Совместная работа над ритмико-интонационой стороной речи.


Совместная работа над ритмико – интонационнойстороной речи (из опыта работы).
Правильное произношение характеризуется целым рядом элиментов, образующих целостную систему: произношение звуков, нормы орфоэпии, словесное и логическое ударение, темп и ритм речи, интонация.
Работа над формированием правильной речи наших детей идет как на специальных занятиях ( РСВ и ФП ), так и во время общеобразовательных уроков и занятий воспитателя. Вспомним, что такое интонация. Фонетическими средствами интонации являются: темп, ритм, ударение ( словесное, логическое ).
Нам известно, что наши дети стараются говорить правильно, только тогда, когда их контролируют педагоги и родители. Если контроль отсутствует, то и произношение становится небрежным, маловнятным.
Работа над ритмико – интонационной стороной речи начинается в дошкольном возрасте и продолжается в школе. Работа начинается на материале слогов ( произнесение в различном темпе, изменении высоты и силы голоса и т. д.) По мере формирования словесной речи в упражнения включаются слова, фразы, предложения. Для детей с нарушенным слухом работа над ритмико – интонационной стороной речи является самой сложной составляющей фонетической системы языка.
Правильное воспроизведение слова предполагает его произнесение слитно. Для этого нужно использовать остаточный слух ребенка. В классе можно использовать сопряженное проговаривание, проговаривание по подражанию, тактильно – вибрационный контроль и дирижирование.
Словесное ударение.
Благодаря ударению осуществляется выделение слов в речи, их различение. Глухие дети без специального обучения навыками словесного ударения не владеют. Очень много видов работ по формированию словесного ударения, которые используются на занятиях учителя-дефектолога.
В классе ,с помощью индивидуальных слуховых аппаратов, дети воспринимают ударение в словах с помощью правильной речи учителя, которая является образцом для подражания И об этом нам всегда нужно помнить. Помнить о том, что у детей сейчас сильные аппараты, что учитель должен говорить ровным, спокойным голосом.
Виды работы в классе над словесным ударением: выделение голосом ударного слога, дирижирование, расстановка ударения, правил орфоэпии в предложении или в тексте на слух, вслед за чтением учителя или самостоятельно с последующим чтением и исправлением ошибок. Очень хорошо привлекать внимание детей к речи товарища на уроке, оценивать речь друг друга. Это помогает оценивать и качество собственной речи.
Темп речи наших детей замедленный. Для учителей РСВ и ФП это является одним из основных видов работы. В классе образцом правильной речи опять является речь учителя (правильный темп его речи) На уроках можно использовать а) сопряженное проговаривание в медленном и в более быстром темпе
б) чередование медленного и более быстрого темпов произнесения слов, фраз.
в) добиваться правильного темпа при чтении.

Работа над интонацией.
Содержание такой работы включает формирование у учащихся навыков слитного произношения в синтагмах и небольших фразах, членение больших фраз на синтагмы с помощью пауз, выделение логического ударения, соблюдение надлежащего темпа произношения фраз, а также изменение основного тона голоса в соответствии с той или иной интонацией. Эта работа проводится:
а) На основе передачи интонации по подражанию.
б) Использование как естественных ситуаций, так и специально созданных. Вся работа ведется на доступном для детей речевом материале.
в) На уроках и на внеклассных занятиях возможно использовать упражнения, в ходе которых дети обыгрывают повадки различных животных ( медведя, мышки, лисы и т.д.), характерные черты людей, передавать их эмоциональное состояние.
г) Подражая педагогу, дети учатся изображать боль, радость, вопрос, просьбу, осуждение, усталость и т.д. Эти упражнения хорошо использовать на уроках чтения. Можно инсценировать отдельные фрагменты рассказов и небольших сказок.
При работе над интонацией большое внимание следует уделять обучению детей передавать ее паралингвистическими средствами: мимикой лица, позой, естественными жестами. Хороши такие виды работы, которые можно использовать на уроках: слитное произнесение фраз с наращиванием, членение фразы паузами
(сопряженное проговаривание с учителем, повторение за учителем, расстановка на слух пауз во фразе и в тексте, выделение логического ударения).
Во время выделения логического ударения повышаем голос. Можно подчеркнуть то слово, которое выделяем голосом.
Очень популярный вид работы – это постановка вопроса к разным словам фразы с последующим на них ответом.