План-конспект урока по литературе Творческая работа по рассказу Л.Н.Толстого После бала (8 класс)
План-конспект урока русской лит-ры в 8 «Д» классе
Тема. Л.Н.Толстой «После бала». Творческая работа.
Цель:
1) вспомнить, что такое реализм и когда он появился; совершенствовать умения учащихся выражать собственное суждение, впечатление, а также раскрывать авторское отношение к героям и событиям; научиться выразительно читать и комментировать прочитанное; отвечать самостоятельно на вопросы, высказывать свою точку зрения; познакомиться с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого; определить основную мысль рассказа «После бала»; определить построение, столкновение романтического воспитания и правды жизни;
2) развитие навыков чтения и работы с текстом, умений анализировать прочитанное и делать выводы; мотивировать школьников на самостоятельное чтение литературы; развивать грамотную речь; развивать образное мышление;
3)воспитать эмоциональную отзывчивость подростков; воспитывать нравственные качества школьников: доброту, преданность, верность в дружбе и любви, умение прощать; воспитывать читательскую культуру учащихся, внимательного и вдумчивого читателя.
Тестовые задания.
Ход и содержание урока
1.Орг. момент.
2.Проверка д/з3.Закончить изучение рассказа «После бала» (комментированное чтение).
4. Составление таблицы в тетради (проверка групповых заданий). Примеры контрастов.
ОБСТАНОВКА
НА БАЛУ ПОСЛЕ БАЛА
Бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые, весёлый мотив музыки звучит беспрерывно. В весеннем мокром тумане что-то черное пестрое, мокрое; солдаты в черных мундирах, слышна неприятная визгливая мелодия.
- Что помог передать контраст?
( Эти события противопоставлены друг другу. Светлые радостные краски бала 1 части, беззаботное веселье молодых людей резко оттеняет мрачную картину 2 части.)СОПОСТАВЛЕНИЕ
Полковник Наказываемый
Высокий военный в шинели и фуражке. Идет твердой походкой, уверенный в себе. Румяное лицо и белые усы с бакенбардами. Оголённый по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, сморщенное от страдания лицо, идет спотыкаясь и корчась от боли.
-Какие выводы можно сделать из этих наблюдений?
( Контрастное изображение героев помогло передать перелом в душе рассказчика)
-Многие критики основу конфликта этого рассказа видят в изображении двоедушия полковника. По их мнению, полковник на балу изображен в маске, а после бала в истинном свете.
-Как вы думаете, так ли это?
( Полковник убежден, что делать надо «все по закону». Он такой, каким его изобразил рассказчик: искренен в отношении с дочерью, с людьми определенного круга любезен. Может быть, где-то в глубине души у него при исполнении долга есть чувство жалости к несчастному, униженному человеку. Мы знаем по тексту, как он, вероятно, стыдясь, делает вид, что не узнает Ивана Васильевича. Но это не снимает с него вины, а лишь в какой-то мере объясняет мотивы его поступков.)-Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом.
( Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)
- Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?
- Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?
( Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)Подводим итог урока
Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?
Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа.
5.Ученики получают задания по тексту. Знание текста.
Л.Н.Толстой "После бала" Ответы к тесту.
Вопрос 1: 1
Вопрос 2: 1
Вопрос 3: 3
Вопрос 4: 1
Вопрос 5: 3
Вопрос 6: 1
Вопрос 7: 2
Вопрос 8: 3
Вопрос 9: 2
Вопрос 10: 1
Вопрос 11: 2
Вопрос 12: 3
Вопрос 13: 2
Вопрос 14:3
Вопрос 15:1
Вопрос 16: 4 полковнику
Вопрос 17: 3 татарину
Вопрос 18:1 в 1840-е годы
Вопрос 19:2 полковнику
Вопрос 20:3 губернский предводительВопрос 21:4
Вопрос 22:3
Вопрос 23:2
Вопрос 24:1
Вопрос 25:3
ПОДВОДИМ ИТОГ УРОКА
Домашнее задание
Письменно объяснить название произведения
Тест по произведению Л.Н.Толстого «После бала»
1. Какого цвета было бальное платье Вареньки? а) белого б) кремового в) голубого2. В каком чине был отец Вареньки? а) полковника б) майора в) генерала
3.Чем занимался Иван Васильевич в годы описываемых им событий?
а) служил в гусарском полку б) служил при канцелярии в) учился в университете
4.Какой танец танцевали на балу Варенька и ее отец? а) мазурку б) кадриль в) вальс
5.За что наказывали солдата? а) за неподчинение приказу б) за кражу в) за побег
6.Как звали лакея Ивана Васильевича? а) Петруша б) Прохор в) Осип
7.Какой танец на балу первым танцевали рассказчик и Варенька? а) полонез б) вальс в) мазурку
8.Звуки каких музыкальных инструментов сопровождали казнь солдата?
а) барабана и бубна б) трубы и барабана в) флейты и барабана
9.Что сделал рассказчик по отношению к Вареньке после увиденной им сцены наказания солдата?
а) сделал ей предложение б) разлюбил ее в) возненавидел ее
10.Какие вещи Вареньки были в руках рассказчика по возвращении домой с бала?
а) перышко от веера и перчатка б) перчатка и платок в) перчатки и веер
11.Что описано в рассказе как "пестрое, мокрое, красное, неестественное"?
а) лицо полковника б) спина наказываемого солдата в) лицо наказываемого солдата
12.Что сделал полковник солдату, недостаточно сильно опустившему свою палку на спину наказываемого? а) приказал избить палками б) ударил в грудь в) ударил по лицу
13.Каков тип композиции рассказа? а) повествование от первого лица б) рассказ в рассказе
в) последовательное авторское изложение
14.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа? а) важность судьбы героя после бала б) особое значение сцены расправы с солдатом в) важность утра, следующего за балом
15. Что делает главный герой утром после бала? а)идет гулять по городу б)уезжает из города в)идет в трактир г) пишет письмо Вареньке
16. Кому из героев дается такая характеристика: "...очень красивый, статный, высокий и свежий старик..."? а)Ивану Васильевичу б)губернскому предводителю в)инженеру Анисимову г) полковнику
17. Кому из героев принадлежат слова: "...Братцы, помилосердствуйте..."?
а)Ивану Васильевичу б)полковнику в)татарину г)лакею Петрушке
18. В какие годы происходит действие рассказа "После бала"? а)1840-е годы б)1860-е годы в)1900-е годы г)1940-е годы
19. Кому из героев принадлежат слова "...Будешь мазать? Будешь?.."?
а)татарину б)полковнику б)Ивану Васильевичу в)инженеру Анисимову
20. Кто из героев является "добродушным старичком, богачом, хлебосолом"?
а)полковник б)Иван Васильевич в)губернский предводитель г)инженер Анисимов21. Как зовут возлюбленную главного героя?
а)Ася б)Ольга в)Катерина г)Варенька
22. Кто из героев является рассказчиком в произведении "После бала"?
а)губернский предводитель б)полковник Б. в)Иван Васильевич г)друг Ивана Васильевича 23. Какой военный чин носит отец Вареньки?
а)подполковник б)полковник в)бригадир г)штабс-капитан
24. Сколько лет Вареньке в рассказе "После бала"?
а)18 б)19 в)20 г)21
25. К какому сословию принадлежит Иван Васильевич?
а)купцы б)мещане в)дворяне г)духовенство