Календарно – тематическое планирование по внеурочной деятельности «Казачий фольклор» (5 класс)


СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ М.С. Дорохова
« _29_»___августа_2016 г.
Станица Ереминская Лабинского района Краснодарского края
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
основная общеобразовательная школа № 26 станицы Ереминской муниципального образования Лабинский район
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по внеурочной деятельности
«Казачий фольклор»
(кружок)
Класс 5

Учитель Пилюгина Дарья Дмитриевна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;
Планирование составлено на основе рабочей программы по внеурочной деятельности «Казачий фольклор» учителя Пилюгиной Д.Д., утвержденной на заседании педагогического совета школы. Протокол № 1 от 29.08.2016 г.
Программа разработана на основе
Программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007.

п\п Тема занятия Кол.
часов Дата Основные виды учебной деятельности
(УУД) Оборудование
План Факт Народы, языки и культуры. 8 1. Четыре расы человечества. Понятие этноса. Коммуникативные, культурно – познавательные свойства языка. П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение.
Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.
Л.- осознание своей этнической принадлежности. Презентация.
2. Этническая культура и её состав. Некоторые культурные особенности народов мира. П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Л.- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов. Слайды.
3. Расовый состав населения России. Языковое разнообразие российского пространства. П. - смысловое чтение;
Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Л.- осознание своей этнической принадлежности. Иллюстрации.
4. Традиционная народная культура и особенности фольклора народов России. П. - смысловое чтение;
Р. - формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия;
К. - формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество. Иллюстрации.
5. Полиэтничность Кубани. Время и основные этапы формирования современной этнической карты Кубани.
П. - смысловое чтение;
Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. 6. Кубань - родина Кубанского казачества. Особен-ности казачьего фольклора.
П.- развивать навыки работы с историческими источниками, терминами: проводить поиск исторической информации из источников разного типа Иллюстрации.
7. Практическая работа. Встреча с фольклорным коллективом. П. - смысловое чтение;
Р. - формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия;
К. - формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество. Слайды.
8. Практическая работа. Посещение Краеведческого музея.
Л.- наличие мотивации к бережному отношению к историческим ценностям. Иллюстрации.
Кубанское казачество и его культура. 36 9. Традиционные детские, мужской и женский казачьи костюмы и их связь с фольклором П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию. Слайды.
10. Элементы костюма в игровом, песенном фольклоре. П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;
К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Презентация.
11. Особенности и разновидности обрядного костюма. П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах;
К. - определять общую цель и пути ее достижения. Иллюстрации.
12. Практическая работа. Изготовление отдельных элементов обрядного костюма. П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Презентация.
13. Традиционные, постоянные и временные типы жилища кубанских казаков степной и предгорной полосы. П. - использовать знаково-символические средства;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Л.- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к историческим ценностям. 14. Деление внутреннего пространства жилища и нормы поведения связанные с ним. П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;
К. - определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль. Иллюстрации.
15. Жилище, отдельные его части, мебель и утварь , фольклор. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи;
К. - задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания. Презентация.
16. Жилище в детских играх и фольклоре. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Презентация.
17. Экскурсия по станице Ерёминской. Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Слайды.
18. Виртуальная экскурсия на Атамань. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Презентация.
19. Практическая работа. Этнографический рисунок жилища, отдельных его элементов. П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников);
Р. – составлять план и последовательность действий;
К. - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Презентация.
20. Практическая работа. Изготовление муляжей «самана», строительных блоков жилища. П. – анализ информации; построение рассуждения; обобщение.
Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи;
К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Иллюстрации.
21. Казачья кухня и её зависимость от занятий, образа жизни, традиций и контактов с другими народами. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. Презентация.
22. Повседневная, походная, праздничная и обрядовая пища. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Презентация.
23. Православная вера кубанских казаков и её роль в жизни человека и общества. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Слайды.
24. Вера в языке, культуре, фольклоре. П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Иллюстрация.
25. Выездное занятие. Посещение храма станицы Вознесенской. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. Иллюстрации.
26. Выездное занятие. Посещение храма станицы Вознесенской. История его создания. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. Иллюстрации.
27. Язык кубанских казаков. П. – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Р. – определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
предлагать помощь и сотрудничество. Презентация.
28. Лексика кубанского говора, её связь с различными сферами жизнедеятельности казаков. П. – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Р. – определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
предлагать помощь и сотрудничество. Презентация.
29. Фольклор как духовная основа культуры. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
формулировать свои затруднения. Слайды.
30. Характеристика словесных и несловесных видов и жанров фольклора. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
формулировать свои затруднения.
Иллюстрации.
31. Детский и молодежный фольклор. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выполнять учебные действия в материализованной, мультимедийной, речевой и умственной формах;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Презентация.
32. Воинский фольклор. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выполнять учебные действия в материализованной, мультимедийной, речевой и умственной формах;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Презентация.
33. Практическая работа. Разучивание рождественских колядок. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Слайды.
34. Практическая работа. Обряд празднования Рождества в кубанской семье. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Иллюстрации.
35. Выездное занятие. Посещение Рождественской ёлки. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы. Фотографии.
36. Выездное занятие. Посещение Рождественской ёлки. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологичное высказывание. Слайды.
37. Практическая работа. Разучивание детских закличек. П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка информации;
Р. – составлять план и последовательность действий;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Иллюстрации.
38. Практическая работа. Казачьи пословицы и поговорки. П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка информации; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.
Р. – составлять план и последовательность действий; выполнять учебные действия в материализованной, мультимедийной, речевой и умственной формах;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою позицию. Слайды.
39. Практическая работа. Знакомство с казачьими свадебными песнями. П. - анализ информации; построение рассуждения; обобщение.
Р.- выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью.
Иллюстрации.
40. Практическая работа. Знакомство с обрядом проводов на службу казака. П.- сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), анализ информации;
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью. Презентация.
41. Выездное занятие. Встреча с фольклорным коллективом, знакомство с историей его создания. Р. - выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Слайды.
42. Выездное занятие. Встреча с фольклорным коллективом, знакомство с его репертуаром
Р. - формулировать и удерживать учебную задачу, использовать речь для регуляции своего действия;
К. - формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество.
Презентация.
43. Практическая работа. Знакомство с обрядом празднования праздника Троицы в казачьей семье. П. - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета;
Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию. Иллюстрации.
44. Практическая работа. Разучивание православных молитв. П.- знание, понимание и принятие духовных ценностей. Р. - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию.
Презентация.
Кубанское казачество: устройство общества 10 45. Особенности казачьего общества, совмещение воинского и гражданского начал. П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. - преобразовывать практическую задачу в познавательную;
К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Иллюстрации.
46. Кубанское казачье войско, как военно-территориальная община. Структура войска, управление войском. П. - поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. - выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной формах;
К. - определять общую цель и пути ее достижения. Презентация.
47. Выездное занятие. Встреча с атаманом. П. – поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок);
Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Фото.
48. Выездное занятие. Встреча с членами правления современных казачьих обществ. П. - использовать знаково-символические средства;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Слайды.
49. Территориальная ( станичная, хуторская) община. Социальная, половозрастная структура общины, управление. П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;
К. - определять общую цель и пути ее достижения;
осуществлять взаимный контроль. Иллюстрация.
50. Коллективные формы деятельности, поощрение и наказание; социально-профессиональные группы в структуре общины. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи;
К. - задавать вопросы;
строить понятные для партнёра высказывания. Презентация.
51. Выездное занятие. Осмотр сохранившихся общественных построек. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания. Фото.
52. Выездное занятие. Зарисовка и фотографирование общественных построек. Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания.
Фото.
53. Типы казачьих семей в станичной общины. Функции семьи. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания.
Презентация.
54. Нормы и правила общения и поведения в семье, общине. П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников);
Р. – составлять план и последовательность действий;
К. - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Слайды.
Занятие кубанских казаков. 14 55. Кубанские казаки- воины и хлеборобы. Воинская служба, как основное занятие. П. – анализ информации; построение рассуждения; обобщение.
Р. – применять установленные правила в планировании способа решения учебной задачи;
К. - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Презентация.
56. Подготовка службы. Роль фольклора в подготовке казака к службе. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. Иллюстрации.
57. Служба на Кубани и вдали от неё. Царский канвой. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
К. - аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Презентация.
58. Награды и поощрения. Георгиевские кавалеры. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок.
К. - ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Презентация.
59. Труд и культура. Особенности трудовой деятельности кубанского казачества. П. – узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.
Р. – формулировать и удерживать учебную задачу;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологические высказывания.
Слайды.
60. Разновидности труда, участие в нем детей и фольклор, связанный с трудовой деятельностью. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника.
Иллюстрации.
61. Разнообразные формы досуга и отдых в повседневное и праздничное время. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - формулировать собственное мнение и позицию, слушать собеседника. Слайды.
62. Досуговый фольклор в войске, общении, семье. П. – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Р. – определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
предлагать помощь и сотрудничество. Презентация
63. Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. П. – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
Р. – определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
предлагать помощь и сотрудничество. Иллюстрации.
64. Календарные и семейные праздники. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
формулировать свои затруднения. Иллюстрации.
65. Воинские и общинные праздники. П. – смысловое чтение, анализ информации;
Р. – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
формулировать свои затруднения. Презентация.
66. Казачьи праздники, их фольклорная и игровая составляющие. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выполнять учебные действия в материализованной, мультимедийной, речевой и умственной формах;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Презентация.
67. Итоговое занятие. Фольклорно-этнографическая программа. П. – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Р. – выполнять учебные действия в материализованной, мультимедийной, речевой и умственной формах;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Слайды.
68. Итоговое занятие. Подведение итогов. П. – сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников), обработка информации;
Р. – составлять план и последовательность действий;
К. - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Презентация.
Итого: 68 часов.