Урок по физкультуре Какое значение имеют слух и зрение при выполнении движений (5 класс)


Тема 4: « Какое значение имеют слух и зрение при выполнении движений»
Цель урока: рассказать о роли зрительного и слухового анализаторов при освоении и выполнении различных движений
Задачи урока: развивать двигательные навыки, фантазию, внимание.
Тип: обучающий, развивающий
Метод: игровой, соревновательный
Место: спортивный зал
Инвентарь: гимнастический мат,
Вводная часть: 13 мин
Построение, задачи урока, ТБ при занятиях в спортивном зале - 4 мин
Беседа-дискуссия о роли слуха и зрения при выполнении различных движений. Предлагается выполнить упражнение, закрыв глаза, только слыша задание учителя. Затем, выполнить движение только видя, что показывает учитель. Сравнить выполненные движения, работу анализаторов: слуха и зрения. Сделать вывод, что человеку необходимо видеть и слышать, чтобы правильно выполнять те или иные задания, движения.
Разминка: 3 мин.
- ходьба, следить за осанкой, работой рук, ног;
- бег медленный темп, корпус ровно, руки согнуты в локте, работают вдоль туловища, следим за дыханием;
- ходьба восстановление дыхания упр. «шарики» набираем воздух вдох руки через стороны вверх, спускаем воздух (выдох) руки плавно вниз.
-команда «налево, в колонну по четыре», размыканиеКомплекс упражнений стрейчинга №1. 6 мин
1.И.п. – о.с. 1-2-3 «растем» - подняться на носки руки вверх – тянемся. 4- и.п.
2. И.п.- о.с «ай-ай-ай» -1-2 медленные наклоны головы вправо-влево;
3. И.п.- о.с., руки вдоль туловища. 1-2-3 - обняли себя за плечи. Постояли в таком положении несколько сек.
4- и.п.
4. И.п. – стойка ноги шире плеч, спина прямая, живот втянут. 1-2-3 – обе коленки повернули внутрь. Постояли в таком положении несколько сек. 4 – и.п.
5. И.п. – о.с. 1-2-3 – подняли левую ногу до уровня пояса, обхватили руками. Постояли в таком положении несколько сек. 4- и.п. 5-6-7- подняли правую ногу до уровня пояса, обхватили руками. Постоял в таком положении несколько сек. 8- и.п.
6. И.п. – сидя на полу, руки на поясе. 1-2-3 – наклон вперед, касание носков ног. Зафиксировать такое положение несколько сек. 4 – и.п.
7. И.п. – лежа на полу, ноги прямые, руки вдоль туловища. 1-2-3- поднимаем согнутые в коленях ноги к груди. Удерживаем такое положение несколько сек. 4 – и.п.
8. И.п. – лежа на полу, ноги прямые, руки за головой. 1-2-3 – постепенно поднимаем туловище к коленям. Задержаться в таком положении несколько сек. 4-5-6 постепенно возвращаем туловище в и.п.
9. И.п. - «шарики» - восстанавливаем дыхание
Данный комплекс упражнений представляет собой совершенно новый способ решения задач физического воспитания. Эти упражнения направлены на совершенствование гибкости и подвижности в суставах, тренировку мышечно-связочного аппарата. Стрейчинг – это метод фиксированной растяжки. Комплексы упражнений в системе стрейчинга направлены на растягивание практически всех мышц тела. Стрейчинг не оказывает стрессового воздействия на организм, не вызывает неприятных ощущений, успокаивает и расслабляет тело, помогает ощущать работу мускулатуры.
Основная часть: 27 мин
комбинированная эстафета: 9 мин
из упора сидя кувырок вперед, в упор сидя
проползти на животе по лавочке, подтягиваясь руками, ноги согнуты в коленях
прыжок через лавочку - препятствие
бросок малого мяча в корзину, точность
прыжок через лавочку
бегом к следующему участнику, сам становится в конец колонны
Подведение итогов эстафеты.
Организационно-методические указания: неправильно выполненное задание + 1 штрафное очко. В четвертом задании, чем меньше попаданий, тем больше очков. Побеждает команда, набравшая наименьшее количество очков.
вспомнить сказки, герои которых помогали друг другу, например: «Бременские музыканты», «Теремок»
Статические упр. Вспомните лето. Мимика кто-то грустит, что оно закончилось, кто-то вспоминает радостные моменты (радость на лице, грусть).
Пришла зима пантомима. Как можно показать приход зимы. Мы замерзли, играем в снежки, катаемся на лыжах, коньках, ловим рыбу (зимняя рыбалка).
За столом. Прием пищи вкусной, невкусной. Кушаем арбуз
Загадка: кто утром на четырех, днем на двух, вечером на трех ногах (человек: младенец, взрослый, пожилой) дать задание трем учащимся выполнить пантомиму на загадку.
Ролевые упр. бабочка-кошка, надоедливый комар и грибник, лягушка плывет, встреча царевича и царевны возле дуба.
Заключительная часть: 5 мин
Игра «Что изменилось». Играющие сидят на скамейках. Водящий стоит с закрытыми глазами в 5-6 м. спиной к ним и медленно считает до пяти. В это время дети пересаживаются, меняются местами, принимают различные позы (наклоняют голову, сгибают ногу и т.д.). Закончив считать водящий поворачивается к играющим и старается запомнить расположение игроков и их позы. Затем снова поворачивается спиной к играющим. Сидящие игроки опять что-то изменяют . Повернувшись водящий старается определить происшедшие изменения. Если он заметил изменения, то садиться на скамейку – и назначается новый водящий.
Игра развивает внимание.
Игра позволяет с большей эффективностью реализовать принцип сопряженного воздействия, формировать практический интеллект, развивать коммуникативное поведение ребенка и благодаря эмоциональному воздействию способствует «снятию» неблагоприятных психических состояний.
подвижные игры с правилами помогают детям укреплять социальные связи, опять же развивать воображение, способность стремиться, сотрудничать.
В основе таких игр лежат различные движения: ходьба, бег, прыганье, скачки, лазание, метание и т.д. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего организма в движении, благотворно сказываются на его эмоциональной сфере, способствуют накоплению двигательного опыта. Дети учатся работать сообща, доверять друг другу, быть четными, дисциплинированными. Развивается внимание, повышается скорость реакции, сообразительность, находчивость. Выполнение правил способствует формированию волевых черт характера, организованности. Большинство подвижных игр рассчитано на участие большого количества детей. Ребята учатся взаимодействовать, сговариваться, учитывать мнения окружающих, разрешать конфликты. Здесь проявляются лидерские качества отдельных детей, отстающим - вся команда стремится помочь, чтобы добиться победы.

Рекомендуемая литература:
Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре. – М.,2003.
Климанова Т.Г. Туризм на уроках с младшими школьниками III класс. – //Физическая культура в школе, 2008 №№ 3,4.
Болонов Г.П. Физкультура в начальной школе. М., 2005.
Викулов А.Д., Бутин И.М. Развитие физических способностей детей. – Ярославль, 1996.
Образцова Т.Н. Подвижные игры для детей. – М., 2005
Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе. – М., 1978
Шарбанова С.Б. А.И.Федоров Развитие коммуникативных способностей у детей на уроках физкультуры.- М.,