Консультация для родителей Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики
Упражнения для развития связной речи.
Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные );
Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
Подбирать действия к предметы и наоборот;
Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
«Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок);
«Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);
«Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка...»);
Переделать известную сказку;
Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;
Придумать продолжение сказки;
«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Беседа
Взрослым очень интересно
То, что всем давно известно!
«Как зовут?», и «Кем ты будешь?»,
И «Кого ты больше любишь –
Маму, папу или братца?»
Всё не могут разобраться!
А вот завтра я поеду
На беседу
К логопеду!
Он мне скажет:
«Порычи!»
Он попросит:
«Помычи!
Пошипи
И пожужжи!
И язык мне покажи!»
Хорошо пойдёт беседа
У меня и логопеда!
Людмила Фадеева
Развитие речи ребёнка в норме.
Подготовительный период (от 0 до 1 года).
2-3 месяца – гуление;
4-6 месяцев – лепет;
9-12 месяцев – первые слова.
2.Преддошкольный период (от 1 года до 3 лет).
1,5-2 года – фраза;
к 3 годам – связная речь (несколько фраз).
3. Дошкольный период (от 4 до 6/7 лет).
К 5 годам – сформирован фонематический слух, звукопроизношение, обобщение понятий, словарный запас – 2-3 тыс. слов.
6-7 лет – звукобуквенный анализ, словарный запас – до 6 тысяч слов.
4. Школьный период (от 6/7 до 17 лет). Овладение письменной речью, сознательное овладение языком.
Особенности речевого развития детей 6-7 лет.
Правильно произносят все звуки родного языка;
Производят простейший звуковой анализ слов;
Обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов);
Грамматически правильно строят фразу;
Умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку и составить рассказ по картинкам;
Свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
Способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно;
Способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Предпосылки нормального развития речи ребёнка.
Психологическое и физическое здоровье.
Нормальные умственные способности.
Нормально развитый слух и зрение.
Потребность в речевом общении.
Полноценное речевое окружение.
Предпосылки для успешного овладения грамотой.
Слух, зрение, интеллектуальное способности (развитые высшие психические функции) - норма, развитые зрительно-моторная координация и слухо-моторная координация (слухо-зрительно-моторная координация).
Психическое и физическое здоровье.
Психическая активность. Активность познавательных процессов, работоспособность.
Сформированность эмоционально-волевой сферы. Опыт речевого общения.
Полноценное речевое окружение.
Нормальное развитие двигательной сферы.
Артикуляционная гимнастика.
Арт. гимнастику проводят каждый день в течение 3-5 минут, не больше трёх упражнений на одном занятии. Внимание: арт. гимнастику проводят сидя перед зеркалом, спина прямая, тело не напряжено.
Комплекс № 1 (общий).
1.Удерживание губ в улыбке;
2.Вытягивание губ вперёд трубочкой;
3.Чередование положения губ (улыбка – трубочка);
4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки;
5.Удерживание широкого языка (лопатка) на нижней губе;
6.Удерживание узкого языка (иголочка);
7.Движения языка (широкого/узкого) вверх, вниз, за зубы (верхние/нижние), вправо, влево, отодвигание языка в глубь рта.
Комплекс № 2 (для свистящих и шипящих).
Вытянуть губы вперёд трубочкой и дуть на ватный шарик (следить, чтобы щёки не надувались);
Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя(упражнение делается на одном выдохе);
Кончиком языка «почистить» нижние/верхние зубы, делая движения языком вправо-влево и вверх-вниз.
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская языка закрывать и открывать рот (следить, чтобы не провисала ни одна из сторон языка).
Комплекс № 3 (для звуков [р-л]).
Улыбнуться, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка («Как лошадка цокает»), следить, чтобы двигался только язык, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь;
Улыбнуться, приоткрыть рот и кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад;
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д-д( следить, чтобы работал только язык, чтобы звук [д] имел характер чёткого удара, а не был хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться).