«Педагогический проект» Рабочая программа кружка Мой родной край»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Баклушинская средняя школаМеждународный творческий конкурс для педагогов
«Педагогический проект»
Рабочая программа кружка Мой родной край» (Павловский).
Работу выполнила:
Учитель истории и обществознания 1 категории
Хабиева Халимя МансуровнаВведение
Сегодня в практике школы вопрос о патриотическом воспитании без преувеличения может быть назван центральным. Актуальность этого вопроса обусловлена обновлением содержания и качества обучения, осуществления единства трудового, нравственного и патриотического воспитания учащихся, необходимостью укреплять связь обучения с жизнью, формировать у учащихся приемы и способы самообразования. Школа призвана воспитывать учащихся – будущих выпускников так, чтобы;
- научить их учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать;
Я предлагаю программу кружка «Мой родной край» (Павловский).
Содержание программы «Мой край родной» нацелено на формирование у будущего взрослого такие качества характера, как умение сопереживать другому человеку, терпимость, способность к пониманию и принятию иной точки зрения и мнения, демократичность и гуманизм. При этом необходимо помнить, что гражданином мира может быть только тот человек, который научился быть гражданином своей страны и своего народа, который является патриотом не на славах, а на деле, умеет везде и всегда достойно представлять свою страну и свой народ, его достижения и культуру. Подлинный патриотизм воспитывается на лучших чувствах к родным местам, к отчему краю. Лев Николаевич Толстой писал «Без своей ясной Поляны я не смог бы представить всю Россию и моё отношение к ней, не смог бы до пристрастия любить Отечество».
Чтобы по – настоящему любить свой край, надо хорошо его знать. Причём, недостаточно быть, только в курсе дел нынешних. Следует иметь ясное представление об историческом прошлом родных мест, о том, как жили здесь предшествующие нам поколения людей.
Хорошо сказал как-то Герцен: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное, глубже опускаясь в смысл былого - раскрываем смысл будущего».
Главным в данной программе является изучение родного края. Программа помогает приобщить детей к мировому историческо – культурному наследию, особенностям организации разными народами мира окружающего пространства.
Учащиеся должны знать:
даты событий, термины, понятия истории родного края;
исторические памятники и культовые места села (района);
сведения о жизни и деятельности земляков уметь:
анализировать исторические источники, документы;
описывать исторические памятники, культовые места родного края; наблюдать за жизнью и бытом старожилов села, беседовать с ними;
Кружок рассчитан на учащихся 7-9 классов.
Срок реализации программы: 1 год (по 2 час в неделю)
Работа краеведческого кружка «Мой родной край» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельные работы).2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее, творческие отчёты, записи).
Цель программы:
Познакомить учащихся с историко - культурным наследием Павловского района, села Муратовка и села Баклуши; сформировать черты патриотизма и гражданственности; воспитание духовности.
Задачи:
1.Изучение прошлого и настоящего Павловского района, села Муратовка и села Баклши, обычаев, традиций и духовной культуры. 2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном районе и селах.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций. 4.Активизация поисковой деятельности учащихся. 5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения. 6.Формирование у школьников навыков информационной культуры
7.Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
- принцип гуманизации- личностно-ориентированный подход- научность- доступность- практическая направленность- креативность
Формы и методы проведения занятий:
- Беседа.
- Экскурсия.
- Сообщения.
- Беседы – встречи.
- Конкурсы.
- Литературно-исторические задания, кроссворды, викторины.
- Презентации.
- Конференции.
Прогнозируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание презентаций: «Мой родной Павловский край», «Родная глубинка» (о истории села Муратовка), «Моя малая родина» (о истории с. Баклуши), «Помним все подвиг Н.Шутова».
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Учебно – тематический план
№ Темы Общее количество часов В том числе
Теоретические часы Практические часы
1. Введение.
* Краеведение – наука о родном крае.
* Что изучает краеведение. *Источники изучения родного края. *Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае 2 1 1
2. Наш край на карте СССР. Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир 2 1 1
3 Среди лесов дремучих
*История населения земли Павловской
*Времена крепостничества
*Освобождение крестьян»
*Эхо первой русской революции 4 4 -
1 1 1
1 1 -
1 1 -
4. Советский период:
Коллективизация сельского хозяйства.
Упрочнение колхозного строя
Ремесло торговля
Духовная жизнь района
Культура и искусство
Просвещение
Становление здравоохранения
(Павловская ЦРБ,
Баклушинский ФАП)
Они заслонили Отчизну собой (герои Великой Отечественной)
ОВД (отдел внутренних дел) 14 9 5
1 1 -
2 1 1
2 1 1
1 1 -
1 1 -
1 1 -
2 1 1
2
1 1
1
1 1
1 -
5 Выдающиеся люди района
*Школьник с Правительственной наградой (Филиппов П.Е.)
*Михаил Андреевич Суслов
* Посол Советского Союза (Виноградов С.А.)
*Сибгат Гафуров
*Певец из Холстовки (Роман Трифонов)
* Старший колхозник (Герасимов П.И.)
* Председатель совета (Козлов Н.И.)
* И в труде как в бою ( Станков В.П.)
*Дважды удостоен (Панферов В.И.)
*Доярка А.А. Богатова 2
1 1
6. Павловский край сегодня 2 1 1
7. Я и мое село. Рождение сел. (Муратовка и Баклуши). Сбор материала для создания папки. 1 1 1
8. Названия улиц нашего села. История в названиях улиц. С. Муратовка. С. Баклуши). 3 2 1
9. Наши земляки и Великая Отечественная война. Тыл во имя Победы. (Сбор материала для создания папки) 5 1 1
10 Обработка собранного материала 5 2 3
11 Создание презентации 2 - 2
Основные даты и события истории Павловского района 1 1 1
12 Выступлениев в конференции 1 1 1
Итого 44 25 19
I. Дидактический материал:
1. Путеводитель по экспозициям музея;
2. Карточки с незаконченными предложениями;
3. Анкеты;
4. Вопросники;
II. Материально-техническая база:
Фотоаппарат;
Видеокамера;
III.Список литературы
Павловка и Павловский край: Исторические очерки, предания. Картинки, рисунки и фотографии о Павловском районе в популярном изложении. Авторикий коллектив: А.А. Калачев, А.А. Панферов. Н.Н. Устюхин. О.Г. Шейпак. Ульяновск: ООО «Издательский центр «пресса», 2003. – 176 с., ил.
«Павловска и Павловский край. Над альбомом работали: Н.Д. Макаров, Р.Ф. Ахмеров – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения». 2013. – 240 с. . ил.
Природные условия Ульяновской области. Под редакцией А.П. Дедкова. Издательство Казанского университета, 1978 г.
Особо хораняемые природные территории Ульяновской области. Под редакцией В.В. Благовещенского. Ульяновск: Дом печати, 1977 г.
Ульяновская – Симбирская энциклопедия в двух томах. Ульяновск: Симбирская книга, 2000 и 2004 г.г.
Материалы школьного музея «Боевой и трудовой Славы».