Статья Формирование грамотного письма в букварный период


4000302260center
3300095000
420003175000880009408795450000420003175000175001870710Формирование грамотного письма в букварный периодВыступление на РМО учителей начальных классовСоставитель: Осинцева М.Ю.
450000Формирование грамотного письма в букварный периодВыступление на РМО учителей начальных классовСоставитель: Осинцева М.Ю.


Содержание:
Вводная часть.
Три линии овладения правописанием.
Задачи по подготовке к усвоению грамотного письма.
Основная часть.
Большая буква в именах и кличках животных.
Ударение.
Безударные гласные и парные согласные.
Перенос слова.
Заключительная часть.

Орфографическая грамотность – это основная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимоотношения. Культура речи – это «одежда мысли», по которой обычно сразу определяют уровень образованности человека.
Основы правописания закладываются в начальных классах. Здесь, на самых ранних ступенях обучения, есть своя специфика, которая определяется, во-первых, возрастом детей, во-вторых, почти полным отсутствием у них теоретических знаний по языку.
В начальной школе выделяют три линии овладения правописанием:
На основе правильного соотнесения звука и буквы, с учетом позиции звука и состава слова, на основе развития фонематического (речевого) слуха обучающихся;
На основе запоминания буквенного состава слова, их морфемного состава, словообразовательных гнезд, на основе проговаривания и списывания, использования словарей, активизации словаря;
На основе проверки орфограмм с применение правил, т.е. путем решения грамматико-орфографических задач;
В период работы по азбуке правописание еще не отделено от обучения элементарному письму. На протяжении всего «азбучного» периода уроки на орфографические темы не планируются, хотя материал по правописанию я включаю в планы большинства уроков письма. В этот период мной решаются следующие задачи по подготовке к усвоению грамотного письма:
Усваиваются письменные варианты букв – строчные и заглавные, их начертание на строке в тетради и соединение букв в слове; вводится первое правило: «Слова в предложении записываются отдельно одно от другого», осваивается перевод печатного теста в письменный;
Усваивается каллиграфия, которая воспитывает у школьника внимательность, аккуратность письма, его отчетливость и этим способствует правописанию;
Практически в процессе овладения чтением и письмом, дети усваивают важнейшее правило обозначение звуков буквами;
Усваивается различие между строчной и прописной буквами, употребление заглавной буквы в именах людей и в начале предложения;
Дети учатся различать смешиваемые гласные о/а, е/и, ы/и в простейших случаях; парные звонкие и глухие согласные в сильных позициях; учатся находить случаи несовпадения звука и буквы;
Дети учатся писать предложения, обозначая их конец знаками препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки; учатся переносить слова и писать сочетания «ча», «ща», «чу», «щу», «жи», «ши».
С самого первого урока обучения грамоте знакомлю детей с такими явлениями как речь, обращаю внимание детей на содержание речи, на передачу мыслей и чувств в речи. На втором уроке формирую представление об устной и письменной речи. На третьем уроке знакомлю первоклассников с понятием «предложение». В одно из предложений, где слова ясны, нет предлогов и союзов выделяю слова. Активно при объяснении использую схемы предложений. С первых уроков дети знакомятся с такими правилами как: начало предложения обозначается большой буквой, конец предложения обозначается точкой, слова в предложении пишутся отдельно одно от другого. Они закрепляются в многочисленных (практически ежеурочных) работах на протяжении всего букварного периода.
Для отработки этих правил использую такие методы как аудирование, даже не читающим детям с первых уроков даю напечатанные предложения: они начаты большой буквой, а в конце стоит точка, отрабатываю выразительное чтение, интонацию вопросительных и восклицательных предложений, т.к. знаки связаны со значением и интонацией предложений. В читаемых текстах дети встречают и другие знаки: заптую, тире, двоеточие и уже практически усваивают те интонации и значения, которые на письме отражаются с помощью этих знаков.
Дети работают над схемами предложений (моделирование), самостоятельно составляют предложения и тексты, выделяют предложения из текста, произносят с нужной интонацией, записывают с соблюдением правил правописания. В дальнейшем умения закрепляются и автоматизируются.

В букварный период первоклассники знакомятся с употреблением большой буквы в именах и кличках животных.
В процессе чтения, составления слов на наборном полотне постоянно обращаю внимание обучающихся на употребление заглавной буквы в именах людей. На уроках имена людей включаю во многие предложения.
Несколько позже в «Азбуке» дети встречают и другие слова, написанные с большой буквы. Это клички животных, географические названия, названия некоторых праздников, название книг. Никогда не пропускаю этот материал. Все это – элементы перспективного обучения: дети видят, что названия пишутся с большой буквы, а названия книг, кроме того, берутся в кавычки, и делают самостоятельные выводы, обобщения.
Для закрепления, отработки данного правила правописания на уроках провожу следующие виды деятельности: чтение предложений и текстов, в которых есть собственные имена; орфографическое комментирование собственных имен в прочитанном тексте, название самостоятельно подобранных примеров имен людей, кличек животных, составление с ними предложений; составление собственных рассказов, в которых надо употреблять имена; формулирование правил употребления заглавной буквы; выяснение в каких случаях еще употребляется заглавная буква, запись предложений с именами людей, кличами животных, составление на наборном полотне.
Например, изучая букву «Ш» на уроках по картинкам составляем такие предложения:
Маша кормит Шарика. У Шуры воздушный шарик.
В подготовительной устной работе выясняю, какие слова надо записать с большой буквы и почему, затем предложения записываем.
Тема «Ударение» фонетическая, но она очень важна для усвоения орфографической темы: «Правописание безударных гласных в корнях, в приставках, в суффиксах, в окончаниях». Успех проверки безударных гласных зависит в первую очередь от умения слышать ударение и, следовательно, обнаруживать безударные гласные звуки.
Представление об ударении и безударных слогах обучающиеся так же получают в букварный период. Я использую следующие приемы работы над ударением: замедленное произношение слов с выделением слогов; индивидуальное и хоровое скандирование; отработка дикции, работа над громкостью и темпом речи, над артикулированием звуков; название ударного и безударных слогов в слове, а затем название ударного и безударных звуков в слове; проговаривание слов, их орфографический разбор и комментирование; работа со схемами слов.
Такая работа ведется на каждом уроке знакомства с новой буквой и помогает формированию у обучающихся понимания того, что буква не всегда точно соответствует звучанию слова, что на письме фиксируются основные звуки, которые выявляются в сильных позициях.
Написание слова, как единицы речи, одно из ключевых умений, которым должны овладеть первоклассники.
Выделение слов из речи, их звуко-буквенный анализ начинается еще в подготовительный период. Достаточный материал для этого есть на страницах «Азбуки». Дети делят слова на слоги, выделяют ударный слог, выделяют звуки и слияния в слогах, составляют схемы слов и, наоборот, к данной схеме подбирают подходящее слово.
На уроках письма уже в подготовительный период провожу графические диктанты, где каждая буква записывается в виде кружка. Для таких диктантов беру слова, где количество звуков соответствует количеству букв, согласные звуки «длительные» (не взрывные, т.е. такие, которые можно «тянуть»: ззз, ммм, ссс, ввв и т.п.) Таим образом, еще не зная начертания букв, обучающиеся уже записывают слово.
Далее дети под схемой слова уже выставляют изученные буквы, определяя их местоположение в слове. Однако при такой работе обучающимся неизбежно встречаются случаи расхождения звука и буквы. Поэтому уже с первых уроков учу первоклассников видеть эти ошибкоопасные места – орфограммы, а в письменных работах и выделять их (ставим точку под безударной гласной, подчеркиваем парные согласные).
В букварный период обучающиеся еще не знакомы с правилами проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова, понятие «родственные слова» и «корень» еще не изучались, но я не считаю это препятствием в проверке безударных гласных методом сопоставлений. Я печатаю на доске ряды слов: он – она – они, оса – осы – у осы, дуб – дубы – дубок, и т.п. Дети наблюдают, что определенная часть слов пишется одинаково. Подобная работа входит в привычку детей, у них постепенно вырабатывается потребность подбирать родственные слова, делать сопоставление по общности звучания. Подбор родственных слов обязательно сопровождаю четким проговариванием. Проговаривание и особенно важно в работе над словами, которые не удается проверить с помощью родственных слов.
Например, при изучении буквы «Б» записываем такое предложение:
У Бори барабан.
В этом предложении достаточно ошибкоопасных мест. Выясняем, какие слова пишутся с большой буквы и почему. Над каждым словом ставим ударение, под каждой безударной гласной точку, независимо в какой части слова она находится. Для слова «барабаны» записываем ряд родственных слов: барабан, барабанный, барабанщик.
Вся эта работа является хорошей подготовительной работой для изучения программы 2 и 3 классов, когда будут уже теоретически изучаться темы: «Правописание безударных гласных», «Правописание парных согласных».
«Перенос слова» - это еще одна тема правописания, которая встречается в букварный период. Уже на третьей неделе обучения в школе обучающиеся получают представление о слоге и слогоделении. Умение делить слово на слоги и переносить со строки на строку закрепляется практически на всех уроках письма. Уже в подготовительный период я провожу самые разнообразные виды работ по этой теме, такие как: подбор слов, имеющих 1, 2, 3 слога; деление слов на слоги; выделение голосом ударного слога, указание безударных слогов; хоровое скандирование слов, разделенных на слоги, вычленение из текста слогов и деление их для переноса; запись слов и предложений с 2-3 случаями переноса.
Такая систематическая работа, развивающая речевой слух, внимание обучающихся к звуко-буквенному составу слова, способствует возникновению и развитию зоркости к орфограммам. Отсутствие орфографической зоркости сводит на нет на нет даже хорошее знание правил и умение их применять.
Но при систематической тренировке зоркость автоматизируется и становится частью орфографического навыка.
В букварный период можно и нужно проводить такую работу, для нее достаточно богатого и разнообразного материала.
Список литературы:
Жедек П.С. Пути перестройки обучения орфографии.
Львов М.Р. Правописание в начальных классах.
Панов М.В. Занимательная орфография.
Савельева Л.В. Значение умения различать орфограммы в овладении младшими школьниками орфографической грамотностью.
Савельева Л.В. Орфограмма как объект изучения в начальной школе.