Разработка праздника Прощай Букварь


Праздник «Прощание с Букварем» 
Цели: 1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся, полученных в процессе работы по курсу «Обучение грамоте»; поддерживать у учащихся интерес к знаниям. 2. Формировать умение общаться, вырабатывать навыки совместного труда, развивать творческие способности учащихся. 3. Способствовать воспитанию положительного отношения к чтению; уважительного отношения к одноклассникам, родителям.
Оборудование: Ø Головные уборы с изображением букв; Ø Костюмы героев: Букваря, Родного слова,  воздушные шарыØ Музыкальное сопровождение Действующие лица: учащиеся 5 классов - Букварь, Родное слово, ведущий-учитель, учащиеся 1 класса, родители. Присутствуют: учащиеся 1 классов, родители, учителя, администрация школы. 
Ход праздника1.Звучит музыка «Чему учат в школе». Дети под музыку входят в зал и встают около стульчиков. Звучат фанфары.  Ведущий-учитель: В жизни все начинается с малого: хлеб – с зернышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания – с первой книжки, которую ребенок прочитал сам. Эта первая добрая книжка для многих наших детей – Букварь. Он с 1 сентября учил нас доброму, светлому и хорошему. И мы благодарны ему. Мы закончили изучать свой первый школьный учебник и сегодня хотим сказать Букварю—спасибо!!! Хором.1уч. За окном снежинки пляшут, Сказки зимние даря, Новый праздник в первом классе – Это праздник Букваря. 
2 уч.Весь букварь мы одолели, Потрудились мы не зря. Здравствуй, праздник! Школьный праздник! Славный праздник Букваря! 3учДети-первоклассники: Папы, мамы, гости дорогие, Вы пришли сюда не зря. Ведь у нас сегодня праздник, Славный Праздник Букваря! 4уч Да, нелёгкая работа, Но учиться мы должны. Ведь мы знаем: человеку Знания всегда нужны! 5учМашинисты и ткачи, Трактористы и врачи, Лесорубы и шахтёры, Космонавты и актёры, Повара и кузнецы, 6учВодолазы и певцы... Все когда-то в первый раз Приходили в первый класс. Все за партами сидели и на азбуку глядели. 7учХлебороб, поэт и летчик, Врач, шахтер и сталевар - Каждый помнит первых строчек, Первых слов бесценный дар. 8учИ директор наш, ребята, С букварём ходил когда-то, И учительница наша В первый раз входила в класс - Наша очередь сейчас. 9учВ сентябре мы в класс вошли несмело, На столах в подарок – Буквари нашли! Вдоль картинок мы шагали, По ступенькам - строчкам шли. Ах, как много мы узнали, Ах, как много мы прочли! 10 учБыл наш путь не очень долгим, Незаметно дни бегут. И уже на книжной полке Нас другие книги ждут. 11учСреди ярких толстых книжек Неприметна и скромна, Но зато читать – в полгода! – Научила нас она. 12учМы прочтем любые книги, Разберемся в словаре, Потому что всюду буквы Те же, что и в букваре. 
Дети поют Текст песни "Азбука"
1.Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
Припев:
Азбука, азбука
Каждому нужна.
Нам поможет книжки
Прочитать она!
2
Надо буквы нам писать
Аккуратно в строчку,
Надо их запоминать
Без ошибок, точно.
Припев.
3
Книжки могут рассказать
Обо всем на свете.
Очень любят их читать
Взрослые и дети.
Припев, песню «Азбука»
Ведущий-учитель: 
Ребята, давайте пригласим к нам на праздник сам букварь, дружно его позовем:
Ты букварик не грусти, к нам на праздник приходи!!! (Входит Букварь)
- Вот и я мои друзья, рад вас видеть очень я.Приятно слышать добрые слова, всем спасибо детвора!
-Хоть пришла пора прощаться, мы не станем огорчаться
Не один я к вам пришел, книгу новую привел (выходит Родное слово»)
Родное слово: Очень рада встрече с вами! Мне солнце подарило капельки свои, Чтоб я их превратила в буквы и значки. Хочешь плыть по океанам, Опускаться в глубину, Побывать во многих странах И помчаться на Луну, Быть отважным следопытом В чащах вековых? Все края тебе открыты На страницах добрых книг. Как, друзья, вам всем я рада! Встреча с вами – мне награда! 
БУКВАРЬ: Я хочу вам всем сказать, умеют дети все читать.
Буквы все от А до Я знают все мои друзья. Я сегодня очень рад вам наши знанья показать.
(к детям)- вы мне поможете друзья?! Все хором-ДААА!!!
- Тогда начнем парад букв, Буквы обозначающие гласные звуки тут? ТУТ!
- Буквы обозначающие согласные звуки тут? ТУТ!
-Буквы не обозначающие звуков тут? ТУТ!
- Давайте вместе же друзья с гостями поиграем, проверим знанья их и всем загадки загадаем!
(Дети по очереди выходят ц центр и загадывают свою загадку, зрители хором отгадывают, букварь вручает чтецу корону с данной буквой).
Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит, И называются все – Дети (хором): Алфавит! В море плавала акула Ела все, что в нем тонуло. К нам акула приплыла – Превратилась в букву… (А) Два барашка-братца Вышли пободаться. Положи конец борьбе – Преврати их в букву… (Б) Любят узнавать весы Вес конфет и колбасы. Чтоб не пачкаться в халве, Превратились в букву… (В) Дождь полил лесочек, Вырос гриб-грибочек. В тот лесочек мы пойдем, Где он спрятался, найдем. Чтоб не печься в пироге, Стал грибочек буквой… (Г) Дятел на стволе сидит, Дырку в дереве долбит. Достает вредителя, Портить ствол любителя. Дятел постучал везде, Превратился в букву... (Д) Целый день енотка Рая В ручейке белье стирает, Моет, поласкает И домой таскает. Наплескается в ручье – Превратится в букву… (Е) Выставил колючки ёж – Без перчаток не возьмешь. У него иголки Больше, чем у ёлки. Ёжик, глядя на неё Превратился в букву… (Ё) Женя баловался В жалюзи игрался: Открывал и закрывал, Им покоя не давал. Но они спаслись уже – Превратились в букву… (Ж) Скачет-скачет заинька Серенький да маленький: Прыг-скок! Прыг-скок! Через ямку на пенек. Ушками он слушает, Зубками он кушает. Чтобы не попасть к лисе, Стал зайчишка буквой... (З) У иголочки-иголки Носик тоненький и колкий, И торчит из ушка Ниточка-подружка Ты иголкой вышивай, Зря колоться не давай. А уколет, преврати Внеколючку букву… (И) Мажет мама ранку дочке Йодом в темном пузыречке. Кошка, прыгнув со стола, Йод по полу разлила. Стань же властью всех стихий Йод разлитый – буквой… (Й) Катя с Ксюшей на качели С двух сторон качаться сели: Вверх-вниз, вверх-вниз. Накачались – разошлись. И теперь наверняка Будут помнить букву… (К) У лягушки Лушки – Ножки-попрыгушки. Квак-шлеп! Квак-шлеп! И в болотце с кочки хлоп! Чтоб журавль ее не съел, Лушка стала буквой… (Л) В мышеловку баба Маша Напихала манной каши. Только мышка кашку лоп, Мышеловка мышку хлоп! Мышки больше нет совсем, Но осталась буква… (М) Две босые ножки Ходят по дорожке, Бегают и прыгают, Да друг дружкой дрыгают. Попадут сапожкам в плен, Превратятся в букву… (Н) Обезьянка Оленька Корчит рожи, дразнится – Все за всеми повторяет, И бананы вниз швыряет. На хвосте качается – Славно получается! Обезьяне той легко Превратится в букву… (О) Пианино Прошино Новое хорошее. Пальчик клавишу нажмет, Пианино запоет: До-ре-ми! До-ре-ми! Лучше пой, а не шуми! Пляшут птички на тропе, Напиши им букву… (П) Мчится в космосе ракета, Обгоняя скорость света, За парсеками парсек Грузовой везет отсек: В нем рахат-лукум и рис, Репа, редька и редис, Миксер, кондиционер – Все с ракетной буквой… (Р) Слон по Африке гулял, Длинным хоботом вилял, А потом раз! – и исчез: Превратился в букву… (С) У Жанелитёрочка, Что у деток горочка. С терки сыр катался – Весь внутри остался. На бумажном же листе Терка стала буквой… (Т) У улиточкиУльяны Весь газон зарос бурьяном. Недосуг бурьян косить – Надо дом перевозить. Проползет немножко, Спрячет в домик рожки. Спит себе в своем дому Видит сны про букву… (У) Расскажи нам, флюгерок, Где летает ветерок. На железной ножке. Повертись немножко, И тогда фонарь в кафе Превратится в букву… (Ф) Захомячил хомячок Зерна в щеки-рюкзачок, И до хатки поспешил, Чтоб никто не рассмешил. Пощекочем хомяка, Пусть нам скажет букву… (Х) Утром на лугу цветочки Раскрывают лепесточки. Села на цветок пчела, Много меда собрала, А цикада на крыльце Превратилась в букву… (Ц) Никого часы не ждут, С громким тиканьем идут: Тик-так! Тик-так! Не обгонишь их никак. Бьют часы на каланче, Превращаясь в букву… (Ч) Вместе Паша и Егор В поле ставили шатер. Прямо возле шалаша, Наш шатер стал буквой… (Ш) Наш щелкунчик для потехи Детям щелкает орехи. Щелк! Щелк! Щелк! – так зубки Щелкают скорлупки! Всё! Орехов нет вообще – Стал щелкунчик буквой… (Щ) Твердый знак живет в подъезде, В объявленье и на съезде. Мягкий знак живет в колье, В приключенье, и в белье. Буква "Ы" в словах есть тоже, Их она размножить может – Превращает торт в торты, Хвост – в хвосты, а куст – в кусты. На конце у слов не хуже – Каждый там стоит, где нужен. Подал Эдик Эллочке Эскимо в тарелочке, А Эллине с Аллочкой Эскимо на палочках. Это эскимо тебе Дарит лично буква… (Э) Юля новую юлу Разъюлила на полу. Ю-ла-ла! Ю-ла-ла! – Быстро кружится юла. А задела башмачок, Вжжик! – упала на бочок. Юлечка юлу свою Превратила в букву… (Ю) Язычок во рту живет, Звонко песенки поет, Если горлышко болит, "А!" – врачу он говорит. Но ему никак нельзя Превращаться в букву "Я"! Почему? Ну, как же – им Все слова мы говорим! 
Букварь- дети хором-. АБВГДЕЖ -  прикатили на еже.
- ЗИКЛМНО – дружно вылезли в окно.
- ПРСТУФХ – оседлали петуха.
-. ЦЧШЩЭЮЯ – вот и все мои друзья!
Поем песню «Буковки» на музыку Р.Паулса, слова Э. Галустовой Праздник, праздник Празднуем семьей, Праздник, праздник Книжки дорогой! Буковки! Буковки! – Весело кричат Тридцать мамочек И куча ребятят. Припев: Звуки согласные, гласные – Столько лет, столько лет вместе! Звуки согласные, гласные – Дружно поют эту песню. Звуки согласные, гласные – Столько лет, столько лет вместе! Звуки согласные, гласные Мы изучали все вместе! В эту книгу С детства влюблены Мамы, папы И, конечно, мы. Очень сильный Дедушка танцор, Но букварь он помнит С давних детских пор. Припев 
БУКВАРЬ – (обращаясь к Родному слову)
-Вот видишь какие замечательные дети учатся в этом классе, и стихи читают и песни поют, очень весело живут!!!
- Родное слово: С вами я остаться рада, но проверить мне бы надо, готовы вы со мной дружить?
УЧИТЕЛЬ- а чтобы ты хотела о нас узнать?
Р.С. – во первых хотелось бы узнать, все ли ребята знают, как нужно обращаться с книгами?
Учитель: - Ребята, вы помните правила работы с книгой?
ПРАВИЛА
1) Бери книгу только чистыми руками.
2) Оберни книгу, вложи в неё закладку.
3) Переворачивай страницы за верхний правый угол.
4) Не перегибай книгу при чтении.
5) Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
6) Если книга порвалась – подклей её.
7) Не рисуй и не пиши в книге.
8) Не читай книгу во время еды
9) Помни книга твой лучший друг, относись к ней как к лучшему другу!
Р.С.- Как с книгой дружить вы знаете друзья, но вот мне интересно, достаточно ли вы выросли, чтобы дружить с такой книгой как я, ведь я очень серьезная, и мои задания достаточно сложные, справятся ли ваши ребята с ними?
УЧИТЕЛЬ- ну что ребята, покажем, чему мы с вами научились? – ДА!
Встаем в «Круг радости» и делимся на группы, каждая группа занимает свое место.
1. «Мозговой штурм» -награда за ответ конфета, чья команда заработает больше конфет!
Вопросы:
- Наименьшая единица речи? Звук
- Чем обозначают звук на письме? Буквой
- Сколько всего букв в русском алфавите? 33
- На какие группы делятся звуки? Гласные и согласные
- Как определить, что звук гласный? Тянется и поется
-Сколько букв обозначающих гласные звуки? 10
- Сколько гласных звуков? 6
- Почему букв обозначающих гласные звуки больше чем звуков? 4 буквы обозначают те же звуки, но к ним еще добавился мягкий согласный –й- их называют йотированными,
- Они всегда распадаются на 2 звука? Нет
- Когда распадаются? В начале слова, после гласного, после мягкого знака.
- Сколько букв обозначающих согласные звуки? 21
- почему не 23? Ь и Ъ знаки звуков не обозначают
- Какова их роль? Смягчают и разделяют согласные от гласных.
- Какие звуки всегда твердые? Ж, Ш,
- Какое правило с этим связано? ЖИ ШИ всегда пиши только с буквой И.
- Какие звуки всегда мягкие? Ч Щ какое правило?
-ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Как проверить парный согласный звук? Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй.
- Если гласный вызывает сомнение? Ставь его под ударение!
- Как называются слова, которые нельзя проверить? Словарные
2. Конкурс «Собери пословицу»
Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
Книга поможет в труде, выручит и в беде.
Книга учит жить, книгой надо дорожить.
Кто много книг читает, тот много знает.
3. Конкурс «Разгадай ребус»
4.Постер «Открытка для букваря» Выступление.
Учитель: Ну что, довольны вы нашими ребятами?
Р.С.- очень довольна!
БУКВАРЬ- а я просто горжусь вами, вы большие молодцы, я думаю пришло время вручить ребятам УДОСТОВЕРЕНИЯ, о том что они с успехом закончили букварь.
Р.С.- я согласна, обязательно нужно вручить!!!
Учитель – вручается Диплом о том, что Букварь закончил успешно, Алиеву Алиму и т.д(Поставить детей в три ряда, приготовить скамейки и стульчики) - ФОТО на память с БУКВАРЕМ и РОДНЫМ словом.
Дети поют песню «Прощай букварь»
Песня Слова Прощай, букварь! Л.Мельникова - минусовкаЛ.МельниковаМой букварь, мой друг надёжный, Расстаёмся мы теперь. В новый мир большой и сложный Для меня открыл ты дверь. Расстаёмся с букварём, Песню мы о нём поём! (2 раза) Много радостных событий Ты мне щедро подарил. К миру радостных открытий Ты ступенькой послужил. Расстаёмся с букварём, Песню мы о нём поём! (2 раза) Раскрывал тебя как чудо, Наступил прощанья срок. Никогда я не забуду Первый твой большой урок. Расстаёмся с букварём, Песню мы о нём поём! (2 раза)
Букварь - Спасибо друзья, но мне хочется сказать, что своими успехами вы обязаны не только мне, но и тем, кто не спит по ночам, когда вы болеете. Кто придя с работы забывает про усталость и садится с вами делать уроки, кто встает утром пораньше и готовит вкусный завтрак, тем, кто в дождь и снег стоит под дверями нашей школы и терпеливо ждет своего малыша, это конечно наши дорогие родители!!!
Стихи для родителей:Дети 1. Спасибо, вам, родные наши И за заботу, и за труд! Как жаль, что вам любимым Каникул летом не дают! 2. Трудно детей своих воспитать – Многое нужно для этого знать. Родителям мы хотим пожелать: 3. Детям всегда во всем помогать, 4. В школу с утра ребенка собрать, 5. Напутствия добрые вовремя дать, 6. Умную книжку успеть прочитать. 7. А в выходной не забыть погулять, Чтобы болезней всех избежать. 8. Надо еще детей закалять, 9.Собрания также все посещать, Школе по мере сил помогать. 
10. А главное – без сомненья Все. Желаем мы вам терпенья! 
11.Мы тоже сильно любим Вас
Но очень труден первый класс
Не все выходит в первый раз, не огорчайтесь вы за нас!
Слово для поздравления предоставляется нашим дорогим родителям:
МАМА: 1 поздравляем….
МАМА2: -- Уметь читать и писать это очень хорошо, кому-то это дается легче, кому-то сложнее, но это не самое главное в жизни. Важнее стать настоящим человеком!!
- А вы ребята знаете, что значит Быть человеком?
Учитель – мы не волшебники, мы только начали учиться, но кое- что мы уже знаем!!!
Дети встают в полукруг и произносят:
- Но знаешь ли ты, в чем добро вековое, должны мы любить всех живых, все живое, не в мыслях, не в действиях зла не питая, вот истина вечная, правда святая. Все люди ко многим занятьям способны, но те, лишь прекрасны, кто сердцем беззлобен.
- Относись к людям так как хочешь, чтоб относились к тебе.
- 7 дней,7 добрых дел!
- Не можешь сделать добра, хотя бы не делай зла!!!
Учитель: все эти истины жизни написаны в добрых книгах, их нам передали наши предки, будем книги мы любить, этой дружбой дорожить!!!
Учитель: Ваш путь по дороге жизни только начался, пусть он будет долгим и светлым, таким как в нашей песенке «Дорога добра»
ВСЕ вместе поем песню «Дорога добра»
Учитель:
Вот и подошел к концу наш праздник: мы и пели, и танцевали, и стихи рассказывали, и слова складывали. Мы показали, чему научились за время прошедшее с 1 сентября. А теперь Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех, За азарт соревнованья, Обеспечивший успех. Вот настал момент прощанья, Будет краткой наша речь: Говорим мы: До свиданья! До счастливых новых встреч! 
Все дети идут в столовую пить чай с праздничным тортом!!!