Конспект урока по литературе по рассказу Л.Н.Толстого После бала
Урок литературы в 8 классе по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»
Тема: Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.
Перестроится мир не извне, а изнутри. И поэтому вся энергия на внутреннюю работу.
Л.Толстой. Из «Дневников»
Цели урока:
Понять содержание рассказа, постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть, как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора;
Продолжать учиться анализировать эпизоды текста, делать выводы из своих наблюдений;
Продолжать развивать речь, учиться строить свои высказывания;
Дома вы прочитали рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Сегодня мы с ним работаем, постигаем его идею.
Имя автора, Л. Н. Толстого, нам уже хорошо известно. Давайте немного поговорим об этом человеке. Что вы о нем знаете?
Лев Толстой прожил долгую жизнь, скончался на восемьдесят третьем году;
Многое испытал в своей жизни. Был и студентом Казанского университета, и военным, причем подвергался смертельной опасности на Кавказе и в Севастополе ; был путешественником, и педагогом, и общественным деятелем, и философом;
Граф Толстой любил сам принимать участие в крестьянском труде (пахал сам землю, сажал сады и леса);
Очень активный, энергичный, любил жизнь во всех проявлениях. В 67 лет выучился кататься на велосипеде, на коньках. Толстой был неутомимый ходок в прогулках, превосходно ездил верхом, отлично плавал;
Задумывался о серьезных проблемах бытия: о смысле жизни, о смерти, о добре и зле;
У Толстого появилось сознание нравственной незаконности своего положения помещика среди нищеты окружающих его бедняков.
Мысль Толстого, что нельзя быть счастливым, если рядом с тобой много горя и страданий;
На свой талант он смотрел не как на средство достижения личных целей, а как на оружие, данное ему свыше для служению человечеству;
Вся его жизнь – это и есть служение человечеству. Толстой в многочисленных статьях и художественных произведениях борется с существующим злом и неправдой, обличает насилие и деспотизм власти, протестует против совершающихся войн, называя войну «самым ужасным злодеянием , какое только может совершить человек»;
Толстой призывал каждого человека к нравственному обновлению, к борьбе со своими недостатками, к созданию своей нравственной ответственности за все свои поступки.
Слово учителя .
Посмотрите, как много мы знаем об этом человеке. Можем с полной уверенностью сказать, что Л. Н. Толстой – это личность, неординарный человек. Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, мыслитель, но и как человек, как личность. В истории человечества такие люди, как Лев Толстой, появляются только веками.
Обратимся к рассказу.
Наше задание : постигнуть авторскую мысль, идею рассказа, посмотреть , как соотносится содержание рассказа с убеждениями автора.
Почему этот текст по своему жанру является рассказом?
В центре повествования всего лишь 2 эпизода: бал и после бала. Одно важное событие из жизни героя. Какое?
В рассказе описывается бал у губернского предводителя, влюбленность героя и потрясение от жестокости случившегося после бала.
Почему автор акцентирует внимание в заглавии на событиях, происшедших после бала, хотя сцена бала описана более детально и занимает большее количество страниц?
Именно после бала происходит событие, изменившее всю жизнь героя.
Работа в группах.
Задание: провести наблюдения над текстом, выбрать ключевые слова, фразы из эпизодов. «На балу» - первая группа, «После бала» - вторая группа.
На балу
После бала
Краски, цветовая гамма Бархатные платья, брильянтовая фероньерка, белые плечи, белые перчатки, белое платье с розовым поясом, атласные башмачки, море шампанского. Что-то черное, страшное приближалось ко мне; что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное, что я не поверил, чтобы это было тело человека.
Описание внешности главного героя эпизода Варенька
Сияющие, ласковые, милые глаза, зарумянившееся с ямочками лицо, радостная улыбка; смеялась, танцевала; восхищались, любовались. Солдат
Спотыкающийся, корчившийся человек; наказываемый поворачивал сморщенное от страдания лицо; он не говорил, а всхлипывал : «Братцы, помилосердуйте»
Звуки, характер музыки Бал был чудесный; музыканты знаменитые; мазурка, кадриль, вальс. Доносилась какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка, бой барабанов.
Психологическое состояние рассказчика 1)Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла, способное на одно добро;
2)Я не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них;
3)Я обнимал в то время весь мир своей любовью; я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство(к отцу ее);
4)Бесконечно счастлив.
На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища; Но только стал засыпать, услыхал и увидел опять все и вскочил.
Описание полковника Высокий, статный, красивый, свежий, лицо румяное, с подвитыми усами, радостная улыбка, выпячивающаяся грудь, любящий, внимательный отец. Статная фигура двигалась рядом с наказываемым; Самоуверенный, гневный голос полковника, кричащего: «Будешь мазать? Будешь?»; Безжалостный, жестокий полковник, уверенный в своей правоте
Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это важный прием для постижения идеи рассказа.
Эти эпизоды органически связаны друг с другом. Контраст помог показать перелом в душе героя. Срывается маска с внешне благополучной, нарядной действительности.
Чем более праздничным, роскошным представлял герой себе мир вначале, тем неожиданнее, трагичнее, горше оказалось его прозрение.
Теперь более внимательно посмотрим на рассказчика, от чьего лица ведется повествование. Что это за человек, какие проблемы волнуют его, о чем он думает? Почему автор «доверяет» рассказ о событии именно Ивану Васильевичу?
Человек думающий, размышляющий о жизни. Героя волнуют нравственные и общественные проблемы. Человек не равнодушный, с совестью. Отношение автора к рассказчику выражено прямой оценкой одного из слушателей: « Ну, это мы знаем, как вы никуда не годитесь…Сколько бы людей никуда не годилось, кабы вас не было».
Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?
Он не может представить, чтобы дурное, злое, отвратительное дело вершилось с такой легкостью и уверенностью без серьезного основания: «…они знали что-то такое, чего я не знал».
О чем случай с солдатом заставил задуматься Ивана Васильевича? О чем он «старался узнать» ?
Герою важно знать, каковы моральные принципы общества, критерии оценки добра и зла, на чем держится армия, офицером которой он мечтал быть.
Общественная мораль, основанная на жестокости и насилии, противоречит нравственным представлениям Ивана Васильевича.
Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после случая с татарином?
Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь « неучастия во лжи», в жестокости. Это путь нравственного самосовершенствования, внутреннего противостояния общественному злу. И любовь героя пошла на убыль.
Вывод: Герой, отказавшись от военной карьеры, прожил жизнь в согласии со своей совестью, наставляя ближних на путь добра. Не личное счастье, любовь, а поиск истины и добра – смысл его жизни.
Домашнее задание.
Творческая работа «Утро, изменившее жизнь».