
Дело в том, что все мы вместе.
В том, что все от. А до Я,
Все мы дружная семья.
Буква я всегда была,
Всем и каждому мила,
Но советуем друзья,
Помнить место буквы Я.
Ученица 8 Кто захочет сам читатьСтанет буквы изучать,А от этого порога – К знаниям ведет дорогаВам чудесные края Откроет путь от «А» до «Я»!
Ученик 9
Ты эти буквы заучи.
Их три десятка с лишним,
А для тебя они – ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Ученик 10
Прочтешь ты книги о морях,
О снеговых вершинах,
О звездах, птицах и зверях,
Растеньях и машинах.
Ученик 11
Найдешь ты храбрости пример
В хорошей, умной книжке,
Увидишь всю свою страну,
Всю землю с этой вышки.
Ученик 12
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
-А теперь я предлагаю вам встречу со старыми знакомыми.17 слайд. Мы проведем викторину «Знаете ли вы героев детских книг?»
С букварем шагает в школуДеревянный мальчуганПопадает вместо школыВ полотняный балаган.О ком эта сказка? (о Буратино)Многим долго неизвестный,Стал он каждому дружком.Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.Очень просто и недлинноОн зовется...(Чиполлино)
Появилась девочка в чашечке цветка,А была та девочка чуть больше ноготка.В ореховой скорлупке девочка спала.Вот какая девочка, как она мала.Кто читал такую книжку?Знает девочку-малышку?(Дюймовочка)
Девочка хорошая по лесу идет,Но не знает девочка, что опасность ждет.За кустами светится пара злющих глаз.Кто-то страшный встретится девочке сейчас.(Красная Шапочка и серый волк)
Сидит в корзине девочкаУ мишки за спиной,Он сам, того не ведаяНесет её домой.Ну, отгадал загадку?Тогда скорей ответь!Названье этой сказки (“Маша и медведь” – русская народная сказка)Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота,Он известен, знаменит,Это доктор...(Айболит)
Мылом, мылом, мылом, мыломУмывался без конца,Смыл и ваксу и чернилаС неумытого лица.До сих пор лицо горит!Кто он?...(Мойдодыр)
Он весел и не злобен,Этот милый чудачок.С ним хозяин, мальчик РобинИ приятель – Пятачок.Для него прогулка – праздник,И на мед особый нюх,Этот плюшевый проказник,Медвежонок...(Винни-Пух)
Был он тучкой грозовой,С Пятачком ходил домой.Больше всех любил он мёд,Крошка маленький ... (Винни Пух)
Он дружок зверям и детям.Он – живое существо.Но таких на белом светеБольше нет ни одного.Потому что он не птица,Не тигренок, не синица,Не котенок, не щенок,Не волчонок, не сурок,Но заснята для киноИ известна вам давноЭта милая мордашка.Он зовётся...(Чебурашка)Всех он любит неизменно,Кто б к нему ни приходил.Догадались? Это Гена,Это Гена (Крокодил)
Не лежалось на окошке – Покатился по дорожке.Перед волком не дрожал.От медведя убежал.Но лисице на зубокВсе ж попался (Колобок – герой русской народной сказки)
А теперь про чей-то домРазговор мы заведем.В нем богатая хозяйкаПрипеваючи жила,Но беда пришла нежданно -Этот дом сгорел дотла («Кошкин дом»)
-Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями викторины!
На сцену выходят две ученицы.18 слайд.
В школе – Праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению – Пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что мы букварь
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки!
В самом деле?
Нет вопросов!
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков,
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков,
Лев Кассиль и Лев Толстой,
Пушкин, Лермонтов...
Постой,
Перечислить всех нельзя –
ВСЕ ТЕПЕРЬ НАШИ ДРУЗЬЯ!
Ученикам выдается свидетельство
Ученица: 19 слайд. Как хорошо уметь читать!Не надо к маме приставать,Не надо бабушке трясти:«Прочти, пожалуйста! Прочти!»Не надо умолять сестрицу:«Ну, почитай еще страницу!»Не надо звать, не надо ждать,А можно взять и почитать!
-Мир полон загадок, приключений и тайн, их ты узнаешь, поверь.Дорога открытий всегда начинается в школе за партой твоей.
20 слайд. – Сегодня Букварь не прощается с вами. Он говорит вам «до свидания». Здравствуй, книга для чтения «Капельки солнца».
21 слайд. – В народе говорят: «Азбука – это ступенька к мудрости». Вот вы и преодолели самую первую, самую трудную, самую важную ступеньку! Поздравляем вас!
(Звучит песня «Азбука».)
15