Занятие-консультация для родителей Проведение артикуляционной гимнастики.


Занятие – консультация для родителей:
«Проведение с детьми артикуляционной гимнастики».

Мы произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность и сила этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Их формированию способствует артикуляционная гимнастика, с помощью которой вырабатываются полноценные движения и определенные положения органов артикуляции, необходимые для правильного произнесения звуков.
Упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединить в комплексы. Каждый комплекс способствует развитию определенных движений и положений губ, языка, с его помощью вырабатывается направленная воздушная струя, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Первый комплекс включает упражнения, необходимые для четкого, правильного произношения всех звуков: «Окошко», «Месим тесто», «Блинчик», «Заборчик», «Дудочка», «Часики», «Орешки», «Слоник идет», «Шарик».

Второй комплекс предназначен для постановки и автоматизации свистящих звуков. При их произнесении кончик языка находится за нижними зубами, губы растянуты в улыбке, достаточно сильная воздушная струя идет посередине языка: «Чистим зубы», «Горка», «Киска сердится», «Загнать мяч в ворота».

Третий комплекс направлен на постановку и автоматизацию шипящих звуков Ш, Ж, Щ, Ч. При их произнесении широкий язык поднимается к альвеолам за верхними зубами, боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам, теплая воздушная струя идет посередине языка: «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Вкусное варенье».

Четвертый комплекс предназначен для постановки и автоматизации звуков Л, Л’. При их произнесении кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов: «Пароход гудит», «Качели».


Пятый комплекс направлен на постановку и автоматизацию звуков Р, Р’. При их произнесении язык поднят вверх за зубы, его кончик вибрирует в проходящей сильной воздушной струе: «Барабанщик», «Маляр».

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к их выполнению невелик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции (первый комплекс).

В средней группе требования к выполнению упражнений повышаются. Здесь также используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются (первый и второй комплексы).

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одного положения на другое (первый, третий, четвертый и пятый комплексы).

В подготовительной к школе группе берут упражнения на дифференциацию различных звуков с учетом последовательности развития у детей артикуляционного аппарата (все перечисленные комплексы).