Конспект урока кубановедения в 3 классе «Казачий фольклор».
13.05.16. Тема урока: «Казачий фольклор».
Цель урока: познакомить с казачьим фольклором.
Задачи:
Образовательные: расширять кругозор, формировать познавательный интерес, повышать познавательную активность учащихся.
Развивающие: способствовать развитию интереса к произведениям народного творчества, развивать мышление, речь обучающихся.
Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку в учебной деятельности, воспитывать ответственное отношение к работе.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны знать составляющие казачьего фольклора.
Личностные: ученики должны научиться самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: ученики должны научиться формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование: проектор (презентация), индивидуальные карточки для исследовательского эксперимента.
ХОД УРОКА.
Этапы
Цель
Организация учебного процесса
Формирование УДД
1.Орга-низаци-онный момент. Эмоцио-нальный настрой.
Включение учащихся в деятель-ность на личностно- значимом уровне.
- Здравствуете ребята. Проверьте, всё ли готово к уроку.
Ты зимой чудесен,
Летом – щедр, как в сказке.
Край стихов и песен,
Край наш Краснодарский.
Виктор Подкопаев
Личностные УУД: 1.Самоопределение.
2.Иметь желание учиться.
3.Идентифицируют себя с позиции школьника.
2. Мотивация.
Повторение изученного.
Создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутренне-му состоянию каждого.
2.Организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения.
- Мы с вами узнали много интересного о традициях нашего народа. Давайте вспомним, что такое традиции?
(Тради
·ции множество представлений, обычаев, привычек и навыков, передаваемых из поколения в поколение,)
- Кем создавались традиции? (Народом.)
- Какие традиции нашего народа известны вам? (Исполнять на рождество колядки, на масленицу щедровки, танцевать, петь и т.д.)
- Для чего мы знакомимся с традициями своего народа? Хотите ли узнать ещё больше о жизни наших предков - казаков?
- Чтобы узнать что-то новое, мы что делаем? (Проводим исследование).
- Что необходимо исследователям?
1. Быть внимательным, наблюдательным.
2. Уметь задавать вопросы.
3. Отбирать нужный материал.
4. Работать с литературой.)
Вывод: Значит, мы будем использовать в своей работе следующие методы исследования:
1. Подумать самостоятельно.
2. Спросить у товарища.
3. Понаблюдать.
4. Провести эксперимент.
Личностные УУД:
1.Иметь желание учиться.
2.Понимать значение знаний для человека и применять их.
Коммуникативные УУД:
1.Обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить речевые высказывания.
2.Доносить своё мнение до других, оформлять свою мысль в устной речи.
Познавательные УУД.
1.Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя.
2. Дополнять и расширять имеющиеся знания.
3.Ориентироваться на свои знания и навыки.
3. Работа над новым материалом.
Создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности;
актуализировать опорные знания.
1. Постановка учебной задачи.
-Как одним словом можно назвать обряды, песни и танцы народного быта? (ФОЛЬКЛОР). Значит о чём мы будем говорить сегодня на уроке, с чем продолжим знакомиться? ( С казачьим фольклором).
-Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством кубанского народа, КУБАНСКИМ КАЗАЧЬИМ ФОЛЬКЛОРОМ.
2. Исследовательская работа.
(Группа детей готовит этимологическую справку)
-Само слово «фольклор» появилось в XIX веке, пришло из английского языка. Сегодня им пользуются везде. Оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное народное творчество
из уста в уста автор-народ создано в результате труда
-Предметом нашего исследования будет Фольклор. Выясним, каким он бывает. Предположим, что он может быть музыкальный, танцевальный и словесный.
Одной из составляющих фольклора являются пословицы и поговорки.
У кубанских пословиц и поговорок есть свои особенности, потому что в них отразилась поэтическая история народа.
Обратите внимание в чем особенность пословицы и поговорки.
Пословица
краткое, мудрое суждение о жизни
содержит поучительный смысл
законченное суждение
характеризует поступки человека, их образ жизни
украшает нашу речь
Поговорка
меткое суждение
часть суждения, незаконченное предложение
дает оценку поступкам человека, но не поучает
выражает чувства
Какие пословицы и поговорки вы знаете?
-Без атамана казак сирота.
-Ушел с поста – пропустил врага.
-Казаков мало не бывает.
- А сейчас давайте поиграем.
Игра: "Подбери пословицу" (слайды 6, 7)
Сказала Нина что-то по секрету своей подруге. Та не утерпела и рассказала своей соседке по парте, которая в свою очередь поделилась еще с кем-то. Вскоре об этом знали все. (По секрету – всему свету)
Попросили родители свою дочь посидеть с младшим братом. Девочка пригласила к себе подруг. Они разыгрались и забыли про малыша. (У семи нянек – дитя без глаза)
Коля смотрел, как дети катались с высокой горы. Ему тоже захотелось. Но он видел, как тяжело ребята поднимались в гору, зато радостно слетали вниз. (Любишь кататься – люби и саночки возить)
Саша решил собрать из конструктора модель самолета. Сначала у него ничего не получалось. Но Саша был настойчив и терпелив – и самолет готов. (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не выловишь и рыбку из пруда)
-К какой составляющей фольклора мы отнесём пословицы и поговорки? (Словесной.) Почему?
2) А теперь поговорим о песни, как сказал М. Шолохов
Песня - это не писаная,
а спетая история народа.
Песни, если они сложены народом,
никогда не отступают от правды.
- Кубань песенный край, казаки любят и умеют петь.
- Ребята, а как вы думайте, когда на Кубани пели? (Когда работали в поле, пели в походах, на свадьбах.)
Молодцы!
- Даже гимн Кубани - это песня кубанских казаков, написанная войсковым священником во время военного похода.
До сих пор язык казаков представляет собой особое наречие, смесь украинского и русского языка. Интересен и самобытен казачий фольклор.
- Песни надо петь и слушать. Давайте послушаем одну из кубанских казачьих песен.
Звучит запись песни.
«Распрягайте, Хлопцы, Коней»
-О ком поется в песне? (о казаках)
-К какой составляющей фольклора мы отнесём песню? (Музыкальной.) Почему?
- Верно, песни поют, и чаще поют под музыку. Да и сама песня это тоже музыка, идущая из души.
3) А теперь перейдем к следующей составляющей фольклора.
Прочитайте его название. («Плясовые припевки».)
- Суть этого жанра кроется в самом названии.
-Объясните, что делали, когда исполняли плясовые припевки. (Пели и танцевали.)
- Казаки и казачки на гуляньях вызывали друг друга на состязание в плясках «Кто кого перепляшет». Например:
Сербияночку танцую,
Сербияночку пляшу,
Кто лучше, меня пляшет,
То, пожалуйста, прошу.
-Вот и я вам предлагаю исполнить одну такую припевку в виде физминутки.
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше знать; применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением товарищей; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Познавательные УУД.
1.Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя.
2.Ориентироваться в своей системе знаний и умений, использовать их для открытия новых знаний.
Регулятивные УУД.
1. Целеполагание
· постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
2.Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные УУД:
1.Обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить речевые высказывания.
2.Доносить своё мнение до других, оформлять свою мысль в устной речи.
4. Физкультминутка.
Снять усталость путём смены деятельности
-Послушайте слова и запомните движения.
На носок, на каблучок
Так танцуют казачок. -2 раза
И кружитесь, не ленитесь,
Когда надо, поклонитесь.
(Дети поют и танцуют.)
5. Продолжение работы.
Создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познава
·тельной деятельности;
актуализировать опорные знания.
Решение проблемы детьми.
- Теперь садитесь.
- Ребята, мы выяснили, что плясовые припевки пели и танцевали. А к какой составляющей фольклора их отнести? ( Может и к музыкальной, и к танцевальной?)
- Какое слово в этом словосочетании главное? (Припевки.)
- Значит это какая составляющая? (Музыкальная.)
4). У вас на партах лежат розовые листы.
- Прочитайте.
1. В саду выросла берёза –
Белая пребелая.
Я девчонка молодая
И к тому же, смелая.
2. На окошке два цветочка
Синенький да аленький,
Я парнишка боевой
Хоть и ростом маленький.
3. Если б не было луны,
Не было б и неба,
Если б не было земли,
Не было б и хлеба.
4. Говорят, что я певунья
Это правда, не таю.
Много песен я пропела
Еще больше пропою.
5. Мы частушки вам пропели,
И старались от души
Хороши наши частушки
Чем же мы не хороши?
- Что это за стихи? (Частушки.)
- Как исполняют частушки? (Их поют.)
- Вот и мы с вами попробуем сейчас разучить и спеть эти частушки.
-Пропойте их в пол голоса друг другу.
- Кто хочет попробовать спеть частушки. Выходите от каждого ряда по одному ученику.
- Сначала без музыки.
- А теперь под музыку. (Поют)
Так, что же мы делали с частушками? (Пели.)
- Значит, какая это составляющая фольклора? (Музыкальная.)
5) А теперь давайте поговорим о сказках.
Все вы выросли на сказках, которые рассказывали ваши родные люди, бабушки и мамы. Ребята, кто самый внимательный. Что делают со сказками. (Их читают, рассказывают, и конечно слушают.)
Послушайте сказку.
Казак и птицы.
Давным-давно в одной из станиц жил казак по имени Сашко. Это был очень трудолюбивый казак, он пахал землю и сеял зерно, собирал богатый урожай. Но однажды случилось несчастье. Стояла тогда на Кубани засуха, пекло солнце и жара была невыносимая. Сгорела у казака почти вся пшеница, но немного ему все же удалось спасти.
Выдалась в тот год на Кубани суровая зима. Вышел как – то Сашко во двор и видит: кругом все снегом заметено, а на белых деревьях птицы сидят и не шевелятся, замерзают.
Жалко ему стало бедных птиц. Пошел он, соорудил для них кормушки деревянные и насыпал по две жмени зерна в каждую. Налетели птицы на пшеницу, стали клевать да насыщаться.
С этого дня стал казак каждый день в кормушки зерно сыпать. Так весь свой запас птицам скормил. Сидит казак, пригорюнился и думает: “Теперь и есть нечего и сеять на земле нечего”.
Вот пришла пора посевной. Глядит Сашко, а над его землей стая разных птиц кружится. Каждая делом занята - бросает зернышко в землю и улетает куда-то далеко за реку Кубань.
Все станичники смотрят и удивляются, никогда не видели, чтобы птицы кому-либо огород засаживали.
А Сашко в тот год собрал богатый урожай зерна.
- почему Сашко удалось собрать богатый урожай?
-почему птицы помогли Сашко?
-К какой составляющей фольклора отнесём сказки? (Словесной.) Почему?
6) Есть ли еще один вид фольклора?
- Посмотрите на фотографии отдельных танцевальных па. Обратите внимание на то, сколько физической силы требовалось на выполнение некоторых элементов. Казак – это защитник границ родного государства, удалой наездник. Казак с детства заботился о своём здоровье, занимался физической подготовкой и в танцах стремился показать свою силу, удаль и ловкость.
А сейчас мы посмотрим танец в исполнении хореографического ансамбля «Казачий спас».
- Какой танец мы увидели? (Казачий пляс)
- Как вы догадались, что это казачий танец? (По движениям, по музыке, по костюмам: папахи, расшитые рубахи.)
К какой составляющей фольклора отнесём танцы? (Танцевальной.) Почему?
Предметные УУД: учащиеся должны узнавать составляющие казачьего фольклора.
Познавательные УУД.
1.Извлекать необходимую информацию из рассказа учителя.
2.Ориентироваться в своей системе знаний и умений, использовать их для открытия новых знаний.
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше знать; применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением товарищей; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику.
Регулятивные УУД.
1. Целеполагание
· постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
2.Формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Осуществлять пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные УУД:
1.Обмениваться мнениями, слушать друг друга, строить речевые высказывания.
2.Доносить своё мнение до других, оформлять свою мысль в устной речи.
3.Использовать речь для регуляции своих действий и действий партнёра.
4.Оформлять свои мысли в устной форме; в коммуникации строить понятные для товарищей высказывания, учитывающие, что они знают и видят, а что нет.
5.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.
6. Итог урока.
Обобщить полученные на уроке сведения
- Ребята, а теперь подведем итог нашего исследования.
- Кто запомнил, что такое фольклор? (Устное народное творчество)
- О каком фольклоре мы говорили на уроке? (О казачьем фольклоре.)
- В чём особенность казачьего фольклора?
- Какие виды фольклора мы выявили? Что относится к музыкальной составляющей фольклора? (Песни, частушки, плясовые припевки, сказки, пословицы, поговорки.)
- Что относится к танцевальной составляющей? (Танцы.)
- Что относится к словесной? (Пословицы и поговорки, загадки, сказки.)
Индивидуальная работа:
- Возьмите голубые листы.
- Соедините отрывок из произведения народного творчества с названием жанра.
Хоть с хаты тикай. Сказка
Нэ лае, нэ кусае, а в дом нэ пускае. Плясовая припевка
Где кто родился – там и пригодился. Поговорка
Трам, там, тада – рада,
Танцевать красиво надо.
Топну так, топну так, -
Так танцуют наш гопак. Загадка
Давным – давно началась эта история.
Жили в нашем селе два брата. Один весёлый,
да дельный, другой - . Пословица
(проверьте свои ответы) Слайд.
ния.
Предметные УУД: учащиеся должны знать составляющие казачьего фольклора.
Личностные УУД:
1.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Познавательные УУД:
1.Перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.
2.Сравнивать и группировать факты и явления.
Регулятивные УУД;
Действовать по алгоритму. Адекватно воспринимать оценку учителя и накапливать опыт.
Коммуникативные УУД:
1.Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать.
7. Рефлексия.
Самоанализ.
- Вы проделали большую работу, показали свои знания, умение размышлять, вы были прекрасными слушателями и замечательными артистами. Мне было приятно работать с вами.
- На ваших столах лежат цветы. Напишите на них тот жанр фольклора, работа над которым вам понравилась больше.
- Прикрепи цветок на доску
- Посмотрите, какая получилась у нас красивая, яркая поляна совсем как казачий фольклор - колоритный, живой, задорный.
Личностные УУД;
1.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
Регулятивные УУД:
1.Осуществлять контроль своих действий.
2.Формировать умения оценивать учебные действия в соответствии с пост. задачей.
3.Оценивать свою работу на уроке.
4.Анализировать эмоциональное состояние.
8. Домашнее задание.
Закрепление новых знаний и умений.
Запишите пословицы, поговорки, которые используют в речи ваши родные, узнайте и запишите народные песни, которые поют в вашей семье.
Предметные УУД: учащиеся должны знать составляющие казачьего фольклора, уметь их находить и определять.
Познавательные УУД:
1.Перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знаний.
Личностные УУД:
Решать житейские ситуации, требующие знаний структурных компонентов.
Коммуникативные УУД:
Использовать речь для регуляции своих действий .
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415
15