Конспект урока по истории Древнего мира на тему: Древнее Двуречье
Конспект урока по истории Древнего мира в 5-м классе.
Тема урока: «Древнее Двуречье».
Цель:
1. Познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением Древнего Двуречья. Сформировать представление учащихся о занятиях, религии, письменности жителей Двуречья.
2. Продолжить формирование умений анализировать исторический документ на элементарном уровне, работать с историко-географической картой, уметь читать легенду карты, анализировать текст и выделять главное.
3. Содействовать пониманию того, что история Древнего мира – часть Всемирной истории.
Тип урока: изучение новой темы и первичное закрепление знаний
Учебное оборудование:
Презентация «Древнее Двуречье».
Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия».
Атласы.
Исторический документ «Геродот. История».
Индивидуальные задания-карточки.
Таблица «Боги Двуречья».
Оформление доски: тема урока, план изучаемой новой темы, новые слова (Евфрат и Тигр, Двуречье или Междуречье, Ур и Урук, клинопись), домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент
(Эмоциональный настрой детей).
Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. Чтобы увидеть, кто оставил более значительный след, за каждый ответ вы будете получать свои следы, а в конце урока мы увидим, чей след оказался самым значительным.
II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Древний Египет».
Историческая эстафета». Ребята, мы продолжаем с вами путешествие по удивительному, загадочному миру, миру Древней истории.
1-й этап. «Знаешь ли ты, где находится»
- Египет
- Нил
- Дельта
- Оазисы
- С каким государством мы с вами знакомились на прошлых уроках?
- Территория, куда совершали свои походы фараоны Египта?
Всё перечисленное нужно показать на карте.
2-й этап. Знаешь ли ты термины и даты»
- Религия –
- Налоги -
- Бронза - .
- Культура -
- Государство -
- Когда объединились Северное и Южное царства Египта?
3-й этап. Исторические (творческие ) задачи.
А) по пыльным дорогам Азии гонят в Египет огромные стада овец, коров, быков, коней, везут награбленное золото, бронзу, ткани, дерево. Но главная добыча – множество пленников. Почему пленники считались главной добычей на войне?
Б) Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своим». Большой честью считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. О чём свидетельствуют эти факты? Какая связь существует между религией и государственной властью?
В) Почему древнегреческий историк Геродот называл Египет «даром Нила»? Подумайте, прав ли был Геродот?
4-й этап. О ком или о чём идёт речь?
- всесильный владыка Египта -
- богатый и знатный человек в Египте -
- маленькие, зелёные островки в пустыне -
- материал для письма -
- подневольный человек -
- сплав меди и олова -
- сборы в пользу государства -
- вырезанная из камня фигура льва с головой человека -
III. Изучение новой темы.
Тема нашего сегодняшнего урока «Древнее Двуречье или Междуречье».
План изучения нового материала:
Страна двух рек. Географическое положение Двуречья.
Занятия жителей Двуречья.
Древнейшие города Двуречья
Религия древних жителей Двуречья.
Письменность.
На доске записана тема урока.
1.Страна двух рек. Географическое положение Двуречья.
Итак, ребята мы познакомились с историей Древнего Египта. Узнали местоположение, природные и климатические условия Египта. Выяснили занятия и быт древних египтян. Охарактеризовали письменность и религию. Мы узнали, что египтяне участвовали в длительных военных походах. При фараоне Тутмосе граница Египта была отодвинута до реки Евфрат? Как можно было добраться египтянам до этой реки? Недалеко от Египта, на территории Западной Азии раскинулась еще одна страна, Древнее Двуречье.
Работа по карте (с.31 учебника). Показ презентации. Предположите маршрут путешествия из Египта в Междуречье. Какие страны и земли придется пройти путешественнику? Ответы учащихся (Из дельты Нила через небольшой перешеек на Синайский полуостров, затем по восточному побережью Средиземного моря, где находятся Палестина, Сирия, Финикия, по пустыне можно добраться до реки Евфрат).
- Давайте посмотрим на карту и найдем на ней страну Двуречье. Как вы думаете, почему, она получила такое название?
- Как называются современные государства, по территории которых протекают реки Тигр и Евфрат?
- Где берут своё начало реки Тигр и Евфрат?
- Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат?
Двуречье – это область, в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии) от Персидского залива на юге до Армянского нагорья на севере, одна из колыбель евроазиатской цивилизации. Современные государства Сирия, Турция, Ираку. Это обширная, плоская равнина. Разливы Тигра и Евфрата не такие бурные, как разливы Нила, короткие и неожиданные, поэтому люди здесь жили в страхе перед наводнением. Наносная почва Двуречья отличалась высоким плодородием, но при отсутствии постоянного орошения солнце быстро превращало его в беспощадную пустыню буквально в нескольких шагах от берега реки.
Уже известный вам историк Геродот оставил подробное описание природных условий Древнего Междуречья и занятий его жителей. Итак, давайте почитаем, как описывает эту великолепную страну Геродот.
2. Занятия жителей Двуречья.
Работа с историческим материалом.
Геродот. История. (Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. – М., 1987. – С.58.) Документ распечатан на каждую парту.
Вопросы к документу:
Какая земля была в Древнем Двуречье?
Какие культуры выращивали жители этой страны?
Какие занятия существовали у жителей Двуречья?
3. Древнейшие города Двуречья.
Более 5 тыс. лет назад в нижнем течении рек Тигра и Евфрата древний народ «шумеры» образовал первое государство в Древнем Двуречье. В переводе с древнего языка «шумеры» означают «черноголовые». С этим народом связана одна из загадок истории Древнего мира. Неизвестно, откуда они пришли на эти земли. Их язык, не был похож ни на какой другой. На сохранившихся изображениях этих людей можно заметить, что у них были неправдоподобно правильные овальные черты лица с большими глазами. Эти странные люди основали в Двуречье крупные центры, города-государства.
Найдите эти города на карте и скажите, как назывались города?
Предположите, что могли представлять собой эти города-государства?
4. Религия жителей Двуречья
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
- прочитать п. 3, параграфа 13, с. 64 учебника. «Башни от земли до неба». Заполнить таблицу (по образцу)
Боги
Явления природы, которые они отражают
ШАМАШ
Бог Солнца
- почему почитаемые боги Двуречья, так или иначе, связаны с природными факторами?
- какую роль играли жрецы в Двуречье?
Миф о потопе (учебник, с. 65)
Вопросы к документу:
Из-за чего возник потоп?
Какому человеку Бог Эа сообщил о предстоящем потопе?
Какие реальные события могли подразумеваться под словом «потоп»?
Какую информацию о людях Двуречья даёт этот документ?
Какие сведения о жизни людей можно узнать из этого мифа? Что в мифе, по-вашему, правда, а что вымысел?
Разливы рек Тигр и Евфрат.
Разливы Тигра и Евфрата не такие, как разлив Нила, - короткие, бурные и неожиданные, поэтому люди, населявшие Двуречье, жили в постоянном страхе перед наводнением. Оно особенно опасно во время прилива, когда вода в Персидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну, и на плодородной почве откладывается толстый слой песка и глины. Поэтому именно в Двуречье возник миф о всемирном потопе, который погубил почти всех людей.
Земледельцы жили в Двуречье с глубочайшей древности, ещё в первобытную эпоху. А государства возникли приблизительно в то же время, что и в долине реки Нила – более пяти тысяч лет назад.
Сказание о Гильгамеше (с. 64 учебника)
Самостоятельно составить вопросы по тексту сказания.
5. Письменность.
Решение творческой задачи.
Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено около 500 глиняных табличек, принадлежавших ученикам школы – будущим писцам. На этих клинописных табличках обозначены имена учеников, имена и профессии их отцов.
- Что можно узнать по этим табличкам о жизни людей того времени?
В древнем Двуречье существовало особое письмо, которое называлось – КЛИНОПИСЬ (запись термина в тетрадь).
Сообщение учащегося.
Шумеры создали первую систему письменности в обозримой истории человечества. Она называется клинописьДля деловой переписки нужен простой и дешевый материал. Но папирус на берегах Тигра и Евфрата не рос. Поэтому жители Двуречья писали на глиняных дощечках. Если документ был важный, то табличку обжигали, как кирпич. После этого её можно было хранить долго. Множество таких табличек сохранилось и до наших дней. Позже из глины научились делать кирпичи и строить из них дома, храмы, дворцы. А какие религиозные верования существовали у жителей Двуречья?
IY. Закрепление изученного на уроке.
1.Рабочая тетрадь (выпуск 1) задание № 46
На сегодняшнем уроке, я узнал, что
В западной Азии есть государство
Государство Древнего Двуречья возникло около
Главные реки Древнего Двуречья называются
Крупные города-государства Двуречья называются
Населения Древнего Двуречья называли
Основными занятиями шумеров были
Шумеры верили в
Основными богами шумеров были
Жилищами богов шумеры считали
Особое письмо жителей Древнего Двуречья называлось
2. Заполните таблицу:
Условия, благоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье
Условия, неблагоприятные для развития хозяйства в Южном Междуречье
V. Итог урока (домашнее задание целесообразно задать в начале урока)
Параграф 13 – читать, пересказывать
Вопросы на стр. 66 Дополнительное задание:
подготовить развёрнутый ответ на вопрос: «Что общего и различного в природных условиях Египта и Двуречья?», рабочая тетрадь задание №46 (40)
Выставление оценок совместно с учениками.
13PAGE 15
13PAGE 14415