Разработка мастер-класса на тему Донской край.
Разработка мастер-класса :«Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края .Донской фольклор ».
Автор-разработчик: Дунайцева Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №11 г.Азова
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения по теме «Донской фольклор».Задачи: -познакомить педагогов с жанрами устного народного творчества казаков;
-создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов в процессе проведения мастер – класса;-способствовать интеллектуальному и духовно-нравственному развитию педагогов.Ожидаемые результаты мастер - класса: -возможность применение педагогами нового метода в своей практике;-изучение разработки по теме мастер-класса; -рост мотивации участников МК к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;-практическое освоение участниками МК специальных знаний, умений, навыков и приемов создания объемной картины;-создание объемной картины «Мой родной край».Методическое оснащение занятия:Методы: -интерактивный (словесный, наглядный, практический); -исследовательский (выбор действия и его способа, свобода творчества).Приемы: -объяснение;-рассказ;-беседа с показом практических действий;-создание произведений искусства из фондов АМЗ;Использование наглядности: -презентация к мастер-классу, выполненная в программе Power Point;
-материалы для практической работы;
-раздаточный материал по теме мастер-класса.Слайд 1,2,3,4.
Ход проведения мастер-класса.
Организационный момент,
Слайд 5.
Я спешу сказать вам:«Здравствуйте!»
Чтоб пожелать Вам здоровья доброго.
Я спешу сказать Вам:«Благости!»
Чтоб пожелать Вам счастья нового.
Я спешу сказать Вам: «Радости!»
Удач, успехов и везения!
И всем, сидящим в этом зале
Прекраснейшего настроения!
2.Определение темы.
Своё выступление я начну со стихотворения, и вы определите тему моего мастер-класса.
Слайд 6.
В поле чистом колосится
Ярко-желтая пшеница.
Солнце в колосках играет,
Каждое зерно ласкает.
Рощица вдали горит
И листвой своей манит
Голубеет неба лоно…
Слайд 7.
Всё плывёт по волнам Дона.
Рыба плещется игриво
У задонского залива.
Камыши шумят листвою,
Кличут уток к водопою.
Сколько края не ищи-
Лучше нет Донской земли!
- О чём пойдёт речь?(О Донском крае). Правильно.
Тема моего мастер-класса: «Донской фольклор».
3.Актуализация знаний учащихся.
- Край Донской- жемчужина России. Неоглядные равнины, холмистые края, бескрайние степи чаруют своей первозданной красотой.
Слайд 8-10.
-Край Донской - край поэтических преданий, край песенный и сказочный, земля сильных, гордых и в тоже время очень добрых и открытых людей.
Обо всём этом, а также об обычаях , привычках, жизненном укладе казаков мы сегодня узнаём из произведений устного народного творчества.
Беседа:
-Что такое устное народное творчество?
-Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы
- Каким другим словом можно назвать устное народное творчество?
- Фольклор.
- А какие виды устного народного творчества известны вам?
- Малые жанры этого творчества. (Потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)
Слайд 11.
- Кто является творцом этих произведений?
- Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. - А как бы вы стали изучать Донской фольклор? (читать, слушать, петь, узнавать у старших и т. д.)
4. Изучение Донского фольклора.
- Мы отправляемся с вами в путешествие по Донскому фольклору.
Слайд 12.
Станция «Угадай-ка»
Уже из названия этой станции вы поняли, что нужно что-то отгадать. Итак, вам предлагаются загадки Дона. А теперь внимание на экран. Прочитать загадки.
Слайд 13.
Станция «Поиграй-ка»
а) Потешки, небывальщины
- Кому предназначались потешки? Для чего?
Прочитайте небылицы «Щука плавает в Дону» и «Возвернулся селезень».
Чему вы смеетесь? Как вы думаете, зачем народ сочинял небылицы?
Прочитайте потешку «Как у Дона у реки» .
б) Пословицы, поговорки
Слайд 14.
Давным –давно вдоль берега реки Дон стали селиться беглые крепостные люди, которые работали на помещиков от зари до зари, но не могли прокормить свои семьи. Поэтому они бежали в степи, где было много дичи, селились на островах, где в реке была рыба. Так с 16 века в грамотах употреблялось название Земля донских казаков, а в 18 веке на карте появляется Земля Войска Донского.
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Слайд 15.
И готов любой казак
За Россию постоять.
Православный, удалой,
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
Беседа:
-У казаков был свой язык, свой говор, который придавал особый колорит их речи.
- Казаки были наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы и поговорки, каждая из которых является маленькой жемчужиной мудрости народов Дона. Не зря говорят, что «На Дону пословица не от безделья молвится».
- Попробуйте собрать пословицы о казаках.
(Раздаю конверты с заготовками для составления пословиц).
Проверьте свои ответы.
Слайд 20.
Слайд 21.
Нет на свете плясок краше,
Если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет –
Удивит любой народ.
Слайд 22.
Станция «Песенная» .
Итак, отправляемся на следующую станцию «Песенная».
Послушайте казачью песню. Внимание на экран.
Слайд 22.
Станция «Сказочная».
Слайд 23.
У нас осталась еще одна станция «Сказочная» . В фольклоре казаков известны все жанры сказок: волшебные, бытовые, докучные, о животных, и каждый жанр прекрасен по своему .Наши предки были талантливыми сочинителями и весёлыми рассказчиками. Они любили посмеяться друг над другом.
Например: Мы с тобой шли? Шли. Кожух нашли? Нашли. Я тебе его дал? Дал. Ты его взял? Взял. Где же он? Что? Ну мы с тобой шли?.....
Вы читали народные казачьи сказки. Назовите их. («Лиса и Рак», «Две козы», «Кот и Лиса»).
Инсценировка донского сказа «Что на свете всего милее».
Изготовление объемной картины в технике скрапбукинг. Автор: В.Н.Тишаков « Продажа ясырки» .
- Уважаемые коллеги, мы сегодня с вами очень плодотворно потрудились, у всех получились замечательные объёмные картины с репродукции донского художника В.Н.Тешакова «Продажа ясырки».
Подведение итога.
- Ну что ж, наше путешествие по донскому фольклору подошло к концу.
- Какие жанры Донского фольклора мы с вами знаем?
А зачем нам их надо изучать?
Из поколения в поколение передаётся народная мудрость, народное поэтическое слово, и эта преемственность может прерваться, если мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.
Интерес к фольклору- одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и в творчестве. Так любите свою природу, свой край, свой народ, родину. Изучайте всё то, что оставлено нам в наследство предками.
- Надеюсь, что многие из вас заинтересовались творчеством нашего края. Советую вам прочитать и другие произведения по этой теме. А также познакомиться и с донскими писателями.
Рефлексия.- Подходит к завершению наш мастер-класс и мне хочется рассказать вам одну древнюю притчу:Сидит старик у обочины и смотрит на дорогу. Видит: идет человек и ведет за собой ребенка.-Что ты тут делаешь, старик?- спросил человек.-Жду тебя!- ответил старик- Тебе ведь доверили этого ребенка на воспитание?- Верно!- удивился человек.Если захочешь посадить для человека дерево, посади плодовое дерево.Если захочешь подарить человеку лошадь, дари лучшего скакуна.Если отважился воспитать человеку ребенка, верни его крылатым.-Как я это сделаю ,если сам не умею летать?-А ты попробуй!- сказал старик и закрыл глаза.Прошли годы.Старик сидел на том же месте и смотрел в небо.Видит: летит ребенок, а за ним - его Учитель.Они приблизились к старику, опустились на землю и поклонились.-Я возвращаю ребенка крылатым!- и гордо посмотрел на своего питомца.А старик посмотрел на крылья Учителя и произнес:-А меня больше всего радуют твои крылья..."Нам, педагогам, нужно приложить много усилий, чтобы не только воспитать крылатого ребенка, а самим научиться летать. Продолжать поиск себя и путей сотрудничества со своими учениками. Учится, учась, и воспитывать воспитываясь.- И в завершении я предлагаю вам помедитировать(проводится под спокойную музыку).Давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди, и прислушаемся, как оно стучит: «тук, тук, тук». А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте улыбнёмся и подарим друг другу немного света и тепла своего сердца.А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового.А сейчас давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем СПАСИБО!А мне остаётся только поблагодарить вас за внимание и участие в работе- Надеюсь, что знания, приобретенные вами на сегодняшнем МК, помогут в решении творческих задач не только на занятиях с детьми, но и в жизни.Благодарю за сотрудничество. Будьте всегда здоровы! И творческих вам успехов!
Рекомендую на каких сайтах и у каких мастеров лучше поучиться, где расположены хорошие и подробные МК. Даю список литературы который использовала при подготовке к МК.Список литературы:1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 20093. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.