Выступление на методическом семинаре МО Иностранный язык г. Шахты
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение г. Шахты Ростовской области
«Средняя общеобразовательная школа №21»
346504, Ростовская обл., г. Шахты, ул. Садовая, 17, тел. 8 (8636) 22-56-25, e-mail:zsсhool – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
_____________________________________________________________________________
Коммуникативный метод в обучении английскому языку
Основой любого процесса обучения является общение. Язык и речь объединяются воедино как средства и способы осуществления различных видов речевой деятельности в целях взаимодействия людей. Основная цель моей деятельности, как учителя иностранного языка – формирование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность обучающихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя - активизировать деятельность каждого в процессе обучения, создать ситуации для творческой активности.
В настоящее время преподавание языка приобрело прикладной характер.
Самой популярной методикой является коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Этот метод призван, в первую очередь, снять страх перед общением. Человек, вооруженный стандартным набором грамматических конструкций и словарным запасом в 600-1000 слов, может найти общий язык в незнакомой стране.
На своих уроках создаю ситуации, в которых обучающиеся общаются в парах друг с другом, в группах. Это делает урок более разнообразным. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они могут помогать друг другу, успешно корректировать высказывания собеседников. Появляется ответственность за порученное дело. Учащиеся учатся аргументировать свою точку зрения. На себя иногда беру роль организатора общения, задаю наводящие вопросы, обращаю внимание на оригинальные мнения участников, выступаю арбитром в обсуждении спорных проблем.
Например, управляемый диалог: (слайд). Задание – спросите время у прохожего.
Один и тот же диалог можно разыграть и представить по-разному. Обучающиеся сами придумывают варианты. Можно дать задание – расширить диалог, добавить 5-6 реплик.
Часто в своей работе использую речевые опоры. Это карточки учебно-раздаточного материала с ключевыми словами в неопределенной форме, раскрывающими тему, проблему, идею рассказа. По сути, они являются «подсказкой». Речевые опоры создаю сама или беру из УМК, начиная с 5 класса, ребята пытаются самостоятельно создавать речевые опорные карточки. Смысл технологии работы с ними в том, чтобы, не предоставляя обучающимся готовый текст развернутого сообщения, стимулировать их самостоятельные высказывания и таким образом в процессе моделирования учебно-речевых ситуаций закрепить в их речи тематическую лексику УМК, превращая ее в лексику активную, значительно расширяя и обогащая индивидуальный словарь учащихся.
Лексика в речевых опорах представлена в нужном для сообщения порядке, что позволяет учащимся легко сохранять логику сюжета высказывания. Одновременно речевые опоры являются и источником информации по обсуждаемой проблеме. (слайд)
Это примеры речевых опор на тему путешествие. + слайд о Тауере.
Например, при изучении темы «Погода» учащиеся составляют мини-сообщения, используя речевые опоры, о различных ситуациях («Погода в моем регионе», «Чем заняться в теплую, холодную погоду?»). (слайд)
Большое внимание уделяю стремлению учащихся общаться на иностранном языке, а в дальнейшем и добиваться взаимопонимания с носителями языка. Так, в прошлом учебном году, в качестве эксперимента, задала задание на летние каникулы обучающимся 6 класса – найти друга-носителя языка для общения и переписки в сети, так как в наш век «высоких технологий» это достаточно просто сделать. Сейчас существует множество специальных сайтов, с помощью которых можно найти себе собеседника из любой страны. (слайды)
В сентябре мы обменялись информацией, и выяснилось, что 7 обучающихся из 13 один или несколько раз за лето общались в сети на английском языке, двое учеников продолжают это общение до сих пор.
Желание изучать иностранный язык у ребенка, на мой взгляд, зависит от некоторых факторов. Это и доброжелательная ситуация на уроке и доверительные отношения между учащимися и учителем.
В работе я использую различные коммуникативные задания (диалоги, коммуникативные игры, метод проектов).
Конечно же, каждый учащийся должен уметь представить себя, рассказать о себе устно определенную информацию. В начальной школе детям очень нравятся такие задания, как «Расскажи о себе», «Моя семья», «Мой питомец».
Применяю на уроках ситуативные и ролевые игры, так называемые скетчи. В 5 классе, изучая тему «Путешествие» я использую такие речевые ситуации: «Представьте, что вы в Лондоне. Вы идете по улице и видите красивое здание. Вы интересуетесь у случайного прохожего, спрашиваете, что это за здание?». Мы учимся запрашивать информацию о том, как добраться и посетить достопримечательности города, проигрываем ситуацию с покупкой билетов, в роли гидов учащиеся рассказывают о культурно-исторических местах, обычаях и традициях стран изучаемого языка, организуем диалог культур, связывая с достопримечательностями и традициями своей страны.
Например, два ученика, один из которых играет роль англичанина, а другой россиянина, рассказывают о своих городах: (слайд)
Темы для таких диалогов могут быть разными: праздники в Великобритании и России, популярные виды спорта. В старших классах – различия в системе образования и т. д.
Убеждена, что обучению коммуникативным навыкам способствуют и различные формы работы с текстом. В условиях классно-урочной системы, при отсутствии реальных коммуникативных ситуаций, текст для чтения может стать, с одной стороны, стимулом для обсуждения самых разных проблем, с другой стороны, предоставить необходимый фактический и языковой материал для оформления собственного высказывания и служит образцом для него. Можно использовать следующие упражнения: (слайд)
При работе с текстом можно использовать метод “Mind-Map”(карта памяти, интеллектуальная карта) является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Примеры таких карт (слайды). Карты могут быть яркими и красочными, а могут быть совершенно просто оформленными, такие, как правило, составляются на уроке. Например, с целью проверки новых лексических единиц. Можно разнообразить задание – первая группа составляет mind map только с глаголами, другая группа – только с прилагательными, третья – только с существительными.
Развитие грамматических навыков также способствует успешному формированию коммуникативной компетенции учащихся. Для этого разработаны системы упражнений, которые способствуют развитию грамматических навыков, а, следовательно, повышают уровень коммуникативной компетенции.
Упражнения – важный этап в работе над грамматикой. Он связан с накоплением языковых средств и практикой их использования в разных формах общения. Я применяю на уроках:
- Подстановочные упражнения;
- Упражнения творческого характера;
- Упражнения по образцу;
- Упражнения на преобразование одной формы в другую.
Все эти упражнения рассчитаны на коммуникативную деятельность, развивающую беглость, а также на отработку структур. Активно применяя коммуникативную технологию для выражения своего мнения, оценки событий, подачи информации, обмена личным опытом или при организации деятельности, у учащихся формируются грамматические и речевые умения.
Например: (слайд)
Конечно, коммуникативный подход используется и во внеурочной деятельности. Одной из форм внеурочной деятельности является Предметная неделя по английскому языку. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента обучающихся, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию школьников. Коммуникативный метод применяется здесь повсеместно.
(слайды, фото)
Коммуникативный метод обучения английскому языку представляет собой воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей, создает условия реального общения. Он реализует основную задачу современной лингвистики - овладение языком как средством коммуникации!
HP 5100 PCL 6