Внеклассное мероприятие Прощай, азбука!


Сценарий праздника
«Прощай, Азбука!»

Подготовила:
Учитель начальных классов
Королева Ольга Васильевна
2015 г.
Цель: в игровой форме обобщить знания учащихся о звуках и буквах родного языка.
Задачи:-закрепить основные понятия Азбуки;-развивать коммуникативные способности первоклассников;-воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Ход праздника:
Учащиеся 3-го класса:
Ученик 1.
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с Азбуки обложку и закладок нет…
Все взволнованны немножко, в чем секрет?
Дочитали эту книгу мы еще вчера,
А сегодня день прощанья – праздник  Букваря!
Ученик 2.
Почему мы наш учебник Азбукой зовем?
А другие называют книгу Букварем?
Книгу, что знакомит с буквой букварем называли встарь.
В честь славянских « аз» и « буки» - назван Азбукой букварь
Ученик 1.
Мы сегодня очень рады Всем ребятам, мамам, папам. Мы приветствуем гостей, Дорогих учителей.
Ученик 2.
Всех знакомых, незнакомых, И серьёзных и весёлых 1-й класс, 1-й класс Пригласил на праздник Вас!

Учитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Совсем недавно было 1 сентября, и вы впервые переступили порог школы. Ко всем первоклассникам страны пришло 3 миллиона азбук. Все первоклассники закончили читать свою первую школьную книжку –азбуку. Теперь вы умеете читать слова, предложения и короткие рассказы. Сегодня в нашей стране прибавилось 3 миллиона  читающих, потому что во всех школах в это время учащиеся закончили читать азбуку. Азбука является путеводной звездой, ступенькой к знаниям. Учёные считают, что до 12 лет мы прочитываем 1/10 книг, прочитанных в течение всей жизни. На сколько больше прочтёте, на столько будете интеллектуальнее развиты. Я поздравляю вас с первой школьной победой. Желаю дальнейших успехов в учёбе!
Ученик 1:
В поезд можете садиться,
Этот поезд быстро мчится.
От границы до границы.
По степям до синих гор,
На зелёных светофор.
Ученик 2:
В школу он спешит сейчас
К нам на праздник в 1-ый класс,
Это каждый знает.
Мчится поезд-первоклассник.
Скорость набирает.
Ученик 3:
Прибавляет на пути:
К трём четыре, два к пяти,
Чуть пеналами гремит,
Чуть губами шевелит,
Изучает алфавит.
Ученик 4:
Так садись в счастливый поезд
И катись от А до Я.
Очень нравится мне поезд,
Очень нравится, друзья!
Ученик 5:
Не волнуйтесь, наши мамы,
Мы сидим за партой прямо!
Если дождик льётся косо.
Всё равно стучат колёса.
Светофор огнём горит,
Школьный поезд вдаль спешит!
Ученик 6:
А учительница с нас
Целый день не сводит глаз,
С нами в классе лишь она,
А как будто вся страна!
Ученик 7:
И песенка, и песенка В пути нам пригодится. Учиться надо весело, Чтоб хорошо учиться!

Дети исполняют частушки.
Мы – весёлые ребята,
В первом классе учимся.
Пропоём мы вам частушки,
Может, что получится!

Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид.
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Раньше мамы нам читали
Про зайчат и про лису.
А теперь читаем сами
Про любовь и про луну.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке.
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
«Сотню» слов в минуту нынче,
Как машина я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом проглочу.
Ну, а прописи у нас –
Просто загляденье!
Мы рисуем там зверятИ пишем предложения.
Мы простимся с азбукой
И рукой помашем.
И «спасибо!» десять раз
Дружно хором скажем!
Мы пропели вам частушки,
Как сумели, от души!
Хороши наши частушки!
И мы тоже хороши!
Ученик 1 .
: Ребята, а вы уже умеете читать? Тогда прочитайте, что здесь написано? (Азбука – ступенька к мудрости)

Ученик 2.
: Молодцы! Вот вы преодолели самую первую, самую трудную ступеньку. Но мы не можем начать наш праздник без главной героини – Азбуки.
Ученик 1:
А где же сама азбука, ребята?
Быть может, спряталась куда-то?
На нас обиделась за что-то?
Идти на праздник нет охоты?
Ученик 2:
- Нет, к нам прийти она обещала,
Да вот немного опоздала.
Ученик 1:
-А мы построим буквы в ряд,
Устроим праздничный парад.
Ученик 2:
- И хором все до одного,
Погромче позовём её.
 
ВМЕСТЕ:
Азбука, приглашаем тебя на наш праздник. (В зал входит Азбука)
Учитель: Здравствуй, Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике.
Азбук а: Здравствуйте, мамы, здравствуйте, папы! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Только в школу вы пришли
Встретилась я с вами.
Дни учёбы потекли,
Стали мы друзьями.
Я учила буквам вас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А ещё терпению.
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать
Очень грамотными стали
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас,
Рада я, друзья, за вас!
(Обращается к ведущему)
А где же мои помощники – буквы?
(Дети надевают шапочки с изображением букв алфавита)
Учитель: Уважаемая, Азбука! Принимай парад букв.
Из-за леса, из-за гор
Мимо нас во весь опор
С громким цоканьем копыт
Скачет русский алфавит.
Буквы все – от А до Я –
33 богатыря.
 
Выступают первоклассники:
А: Аист с нами прожил лето,
а зимой гостил он где-то
Б: Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.
В: Воробей влетел в окно, Воровать у нас пшено.
Г: Гриб растёт среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Д: Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Е,Ё: Ель на ёжика похожа,
Ёж в иголках, ёлка тоже.
Ж: Жук упал, и встать не может,
Ждёт он, кто ему поможет.
З: Звёзды видели мы днём,
за рекою, над Кремлём.
И: Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
Й: Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.
К: Кот ловит мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л: Лодки по морю плывут,
Люди по морю плывут.
М: Мёд медведь в лесу нашёл,
Мало мёду, много пчёл.
Н: Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом.
О: Ослик был сегодня зол-
Он узнал, что он осёл.
П: Панцирь носит черепаха,
Прячет голову от страха.
Р: Роет землю серый крот
Разоряет огород.
С: Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он.
Т: Таракан живёт за печкой,
То - то тёплое местечко.
У: Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
Ф: Флот плывёт к родной земле,
Флаг на каждом корабле.
Х: Ходит по лесу хорёк
Хищный маленький зверёк.
Ц: Цапля важная носатая,
Целый день стоит, как статуя.
Ч: Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
Ш: Шалуны, прибавьте шагу!
Скорей несите мушкетёру шпагу!
Щ: Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Ь: Мягкий знак живёт беспечно,
Он без кепки ходит вечно.
Ъ: А упрямый твёрдый знак
Кепку носит только так.
Э: Экскаватор землю роет,
Это школу детям строят.
Ю: Юнга - будущий матрос
Южных рыбок нам привёз.
Я: Я сказала про себя:
Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит-
Гол! Закончен алфавит
Учитель: Наши первоклассники знают все буквы и умеют читать, давайте нашим гостям расскажем о том, что может произойти с тем, кто не знает грамоты.
Стихотворение «Неграмотный Андрей»
1-й: Вот что, ребята, порою бывает
С теми, кто грамоты вовсе не знает.
Надо читать научиться скорей,
А то ты впросак попадешь, как Андрей.
2-й: Хлеба купить попросили Андрея,
Вот и пошел он, читать не умея,
Вывесок много, а мальчик один,
Входит несмело Андрей в «магазин»
3-й: Кто-то в халате и молвит Андрею:
-Сядьте, я бороду вашу побрею.
Только тогда, покраснев от стыда,
Понял Андрей, что попал не туда.
Учитель: Наши ребята не попадут в парикмахерскую вместо магазина, потому что они все умеют читать.
Ученик.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Входит Незнайка.
Незнайка. Я тоже вместе с ребятами теперь знаю все буквы, все слова, даже стихи запоминать научился. Хотите послушать?
Учитель. Ну, как, ребята, послушаем?Слушайте внимательно, и если Незнайка ошибётся, поправьте его.
Незнайка. Ну, слушайте:Тает снег, течёт ручей.На ветвях полно врачей.
Учитель. Кого-кого? Какое здесь слово должно быть?
Дети. Грачей.
Незнайка. Ну, подумаешь, разочек ошибся, слушайте дальше:Синеет море перед намиЛетают майки над волнами…Ну, что, опять ошибка? Не может быть! А как надо?
Дети. Чайки.
Незнайка. Тогда другое прочитаю, вчера выучил.Говорят, один рыбак в речке выловил башмак,Но зато ему потом на крючок попался дом.Почему вы смеётесь и не хлопаете? Неужели я опять не так сказал?
Дети. Надо сом, а не дом!
Незнайка. Врач напомнил дяде Мите
- Не забудьте об одном:
Обязательно примите. Десять цапель перед сном.
Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это.На остров налетел ураган, Остался на пальме последний баран.У вратаря большой улов, Влетело в сетку пять волов.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:"Там ползет зеленый лук С длинными усами".Не учил уроки, А играл в футбол, От того в тетрадке Появился гол.
Учитель: снова ты Незнайка все перепутал . Прийдется тебе с ребятами еще поючится.
Азбука:
А кто-нибудь из вас знает, откуда взялось моё имя? … Действительно, давным-давно у наших предков алфавит открывала буква А, но называлась она тогда иначе –аз. Вторая буква Б – БУКИ. Аз и буки – вот и получилась Пришла я сегодня к вам попрощаться. Вы прочли все мои страницы и с сегодняшнего дня отправляетесь в далёкое путешествие – в мир книг, в страну Литературию. На этом пути вам всегда поможет моя королевская дружина. Моя верная дружина – это буквы. Я убедилась, что вы их все знаете.
Баба Яга: Это что тут за собрание, что за ассамблея? По какому такому поводу собрались?
Учитель: Ох и напугала ты нас Баба Яга. А собрались мы на праздник.
Баба Яга: Как? Какой праздник? Так (чешет затылок) Новый год уже был, 8 марта ещё не скоро. Нет в календаре такого праздника. Чего бабку старую обманываете?
Учитель: Уважаемая Баба Яга! У нас праздник особенный – «Прощание с Азбукой».
Баба Яга: Ну вот, приехали! Сколько лет живу, а такого праздника не знаю. Что за праздник такой – «Прощание с Азбукой»?
Учитель: А это значит, что дети окончили свою самую первую книгу – Азбуку. Она научила их читать. И теперь с помощью ключика знаний мы сможем открыть страницы других книг.
(Баба Яга выхватывает ключик)
Учитель: Баба Яга! Верни ключик ребятам!
Баба Яга: А вот и не верну! Ведь они родителей не слушают, безобразничают, животных не любят, а если заглянете к ним на перемене – у вас волосы дыбом встанут.
Учитель: Это неправда. Они хорошие. И родителей слушают, и животных любят, ну, а на перемене… всяко бывает.
Баба Яга: (усаживается) Ладно! Я люблю слушать сказки, если меня уважите, ключик – ваш.
Учитель: Сейчас наши дети покажут как они хорошо знают сказки.
«Узнай сказку» 1. Кто работать не хотел, а играл и песни пел? К братцу третьему потом прибежали в новый дом. От волка хитрого спаслись, но долго хвостики тряслись. Сказка известна любому ребёнку и называется…. («Три поросёнка»)
2. Подарит новое корыто, и новый дом, и слуг в придачу. Но если уж она сердита, с ней вместе уплывёт удача! Исчезнет всё, и в море зыбком растает…. («Золотая рыбка»)
3. Удивляется народ: едет печка, дым идёт, А Емеля на печи ест большие калачи! Чай сам наливается по его хотению, А сказка называется… («По щучьему велению»)
4.Сидит в корзине девочка у Мишки за спиной. Он сам, того не ведая, несёт её домой. Ну, отгадал загадку? Тогда ответь! Названье этой книжки… («Маша и медведь»)
5. Было яичко у нас золотое, а осталось лукошко пустое… Плачет дед, плачет баба, но их утешает… («Курочка Ряба»)
Баба Яга: Ну, ладно, нате. Так и быть.
Придется ключик возвратить.
Есть еще игра для вас. Я начну стихи сейчас, Если вы со мной согласны И узнаете себя, Отвечайте четко, ясно: Это я, это я, это все мои друзья".
Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"
Кто ватагою веселой,Каждый день шагает в школу? (Это я…)
Кто из вас приходит в класс,С опозданием на час?
Кто мороза не боится,На коньках летит как птица? (Это я…)
Кто из вас хранит в порядкеПарты, книжки и тетрадки? (Это я…)
Кто из вас, из малышей,Ходит грязный до ушей?
Кто из вас не ходит хмурый,Любит спорт и физкультуру? (Это я…)
Кто домашний свой урок,Выполняет точно в срок? (Это я…)
Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
Азбука: Вот и пришла пора проститься И я хочу вам пожелать: Всегда старательно учиться, Всегда с охотою трудиться И Азбуку не забывать!
Учитель: Азбука, ребята на прощание, споют для тебя песню.
Дети поют песню.
Песня (На мотив «Голубого вагона»)
1. Да, минутки быстро убегают вдаль,
Встречи с ними мы уже не ждём.
Расстаёмся мы с тобою Азбука,
Буквы все с собою заберём.
Припев:
Солнышко ласково в небе улыбается,
Детские песенки слышим там и тут.
Дружные, дружные девочки, мальчики
Радостно учатся, весело живут.
2. Праздник наш сегодня завершается,
С Азбукой простились мы сейчас.
Наши мамы пусть не беспокоятся,
С радостью мы ходим в первый класс.
Припев:
Солнышко ласково в небе улыбается,
Детские песенки слышим там и тут.
Дружные, дружные девочки, мальчики
Радостно учатся, весело живут.
Азбука: Спасибо, ребята. До свидания! Но прежде чем уйти, я хочу пригласить к вам вашу новую книгу «Литературное чтение».
Литературное чтение:
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Я от Азбуки слыхало.
Что вы знаете немало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.
Надеюсь, мы подружимся. Но и Азбуку не забывайте. Ведь это ваша первая книга, по ней вы научились читать. Мне давно хотелось с вами познакомиться! Надеюсь, теперь мы станем добрыми друзьями! Я расскажу вам много интересного.
Учитель: Дорогие ребята! Теперь вы будете читать новую книгу – Литературное чтение. С ней вы узнаете много интересного. Надеюсь, вы, с ней будете дружить, внимательно читать и беречь! Поздравляем вас с первой школьной победой – вы научились читать, благодаря своему трудолюбию и старанию.
Ученик 1.: Позади нелёгкий труд Слогового чтения. Вам сегодня выдают У-до-сто-ве-ре-ни-я!
Ученик 2 В том, что Азбуку прочли! Полный курс наук прошли! И теперь без передышки, Прочтёте вы любые книжки!
ВРУЧАЮТСЯ ГРАМОТЫ И УДОСТОВЕРЕНИЯ
Ученик 1: Всем спасибо за вниманье, За задор и звонкий смех!
Ученик 2: Вот настал момент прощанья Будет краткой наша речь.
Ученики вместе.: Говорим мы, до свиданья,
До счастливых, новых встреч!