Профилактическая программа

МКОУ «Звездинская средняя общеобразовательная школа»







Программа
по профилактике вредных зависимостей

«Не сломай судьбу свою»


















Введение.
В последние годы в Российской Федерации, практически во всех регионах, ситуация со злоупотреблением наркотических средств и их законным оборотом имеет тенденцию к утяжелению. Быстро растёт число потребителей психоактивных веществ, включая наркотические и токсические средства, что, в свою очередь, определяет рост численности лиц со сформированной зависимостью от наркотиков, больных наркоманией и токсикоманией. Наркозависимые группы населения стремительно «молодеют». Уровень наркотизации всё более захватывает среду подростков.
Молодое энергичное поколение трудно удержать в рамках своего видения. Но встречается, к сожалению, и тот факт, когда и родители склонны к употреблению наркотиков, спиртных и табачных изделий. Такие родители ломают не только свои судьбы, но и судьбы своих детей.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации 17, 18, 19. 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Успешное решение задач в решении данной проблемы возможно только при объединении усилий семьи, школы, отделения профилактики безнадзорности детей и подростков.
Наркотики вошли в арсенал молодёжной наркотической субкультуры, которая распространяется через связанные с развлечениями дискотеки, телевидение, через совместное времяпровождение со сверстниками, употребляющими наркотики. Эта субкультура пропагандирует следующие ценности:
- наркотики бывают «серьёзные» и «несерьёзные»;
- наркотики делают человека свободным;
- наркотики помогают решать жизненные проблемы;
- наркотики могут и должны быть легализованы.
Чем грозят подобные «ценности» генофонду нации, понятно без комментариев.
Что же предпринимают взрослые, находящиеся рядом с подростком учителя, родители - для того, чтобы спасти своих детей от власти дурмана? К сожалению, большинство взрослых даже и не подозревают об этом «увлечении» молодых людей.
Поэтому, в этих условиях наиболее важной становится задача создания реально-действующей системы активной профилактики злоупотребления наркотических и психоактивных веществ.
Основными принципами данной программы являются следующие положения:
- зависимость от наркотических, психоактивных веществ легче предупредить, чем лечить;
- в условиях угрожающей наркологической ситуации целенаправленное внимание следует уделять обучению несовершеннолетних жизненным навыкам противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление наркотиков и других психоактивных веществ;
- целевое воздействие должно быть комплексным и осуществляться на личном, семейном и социальном уровнях.



Цель и задачи программы.

Данная программа создана с целью профилактики вредных зависимостей.
Задачи;
1. Оказывать положительное влияние на жизнь и здоровье подростков, зависящих от вредных привычек;
2. Создавать условия для активного вовлечения родителей в воспитательный процесс своих детей, создание единого социально- воспитательного пространства;
3. Знакомить подростков с последствиями, связанными с данной проблемой;
4. Оказывать помощь родителям в правильном выстраивании взаимоотношений с детьми;
5. Учить несовершеннолетних детей бороться с вредными привычками.
Одним из наиболее действенных способов борьбы с наркоманией и безнадзорностью является проявление доверия к ребёнку. На этом и будет построена данная программа. Всем, кто несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, следует помнить о том, что задолго до того, как возникает опасность первого опыта или реального знакомства с одурманивающими веществами, необходимо сформировать у него устойчивое негативное восприятие употребления этих веществ.


Глава 1.

Данная программа включает в себя несколько блоков, каждый из которых играет немаловажную роль в борьбе с вредными зависимостями.
Первый блок включает в себя определение группы, с которой будет проводиться работа. Изначально необходимо войти в доверие к ребёнку, помочь раскрыться, понять причину его зависимости. Выявить его положительные качества, непосредственно как личности.
Работа с родителями один из важнейших шагов в решении данной проблемы. Данная работа позволит выявить причину - почему ребёнок нашёл выход из решения своих проблем именно в употреблении наркотических веществ, табакокурении, употреблении спиртных напитков и т.д.. Работа с родителями проводится два раза в месяц. Немаловажную роль в работе с родителями играет психолог и нарколог. Цель - помочь родителям разобраться в себе, найти изначальную причину неадекватного поведения своего ребёнка. Постараться понять суть его проблемы и помочь найти решение, выход из сложившейся ситуации.
Второй блок – занятия в школе.
Дети, с которыми будут проводиться занятия по программе - являются учащимися одной и той же школы, соответственно, детей необходимо собрать во время классного часа или в вне урочное время. С детьми планируется проведение различных опросников, тренингов, бесед, лекций, просмотр документальных фильмов.
Третий блок - работа с детьми и подростками будет вестись в тесном контакте с инспекторами по делам несовершеннолетних, наркологом, психологом. Планируются встречи с людьми, которые уже сумели перейти грань зависимости, и в настоящее время имеют семьи и ведут здоровый образ жизни. Их реальный опыт, наглядное видение существующей проблемы помогут несовершеннолетним увидеть мир с другой стороны. Несовершеннолетние дети, подростки смогут поверить в себя в свои силы.


Глава 2.

Содержание программы

Первый блок.
Профилактическая работа с родителями.


№ п/п
Содержание
Ответственный исполнитель
Кол.
Часов

1.
Выявление семей, с которыми будет проводиться работа
О.И. Науменко
Первая неделя

2.
Подбор индивидуальных форм работы в конкретной семье
О.И. Науменко
1,2 недели

3.
Составление плана коррекционной работы для семей
О.И. Науменко

3 часа

4.
Встреча с наркологом
Врач – нарколог
1 час

5.
Встреча с гинекологом
Врач-гинеколог
1 час

6.
Практическое занятие «Место родителей в жизни ребёнка»
О.И. Науменко

1 час

7.
Рефлексия полученных результатов
О.И. Науменко

1 час




Второй блок.
Профилактическая работа с детьми.



№ п/п
Содержание
Ответственный исполнитель
Кол.
часов

1.
Выявить детей, с которыми будет в дальнейшем вестись работа
О.И. Науменко
1 час

2.
Диагностика личности ребёнка
О.И. Науменко

2 часа

3.
Обработка полученных результатов
О.И. Науменко

2 часа

4.
Курение и его влияние на здоровье
О.И. Науменко

1 час

5.
Почему люди курят и как бросить курить
О.И. Науменко

1 час

6.
Алкоголизм и его последствия
О.И. Науменко

1 час

7.
Стадии развития алкоголизма
О.И. Науменко

1 час

8.
Алкоголизм - величайшее зло человечества
О.И. Науменко

1 час

9.
Беседа с инспектором ПДН
Инспектор ПДН

1 час

10.
Наркомания: болезнь или порок?
О.И. Науменко

1 час

11.
Наркотики- главные враги здоровья
О.И. Науменко

1 час

12.
Как происходит первая проба наркотиков?
О.И. Науменко

1 час

13.
Наркоман. Какой он?
О.И. Науменко

1 час

14.
Что такое наркотическая зависимость?

О.И. Науменко

1 час

15.
Депрессия и стресс – спутники наркомании
О.И. Науменко

1 час

16.
Занятия с психологом «Мои проблемы»
совместно с психологом

1 час

17.
Что такое ВИЧ- инфекция?
О.И. Науменко

1 час

18.
Как узнать, что человек ВИЧ – инфицирован?
О.И. Науменко

1 час

19.
Встреча с наркологом
Врач нарколог

1 час

20.
Найди своё место в жизни. Интересное рядом
О.И. Науменко

1 час

21.
Гордись своей биографией
О.И. Науменко
1 час

22.

Твоё увлечение
О.И. Науменко


1 час

23.
Стань участником молодёжного движения против наркотиков
О.И. Науменко

1 час

24.
Если беда пришла. Помоги себе сам.
О.И. Науменко

1 час

25.
Обратись за помощью.
О.И. Науменко
1 час

26.
Просмотр документального видеофильма
О.И. Науменко

1 час

27.
Заключительное мероприятие «Наркомания- знак беды»
О.И. Науменко
совместно с психологом

1 час






Заключение.

Подготовка и проведение завершающего вечера с демонстрацией материалов, накопленных при проведении предыдущих занятий и приглашением родителей. Работа над созданием социально - психологической модели профилактики зависимостей, убеждённость в её необходимости и эффективности. Реализация данной программы позволит понять детям о необходимости выбора здорового образа жизни.








Используемая литература:


«Социальная работа с молодёжью: социально-педагогические и психологические аспекты» И.А. Вишняков, С.А. Маврин;- Омск: ИЗД ОмГПУ, 2005.-324с.

«Социальная работа с детьми группы риска» М.С. Мартынова, С.С. Гиль, О.В. Морозова, Д.А. Шалаева, А.А. Михеева. И.В. Возвышаева.- М.: Социальный проект, 2004.-272с.



«Биология, экология, здоровый образ жизни» В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева.-В.: 2001.-152с.


«Беседы об антиалкогольном воспитании» Д.В. Колесов.- М.: «Просвещение»,1987.-80с.


«Выбираем мир без наркотиков» О.Н. Мосеева, И.И. Тараданова.- Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2003.-336с.










Науменко Ольга Ивановна












15