Профилактическая программа коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю вариативной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении»
по теме:
«Профилактическая программа коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 30. 03. 2015 по 3. 04. 2015 года

Выполнил (а):
Головачева Галина Викторовна,
учитель начальных классов должность,
ГБОУ СОШ с. Алексеевка
«Образовательный центр»
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: Программа рассчитана на детей 7 – 10 лет (начальная школа).
Программа направлена на создание условий для развития личности, оказание индивидуальной помощи ребенку, испытывающему трудности в обучении.
Те проблемы, которые волнуют нашу страну, коснулись и системы образования России. Следствием этого явилось обесценивание духовных и нравственных идеалов, рост детской беспризорности, увеличение числа неблагополучных семей, отдаление родителей от процесса воспитания своих детей. Взрослым катастрофически не хватает милосердия и гуманности, что приводит к их дефициту в общении с детьми, им меньше уделяют внимания и в семье, зачастую и образовательных учреждениях.
В этих условиях возрастает потребность работы с детьми, имеющими трудности в обучении, это, как правило, дети из неблагополучных семей, дети с плохой успеваемостью по учебным предметам, дети с девиантным поведением. В настоящее время внимание к таким детям возросло: психологическая и социальная служба в школе, дополнительная работа классного руководителя. Все подобные мероприятия направлены на восполнение недостатков воспитания, преодоление педагогической и социальной запущенности.
Актуальность проблемы:         В настоящее время существует серьезная проблема педагогического персонала образовательного учреждения в работе с детьми, которые испытывают трудности в обучении. Огромное количество причин, приводящих обучающихся порою к самым крайним мерам. В связи с этим, актуальность лежит на поверхности данной ситуации: возрастание количества детей, испытывающих большие трудности в обучении, с которыми необходимо проводить воспитательную работу, направленную на преодоление этих трудностей.
Цели программы:
Разработать план коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении; формировать мотивы положительной адаптации и социализации личности, повышение самооценки обучающегося младшего школьного возраста, адаптации в окружающем социуме.
Основные направления:
совершенствовать образовательной систему класса в интересах развития каждого ребенка;
организовать педагогическую помощь и поддержку детям, испытывающим трудности в обучении.
Основные исполнители:
Классный руководитель
Родители
Возраст детей, на которых рассчитана данная программа 7 – 10 лет. В настоящее время данная программа в процессе разработки. Для ее апробации будут выбраны обучающиеся начальной школы.
Сроки реализации Программы: Программа будет выполняться в течение четырех лет (2013-2017 г.) поэтапно:
этап (2013-2014 учебный год) – организационно – диагностический.
Создание банка данных класса о различных категориях учащихся школы.
Организация работы родительского лектория.
Организация занятости и досуга детей.
II этап (2017-2017 учебный год) – деятельностный.Создание в классе условий и системы квалифицированной и грамотной дифференцированной помощи семьям и детям, которые нуждаются в поддержке.
Подключение родительскойобщественности для своевременного устранения проблем детей.
Регулярная диагностика детей, испытывающих трудности в обучении. Анализ и оценка работы с точки зрения эффективности, внесение возможных нужных корректировок.
Формы работы:
разъяснительная работа;
психологическая помощь;
коррекционная работа;
родительский всеобуч («Школа позитивного родительства»);
работа узких специалистов с детьми и родителями.
Ожидаемые результаты:
отслеживание основных причин возникновения трудностей обучения у детей;
улучшение результатов обучения детей;
повышение учебной активности детей;
увеличение количества родителей, заинтересованных в положительных изменениях своего ребенка.
Способы проверки ожидаемых результатов:
анкетирование;
социометрия;
анализ работы.

Формы проведения итогов реализации программы:
выставки достижений;
круглые столы «У меня получилось, подскажу тебе».
Направления работы:
1. Работа с детьми, испытывающими трудности в обучении(классный руководитель).
Работа в этом разделе мною строится по нескольким основным направлениям:
Индивидуальные беседы с детьми, цель которых заключается в помощи детям совершать осмысленные поступки, преодолении страха и неуверенности перед другими людьми (одноклассниками, сверстниками, взрослыми, знакомыми и чужими).
Проведение коррекции положительного воздействия различных методов воспитания.
Организация свободного и досугового времени обучающихся.
Изучение интересов детей, испытывающих трудности в обучении с целью обучения рациональному использованию свободного времени детей.
Привлечение детей в кружки и секции, общественную деятельность.
Поощрение творчества обучающихся и участие их в общешкольных и классных учебных и внеучебных мероприятиях.
Работа с родителями (классный руководитель).
Проведение лекториев не темы:
- Что это значит: находить достаточное количество время, для беседы со своим ребенком;
- Не оставляйте ребенка наедине с его проблемами, в том числе и учебным;
- Авторитарному воспитанию и обучению – нет.
- Уважайте интересы своего ребенка.
Этапы работы с семьей:
Просветительская работа.
Оказание педагогической помощи.
Диагностика результатов работы.
3. Психологическая консультация и помощь (психолог).
Существуют проблемы, решение которых назрело давно, среди них приоритетной является насилие в семье. Кроме этого, к ним присоединились проблемы детей – жертв вооруженных конфликтов.
Теперь на школу возложена еще большая миссия психолого – педагогической службы, призванной помочь детям и их родителям укрепить психологическое здоровье и развития обучающихся.
В состав психологического раздела входят следующие компоненты:
скрининг – непрерывное наблюдение за психологическим развитием учащихся при помощи экспресс - диагностических методов;
диагностика – углубленный анализ детей «группы риска» при помощи специальных расширенных психодиагностических методов;
коррекция – применение психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушения психологического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся.
4. Помощь в социальной адаптации детей, испытывающих трудности в обучении и их родителей (социальный педагог).
Создание необходимого банк данных класса oбo всех обучающихся класса в том числе:
банк «Дети, имеющие проблемы в обучнениидети с проблемами в развитии;
дети, оставшиеся без пoпечения родителей;
дети из неблагополучных, асоциальных семей;
дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической пoмoщи и поддержке;
дети с проявлениями социальной и психологической дезадаптации.
5. Информационная и просветительская работа с детьми, испытывающими проблемы в обучении и их родителями.
Тематика родительского правового всеобуча.
Индивидуально - тематические консультации для родителей и беседы с ними:
Как возникает интерес к обучению.
Необходимость внимания к индивидуальной личности ребенка, его психическому, физическому, психологическому и духовному развитию.
Главная роль семьи в физическом, психическом, психологическом здоровья детей.
Адекватность самооценки у детей, ее последствия и способы повышения/понижения (как правило, повышения).
Тематический план
I ЭТАП (2013-2014 учебный год) – организационно – диагностический.
№ п/п Тема Количество часов (частота занятий) Ответственные
1 Выявить педагогически запущенных детей из неблагополучных семей. В течение года Классный руководитель
2 Определить категории детей, прибывших в класс на основе:
- создания паспорта класса;
- индивидуальной анкеты обучающихся. По мере необходимости Классный руководитель
3 Изучить причины социально-педагогической запущенности ребенка В течение года Классный руководитель, психолог, социальный педагог
4 Провести ряд консультативных занятий «Начало нашего пути ». Познакомиться с обучающимися, установить с ними контакт и их родителями. В течение года Классный руководитель
7 Исследовать уровень адаптации детей к школе В течение года Классный руководитель, психолог
8 Провести учебный семинар – практикум «Учимся общаться и дружить» В течение года Классный руководитель
9 Провести тренировочные занятия: «Навыки общения в социуме». Систематически Классный руководитель
10 Организовать и провести рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей По мере необходимости Классный руководитель, социальный педагог, родительский комитет
11 Изучать положение ребенка в классном коллективе Систематически Классный руководитель
12 Организовать и провести консультации для детей, испытывающих трудности в обучении и их родителей Систематически Классный руководитель, психолог
13 Организовать и провести беседы с педагогически запущенными детьми и их родителями, посвященных способам повышения успеваемости Систематически Классный руководитель, представитель полиции
14 Организовать и провести лекции - семинары для родителей и педагогически запущенных детей Систематически Классный руководитель, психолог
15 Организовать рабoту, направленную на вовлечение детей, испытывающих трудности в обучении, в кружковую, внеурочную, внеклассную работу, в секции по разным интересам. Систематически Классный руководитель
16 Организовать и проводить индивидуальную работу с детьми, направленную на коррекцию проблем. Систематически Классный руководитель, психолог
17 Организовать и проводить с детьми обучающие игры «Социум, общение и мы» Систематически Классный руководитель
18 Формировать положительную мотивацию к посещению и обучению в школе. Систематически Классный руководитель
19 Организовать и проводить занятия - практикумы «Играя, учимся» Систематически Классный руководитель
20 Анализ работы В течение года Классный руководитель, психолог
21 Организовать занятость и досуг детей с трудностями в обучении В течение года Классный руководитель
II ЭТАП (2014-2017 учебный год) – деятельностный№ п/п Тема Количество часов (частота занятий) Ответственные
1 Диагностировать учащихся для того, чтобы проследить динамику в отношении учебы и жизни. На основе полученных результатов своевременная разработка стратегии работы (психолого-социальные, педагогические, воспитательные мероприятия) Систематически Классный руководитель
2 Составить и систематически пополнять, обновлять полные педагогические и психологические рекомендации и характеристики на каждого обучающегося класса из, испытывающих трудности в обучении Систематически Классный руководитель, психолог, социальный педагог
3 Организовать коррекционные группы по результатам проведенных диагностических мероприятий Систематически Классный руководитель, психолог
4 Организовать и проводить практические семинары-тренинги для родителей с целью формирования и развития практических навыков, необходимых для работы с детьми, испытывающими трудности в обучении Систематически Классный руководитель, социальный педагог
5 Организовать и проводить консультации и методическую помощь нуждающимся родителям детей , испытывающими трудности в обучении Систематически Классный руководитель, психолог
6 Активно привлекать всех детей к постоянному участию в общественной жизни класса и школы Систематически Классный руководитель
7 Активно сотрудничать с родителями и по максимуму привлекать их к процессу обучения собственного ребенка. Систематически Классный руководитель
8 Осуществлять своевременный и постоянный мониторинг особенностей личностной динамики детей Систематически Классный руководитель
9 Родительский университет (лекторий + консультации специалистов). Систематически Классный руководитель, психолог
10 Проведение классных родительских собраний (по запросам родителей, или по разработанным темам). Систематически Классный руководитель.
11 Своевременное и постоянное осуществление социального патронажа семей, в которых воспитываются дети, испытывающие трудности в обучении Систематически Классный руководитель, социальный педагог.
12 Организовать и проводить интеллектуально-познавательные игры «Мир вокруг меня и я в нем» Систематически Классный руководитель
13 Организовать и провести классные часы и беседы с родителями на тему «Проблемы и вопросы обучения» Систематически Классный руководитель
14 Организовать и систематически проводить игровые занятия на тему «Мой мир: он для меня, он мне, он ради меня. Умей его понять» (познаем себя, учимся контролировать свои эмоции) Систематически Классный руководитель
15 Организовать систематические доверительные беседы для детей, испытывающих трудности в обучении и их родителей «Я вижу в этом мире...» (установить отношения доверия и взаимопонимания между взрослым и ребёнком) Систематически Классный руководитель, психолог
16 Организовать и проводить систематические тренинги для родителей и детей, испытывающих трудности в обучении «Будем учиться понимать друг друга» Систематически Классный руководитель,
психолог
17 Организовать и систематически проводить социально значимые акции с привлечением детей, испытывающих трудности в обучении Систематически Классный руководитель
18 Осуществлять комплексную коррекционную работу с детьми, испытывающими трудности в обучении Систематически Классный руководитель, психолог
19 Организовать индивидуальную работу с детьми из неблагополучных семей Систематически Классный руководитель
20 Организовать и осуществлять постоянный контроль и проверку выполнения домашних заданий детей, испытывающих трудности в обучении Систематически Классный руководитель
21 Организовать и проводить коррекционные и индивидуальные занятия, консультации Систематически Классный руководитель
22 Разработать программу коррекционной работы с  детьми, испытывающими трудности в обучении
Классный руководитель

Методика оценки результативности коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Важнейшим средством достижения положительных результатов обучения детей, испытывающих трудности в обучении, которые, как правило, не имеют достаточного багажа «прежних» знаний и не умеют организовать свой труд, является, как было сказано выше, метод создания ситуации успеха. На уроках прежде всего стремлюсь создавать особую атмосферу, позволяющую учить детей мыслить, раскрывать перед ними пути организации поиска и находок решения поставленных задач на уроке,оценивать деятельность учащихся. Это требует доброжелательной обстановки на уроке, атмосферы подлинного сотрудничества , а не авторитарности. Ученик должен почувствовать, что учитель интересуется процессом его работы, соответственно его оценивает, помогает выявить сильные и слабые стороны его работы, намечает совместно с учеником пути его коррекции. Отметка становится лишь итогом напряженной совместной работы учителя и ученика, которая в процессе ее осуществления многократно оценивается и корректируется. При этом учитель получает возможность выявлять динамику его (ученика) изменений от урока к уроку.
Оценка возможностей ученика в ходе усвоения знаний должна состоять из трех разных, но сопряженных критериев: дидактического, логического и психологического . Их трудно разграничить, можно только акцентировать внимание на каждом из них. Поэтому при оценивании работы учащихся стремлюсь дифференцировать эти критерии, четко их выделять, обосновывать, чтобы они были понятны каждому ученику (за что именно он получил тот или иной балл).

Велико значение и традиционных форм контроля, которые также помогают оценить достижения учащихся, проверить соответствие планируемых и реальных результатов обучения, дают возможность учителю увидеть сформированность ЗУНов учащихся, оценить уровень усвоения программного материала. Основным видом контроля знаний учащихся является текущая проверка, которая позволяет своевременно корректировать процесс обучения. Как показал мой опыт, дети с трудностями в обучении, боятся «традиционных» контрольных работ, в большинстве случаев им трудно даже понять условие задач, поэтому возникла необходимость применения таких работ, которые соответствовали бы уровню развития учащихся, испытывающих трудности в обучении. Для учащихся своего класса я составляю контрольные работы в привычной для них форме: с рисунками, знакомыми сюжетами, элементами развивающего обучения, постепенно в 3-4 классах рисунки заменяются текстами.
Кроме этого использую методику Марьяны БЕЗРУКИХ «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5—7,5 лет» (групповые и индивидуальные тестирования), посредством выполнения словесных инструкций.
Критерии оценки результата коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Формы и методы оценивания результатов
Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточного (I полугодие) и итогового (конец учебного года) тестирования.
Результаты тестирования фиксируются в журнале учебной группы.
Критерии оценки:
1. Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А. М. Прихожан)
2. Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов).
3. Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста».
4. Диагностика концентрации внимания с помощью методики «Корректурная проба».
5. Диагностика слуховой памяти. Методика «Десять слов».
6. Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры».
7. Диагностика умственного развития. Тест Переслени-Подобед.
Список используемой литературы

1) Айэман Р. И., Жаркова Г. Н. и др. Подготовка ребенка к школе. - М.1991.
2) Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. - М. Роспедагентство. 1994.
3) Зак А. З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.:«Просвещение» «Владос». 1994..
4) Руководство практического психолога. (Под ред. Дубровиной И. В.) М. «АсаdеmiА». 1995.
5) Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. М. Творческий центр «Сфера». 2001.
6) Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997.
7) Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: «Академия развития». 1997.
8) Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. – Ярославль: «Академия развития». 1997