Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
Урок литературы в 8 классе
Тема урока: Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.
Цели: познакомить учащихся с рассказом Л.Толстого «После бала»;
Развивающая цель: развитие коммуникативной компетенции, развитие мыслительных навыков, творческих способностей обучающихся.
Воспитывать внимание друг к другу, доброжелательность, самодисциплину и способность к самоанализу.
Оформление урока: портрет писателя, словарные слова, иллюстрации к рассказу, текст рассказа, ключевые слова, таблица
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие, включается музыкальная композиция
Учитель: Здравствуйте, те, у кого сегодня хорошее настроение.
Здравствуйте, те, у кого непогода в душе.
Здравствуйте, те, кто любит веселье шумных балов.
И здравствуйте, те, кто считает, что один случай может изменить всю человеческую жизнь.
А вот герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала», Иван Васильевич, говорит, что вся его жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра.
Слайд №1.
(класс разделен на группы)
- Тема сегодняшнего урока: Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Контраст как прием, помогающий раскрыть идею рассказа.
1стадия урока. Вызов.
-Если рассказ называется «После бала», то какая картина возникает в вашем воображении, когда мы слышим слово «Бал»? (ответы учащихся). Слайд №2.
Запишите ассоциативный ряд к слову бал.(например: танцы, веселье, смех, любовь, радость, счастье, веселая музыка и т.п.)
(На доске слово «бал» из каждой группы выходят учащиеся и прикрепляют свои слова)
- Да, молодцы. По словарю Ожегова слово бал означает- большой танцевальный вечер. Слайд 4.
Бал - это веселье, праздник, радость, счастье, любовь.
(значение слова на доске)
Теперь даю я вам ключевые слова и вы в своих группах обсудите вопрос: О чем же рассказ? Не забывайте , что рассказ называется «После бала».
Прогнозирование по ключевым словам: чудесный, белое платье, счастлив, влюблен, весел, ласковая улыбка, вальс, нехорошая музыка, испуганный солдат, грозно и злобно нахмурившись, шпицрутены.) Слайд 5
Словарная работа: шпицрутены – прутья или палки, которыми били наказываемых.
(значение слова на доске)
Выслушиваем предположения каждой группы.
2 стадия урока. Осмысление. Чтение текста до первой остановки. Слайд 6.
Вопросы к первой части рассказа:
- Каковы ваши впечатления от бала?
- Л.Н. Толстой использует в этой части различные художественные средства, чтобы вызвать именно такое настроение.
- Каково настроение героя?
- Определим характеристики, по которым можно сопоставить части рассказа. Заполните 1 часть таблицы «на балу». Слайд 7.
Характеристики
На балу
После бала
чувства
эпитеты
цвет
звуки
Чтение 2 части рассказа. Слайд 8.
Вопросы ко второй части рассказа:
- Были ли верны ваши представления о том, как будут развиваться дальнейшие действия?
- Заполните 2 часть таблицы. Слайд 9.
Озвучивание заполненной таблицы.
Учитель: Посмотрите на заполненные таблицы. Слайд 10.
Рассказ «После бала» строится по принципу художественного контраста: яркая картина веселого бала сменяется суровой сценой мучительного наказания беззащитного солдата, которого под сухой треск барабанов прогоняют по плацу сквозь строй.
Вопрос: Какова же идея рассказа «После бала»? Слайд 11.
Главная идея рассказа Толстого – страстный протест против лицемерия и насилия, против унижения достоинства человека.
3этап. Рефлексия.
Проводится групповая творческая работа.
1группа- Представьте себе, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке Б. Напишите письмо от его лица.(т.е.от первого лица).
2 группа – Покажите этот рассказ при помощи цвета.(красок). Докажите, что это так.
Презентация творческих работ.( Слайд №14)
Домашнее задание: написать сочинение – эссе по впечатлениям от рассказа.
Спасибо за приятное сотрудничество.