Конспект по окружающему миру по теме «Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека» УМК: «Начальная школа XXI в.» ( 4 класс)


Тема урока:
«Обоняние, вкус, осязание,
их роль в жизни человека»
УМК: «Начальная школа XXI в.»
Окружающий мир
4 класс
Учитель начальных классов:
Ионова Марина Михайловна
2011г.
Тема урока: «Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека»
Цель урока:
ознакомить учащихся с органами обоняния, вкуса, осязания, их значением и гигиеной;
расширить знания учащихся о бережном отношении к органам обоняния, вкуса, осязания;
учить беречь органы чувств;
создать условия для осознания первостепенной роли органов чувств человека, позволяющих ему ориентироваться в окружающем мире;
способствовать воспитанию ценностей здорового образа жизни, развитию умения осуществлять профилактические и закаливающие процедуры.
Тип урока: Изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование: картинки с изображением органов чувств.
Ход урока
Организационный этап.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
На меня все посмотрели
Улыбнулись и присели.
Учитель. Ребята, девизом нашего урока станут пословицы о здоровье. Как вы их понимаете?
Здоров будешь – все добудешь.
Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
Здоровье всего дороже.
Здоровье дороже богатства.
Здоровье не купишь.
II. Повторение ранее изученного материала
Учитель.
-Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке и проверим наши знания.
-Если вы согласны с моим утверждением, то ставите точку в квадрат.
Тест. Работа на индивидуальных листах.
Органом зрения являются глаза (да)
При чтении и письме свет должен падать справа (нет)
Уши являются органом слуха (да)
Уши надо мыть каждый день (да)
полезно использовать громкую музыку и наушники (нет)
человек может жить без органов зрения (да)
Кожу надо содержать в чистоте (да)
Сидеть перед телевизором можно ближе 1 метра от экрана (нет)
Недопустимо чтение лежа при слабом свете ночника (да)
Самопроверка.
Учитель. А теперь соедини точки в таком порядке:
от 1 к 3, от 1 к 4, от 4 к 6, от 6 к 9, от 9 к 7.
Если у вас получилась цифра 5, значит, за тест вы получаете «5»!

163195274320001 2 133350188595003
2921003028950029210030289500 29210087439500157480729615004 5 13335087439500157480729615006
7
292100115379500177800103949500 8 1574801186815009

III. Формирование новых знаний
- Посмотрите на таблицу. Сколько органов чувств есть у человека?
0182880Орган зрения-
глаза
00Орган зрения-
глаза
3886200182880Орган слуха-
уши
00Орган слуха-
уши
-2286002082165Орган вкуса-
язык
00Орган вкуса-
язык
42291001972310Орган осязания-
кожа
00Орган осязания-
кожа
20574002754630Орган обоняния-
нос
00Орган обоняния-
нос
1143000965835Чувства
00Чувства
297180016338550033147001633855001143000163385500297180040322500194310040322500
Какой орган помогает нам чувствовать запахи? (Нос)
С помощью какого органа мы определяем вкус продукта? (Язык)
Как узнать, холодный предмет или тёплый? (Надо его потрогать)
- А сегодня мы ответим на эти вопросы научным языком, познакомимся
с особенностями органов обоняния, осязания и вкуса, их функциями,
правилами ухода за ними.
Гимнастика для глаз.
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз.
Повторите 10 раз.
3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца.
Медленно приближайте его к кончику носа, а затем отводите обратно.
Повторите 5 раз.
IV. Этап усвоения новых знаний
Знакомство с органом обоняния
1. Создание проблемной ситуации.
К доске выходят два ученика. Учитель завязывает им глаза. Каждому дает предмет с запахом (лук, духи и т.д.)
- определите, что у вас в руках (учащиеся называют предметы)
-Как вы это определили, ведь видеть и слышать вы не могли?
-Каким органом мы чувствуем запахи?
- Что такое обоняние? Какие правила надо соблюдать, чтобы сберечь обоняние?
2. Выскажи предположение.
Понюхай что-нибудь приятное, например цветок, духи, вкусную пищу. Для этого глубоко вдохни через нос. Затем зажми нос и глубоко вдохни ртом. В каком случае ты почувствуешь запах? Постарайся объяснить свой ответ.
-1143009144000
- Какие органы чувств «сообщают» нам, что пища, которую мы едим, не испорчена?
3. Работа с учебником (стр. 29)
- Рассмотрите рисунок и расскажите, как мы чувствуем запахи.
Нос-орган обоняния
1. Носовая полость.
2. Обонятельные клетки.
- Из чего состоит орган обоняния?
- Прочитай текст. Расскажи, как мы чувствуем запахи.
- Прочитайте правила на с. 30 учебника, которые вы должны выполнять, чтобы уберечь обоняние от повреждения.
Береги обоняние
Никогда не ходи с мокрыми ногами или в сырой одежде. Одевайся
так, чтобы не замёрзнуть и не перегреться.
Старайся не общаться с людьми, которые чихают и кашляют.
Чаще ешь свежие овощи и фрукты, особенно лук, чеснок, лимоны – в них содержатся вещества, которые помогают организму побороть простуду.
Никогда не нюхай незнакомые вещества и порошки.
- Рассмотри сюжетный рисунок. Что на нем изображено?
342900635000

- Кто из героев чем занят?
- Что происходит с их органами обоняния, зрения?
- Расскажи, какие правила нужно соблюдать, если в комнате находится больной.
- У кого из вас есть дома животные? Замечали ли вы, как они реагируют на запахи? Расскажите об этом.
182880018351500
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка-порхалочка,
Ты ко мне спеши!
Знакомство с органом вкуса
1. Выскажи предположение.
Вытри чистой салфеткой свой язык. А теперь быстро потри его сахаром.
Почувствуешь ли ты вкус? Согласишься ли ты с таким выводом: «Различать
вкус помогает слюна. Сухой язык вкуса не ощущает»?
2. Работа с учебником (стр. 31)
- Рассмотри рисунок «Вкусовые зоны языка».
- Вы согласны, что определенная часть языка отвечает за свой вкус?
- Назовите, где находится чувствительная зона к сладкому. А к горькому?
- Какими частями языка вы сможете определить соленое и кислое?
left698500Язык – орган вкуса.
1. Основание языка чувствительно к горькому.
2. Края языка чувствительны к кислому и солёному.
3. Кончик языка чувствителен к сладкому.
3. Коллективная работа в рубрике « Жил на свете человек…» на с. 31 учебника.
Гуляя по лугу, Марина искала травинку, с помощью которой можно свистеть, дудеть… «Попробую вот эту», - подумала девочка и взяла её в рот. И тут же выплюнула: «Ой, какая горечь!». Это была горькая полынь. Что помогло
Марине распознать горький вкус растения? Правильно ли поступила девочка, взяв в рот незнакомое растение? (ответы детей)
- Что вы узнали об органе вкуса?
Осязание
- Что такое осязание? Как это чувство помогает человеку воспринимать мир?
Выскажи предположение.
Какой орган осязания можно назвать главным? У каких людей лучше всего
развито осязание?
Проведём игру – упражнение «Определи на ощупь предмет».

Какое значение имеет для человека осязание?
V. Этап первичной проверки новых знаний.- Составь пары слов по образцу:
зрение – глаза

VI. Этап закрепления новых знаний.

- Работа в парах.) «Сочинялки».
- Продолжи рассказ.
Запахи осени.
Мы вошли в лес. Нас окружили запахи осени…
VII. Этап подведения итога урока.
- Что вы узнали об органах чувств?
- Как их надо беречь?
VIII. Этап рефлексии.
- Сегодня на уроке…
я вспомнил…
я повторил…
мне понравилось…
мне было трудно…
IX. Домашнее задание.
Учебник страницы 29 – 31.
Составьте памятки гигиены на каждый орган чувств.