Речевая зарядка — одна из форм работы над произносительной стороной устной речи.

Речевая зарядка - одна из форм работы над произносительной стороной устной речи. Она должна проводиться каждый день, желательно на первом уроке и на воспитательском занятии, продолжительность речевой зарядки не превышает 3-5 минут.
Основные задачи речевой зарядки сводятся к следующему:
1. Настроить воспитанников, дать им определённую установку, которую они должны выдерживать в течение последующего учебного и внеклассного времени.
2. Закрепить в устной речи вновь приобретённые произносительные навыки и их совершенствовать.
3. Предупредить распад ранее усвоенных, но неустойчивых навыков.

Содержание речевой зарядки - любая сторона устной речи:
а) работа над звуками,
б) работа над голосом,
в) работа над речевым дыханием,
г) работа над словесным ударением
д) работа над логическим ударением,
е) работа над нормами орфоэпии,
ж) работа над темпом речи,
з) работа над интонацией.
Конкретное содержание определяется программными требованиями, зависит от состояния устной речи данного класса в целом и от индивидуальных особенностей произношения каждого воспитанника.
Отрабатывемые звуки должны присутствовать в речи у большинства (60%) воспитанников. План работы целесообразно строить таким образом, чтобы тема речевой зарядки не менялась в течение некоторого времени (например, в течение недели) и повторялась на протяжении четверти.
Например, тема звук «С»; в понедельник- «С» в начале слов перед гласными, во вторник- «С» между гласными , в среду «С» в конце слов, в четверг –с другими «С» в стечении согласными , в пятницу «С»- во всех позициях.
Таким образом, все упражнения на речевых зарядках в течение недели объединены общей темой звук «С», но материал меняется каждый день. Зарядки должны строится по фонетическому принципу, соблюдая позиции.

изолированное произнесение звука
произнесение звука в слогах,
в словах (можно с разложением на части).
словосочетания, фразы, предложения.
Преимущество при этом отдается целым словам и фразам.

Виды работ, используемые при проведении речевых зарядок:

- восприятие на слух и воспроизведение слогов, слов, записанных на доске;
- восприятие на слухо-зрительной или слуховой основе слов, словосочетаний и фраз с опорой на картинки и их воспроизведение;
-чтение слов с последующим восприятием на слух;
-чтение предложений с их наращиванием;
-чтение словосочетаний с последующим составлением предложения;
-подбор слов и словосочетаний по образцу;
-составление предложений по образцу и их чтение;
-ответы на вопросы;
-составление предложений по опорным словам;
-выполнение поручений и т.п.

Требования к речевому материалу:

Речевые зарядки не должны носить чисто формальный характер. Весь материал подбирается с учетом программных требований к общеобразовательным урокам, уровня общего и речевого развития воспитанников.
Материал на речевые зарядки отбирается с учётом 3-х основных положений:
1. Понятность по содержанию (т.е. слова и выражения, которые воспитанники усваивают на занятиях по любому учебному предмету).
2. Употребительность речевого материала. Нужно широко использовать обиходно – разговорную речь, а также термины и предложения, которые воспитанники усваивают на уроках русского языка, математики, естествознания, истории, географии, труда и т.д.
3. Соответствие фонетическому принципу. Речевой материал во всех видах работ должен содержать контрольные звуки, т.е. звуки, подлежащие отработке.
На одной речевой зарядке должна быть обеспечена смена хотя бы двух видов речевой деятельности. Например: чтение и ответы на вопросы; называние картинок, решение примеров и т.д. Необходимо учитывать общедидактический принцип «от простого к сложному».

Методика проведения фонетической зарядки:
Соблюдать требования к речи учителя, не утрировать, говорить голосом нормальной громкости, соблюдать нормы орфоэпии и т.д.
Осуществлять сопряженное хоровое, групповое проговаривание.
Осуществлять парное проговаривание.
Индивидуальное проговаривание.
Педагог замечает и все произносительные ошибки.
При исправлении дефекта звука в слове, фразе не ограничиваться его изолированным воспроизведением, а обязательно ввести этот звук в слово или фразу
Если ученик допускает ошибку необходимо его исправить:
Дать соответствующую оценку и инструкцию: «Ты сказал не правильно. Повтори хорошо». При этом педагог должен дать образец правильного проговаривания.
Если дети научились слушать друг друга, очень полезно привлекать их внимание к произносительным ошибкам товарищей.
В конце зарядки нужно обязательно подвести итог, при этом одобрить тех, кто хорошо говорил.
План речевой зарядки записывается в плане урока, на котором проводиться зарядка и в плане воспитательского занятия.




15