Развитие речи-обогащение, закрепление и активизация словаря.
Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Все изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе детского сада. А значит, нацеливают меня, как педагога на то, что я должна приобретать новые знания, получать больше информации, менять свои рабочие привычки, ценности, пересмотреть личностные подходы к работе с детьми, совершенствовать навыки, умения, повышать свой профессиональный уровень.
Большинство детей моей группы воспитывается в полных, социально благополучных семьях. Чувствуется заботливое отношение к детям, но, тем не менее, многие дети со слабо развитой речью. А правильная речь один из показателей готовности к жизни в обществе, готовность ребенка к обучению в школе. Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременно и правильно овладения ребенком речи.
Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа.
Считаю, что речь является основным средством и формой самовыражения и коммуникации детей, она служит способом регулировки их поведения. Главной задачей по развитию речи является обогащение, закрепление и активизация словаря.
Поэтому в своей работе с детьми я поставила цель:
Развитие речевых и сенсорных способностей посредством игровой деятельности.
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
Укрепление и сохранения здоровья, воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания;
Расширение активного словаря детей, развитие речевого общения с взрослыми и сверстниками;
Формирование элементов сюжетно-ролевой игры, умение играть и заниматься со сверстниками рядом, к концу года вместе.
Для решения целей и задач построила свою работу на основе блочной системы:
I. Диагностический блок.
Диагностическую работу планирую с психологом и методистом. Каждый год набираю новых детей, заполняю индивидуальную карту нервно-психического развития два раза: в начале учебного года и в конце. (Приложение № 1)
II. Программно-методический блок.
Наша дошкольная группа работает по ООП разработанной творческой группой ДОУ на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой с 2015 года.
Приоритетом Программы является воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего своё мнение и умеющего отстаивать его.
Для реализации программы постаралась осуществить следующую работу:
Подобрала необходимую методическую литературу, нагляднодемонстрационный материал;
Переоформила в группе уголок художественной литературы, добавила книжки-малышки, книжки-игрушки;
Сенсорный уголок пополнила новыми пособиями: пирамидками, матрешками, вкладышами;
Изготовила тактильные полоски - колючий, шершавый, гладкий;
Для развития мелкой моторики детей изготовила модульное пособие «Веселая прищепка», «Ловкий шнурок»;
Заготовила крупные камешки для выкладывания по контуру;
Систематизировала игры и игровой материал для сюжетных игр;
Привлекла родителей к оказанию помощи в театрализованной
деятельности:сшили элементы театральных костюмов:
шапочки, накидки;
С помощью родителей стараемся пополнять игровую среду.
III. Блок анализа и планирования.
Учитывая анализ своей работы за прошедший период в данном направлении, выделила положительные и отрицательные стороны, которые помогли в работе.
Положительное Недостатки
Развитие речи
Воспитатель Удачный выбор метода и приемов работы помогают вызвать у детей желание заниматься;
Распределение детей на подгруппы;
Повышениеуровня самообразования, курсы повышение квалификации, методических объединений помогли в организации развивающей среды занятий. Недостаточная база по насыщенности нагляднодемонстрационным материалом, игровыми пособиями;
Нет единых требований организаций режимных моментов дома и в детском саду.
Дети За счет системного использования игровых методов и приемов театрализации, сенсорных игр, пальчиковых игр у детей хорошо сформированы:
мелкая моторика рук;
расширен активный словарь;
появились в речи многословные предложения;
желание играть в пальчиковые игры. Низкая речевая активность;
Возрастное отставание умений и навыков у детей;
Недостаток диалогической речи в семье.
Родители Помогают в оснащении
развивающей среды, что
способствует развитию игровыхнавыков;
Посещают открытые
мероприятия с участием
своих детей. Дефицит общения детей с родителями и близкими им людям;
Часть родителей недопонимают
значимость возрастного развития речи (сюсюкают, говорят слогами и т.д.).
Считаю, что главным и необходимым в развитии детей является сохранение и укрепление здоровья. Для этого провожу следующую работу:
Обширное умывание;
Утренняя зарядка, зарядка пробуждения;
Миогимнастика;
Лицевой самомассаж;
Нетрадиционное оборудование;
Использование инновационных методик;
Прогулка два раза в день;
Пополнила физкультурный центр «Богатырь»:
массажными ковриками;
модулями для перешагивания;
массажерами для стоп и рук;
большими и малыми мячами;
Дети стали более активными и подвижными. С удовольствием принимают игры с физическим развитием, большой и малой подвижности. Снижаются показатели заболеваемости (Приложение№2).
Дети становятся физически выносливее и сильнее. (Приложение №3).
«Русское народное творчество и театральная деятельность» - это богатый кладезь, из которого можно черпать богатство русского языка. Для этого я учу с детьми потешки, считалки, чистоговорки которые обогащают их словарный запас.
Для развития речевых способностей использую куклы малютки, пальчиковый и настольный театр, куклы рукавички, говорю от их имени.
Для развития речи детей, обогащение активного словаря провожу не только занятия, но и использую:
Живые картины;
Звуковые часы;
Сюжетные картинки;
Картинки с фабулярным развитием;
Обновление сезонных и сюжетных картинок;
Наглядно-дидактическое пособие В.В. Гербовой «Развитие речи детей в детском саду для занятия с детьми 2-3 лет».
Читаю детям много книг, рассматриваем иллюстрации, дети отвечают на вопросы. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, его речь становится более выразительной. Изучаю и применяю на практике технологию проектирования. Мною разработаны и реализованы следующие проекты - «Золотая осень» творческо-информационный проект, «В гостях у капельки», «Пластилиновая фантазия», «В гостях у сказки» исследовательско-творческий проект.
Широко использую театрализацию, показываем сказки с детьми. (Приложение № 4).
После проведенной работы речь детей улучшилась, обогатился активный и пассивный словарь, появилась связная речь, дети стали более эмоционально раскованными, расширился словарный запас за счёт чтения книг, художественных образов встречающихся в художественных произведениях. (Приложение № 5).
Считаю, что одним из приоритетных направлений младшего дошкольного возраста является воспитание сенсомоторной культуры детей. Значение сенсорного развития трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики руки – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. Поэтому постоянно пополняю и обновляю разнообразными материалами, изготовленными своими руками и руками родителей:
Самодельными книжками;
Развивающими ковриками;
Игры с прищепками;
Игры из крышек;
Конфетки в баночке;
Крутилки-винтилки;
Массажёры для рук.
Достигла в своей работе следующих результатов:
Дети стали более эмоционально раскованы.
Стали лучше осваивать цвет, форму, величину. (Приложение № 6)
Это связано ещё с тем, что знания подаются детям в игровой форме. Дети увлечённо играют и не замечают, что они включены в процесс обучения осваивают навыки:
рисования (Приложение № 6.1)
конструирования (Приложение № 6.2)
бытовые (Приложение № 6.3)
IV.Коррекционно-развивающий блок.Для успешного овладения Программы по всем областям провожу коррекционную работу (Приложение №7, 7.1, 7.2)
Работа с родителями
Считаю, что активное вовлечение в работу ДОУ родителей играет большую роль в правильном развитии ребенка во всех видах деятельности.
Для того чтобы родители видели работу воспитателя и детей, жизнь в группе я провожу:
Выставку детских работ;
Постоянно держу родителей в курсе проблем и успехов детей;
Своевременно оформляю наглядно-стендовую информацию;
Провожу родительские собрания, консультации.
Родители с детьми участвуют во всех выставках детского сада
Работа воспитателя
Постоянно приобретаю и изучаю новую методическую литературу; (Приложение № 8)
Регулярно посещаю занятия разных групп, районные методические объединения;
Активно участвую в работе творческой группы «Здоровый ребенок».
Принимаю участие во всероссийских конкурсах (Приложение №9)
V. Консультативный блок.
В помощь родителям по развитию речи детей оформила наглядную консультативную информацию:
Папки-раскладушки «Пальчиковые игры»;
Блок-листовки: «Волшебный карандаш», «Лепим из пластилина», «Краски наши помощники»;
Консультации психолога: «Адаптация к детскому саду», «Капризы малыша» и т.д.
Советы Айболита: «Ребёнок заболел», «Как правильно одевать малыша» и т.д.
Провожу консультации с родителями по новым стандартам ФГОС ДОПапки раскладушки по ОБЖ - «Один дома», «Безопасность на улице», «Осторожно дорога» и др.
VI. Блок оптимизации педагогического процесса.
Пополнила развивающую среду настольными театрами, центр изо деятельности оснастила шаблонами, печатками, техническими
средствами рисования (масляными карандашами, восковыми мелками, мелованной пастелью).
Глубокое изучение отдельных разделов программы (область «Познание» и «Социально-коммуникативное развитие»).
Прохождение курсов повышения квалификации.
Мои планы на будущее: обновить атрибутику для подвижных игр, приобрести новую методическую литературу, изучить и применять на практике инновационные методы и приемы.
Обновление и пополнение развивающей среды согласно ФГОСДО как в группе, так и на участке для прогулок.
ПРИЛОЖЕНИЕ