Конспект урока по повести И.С. Тургенева Ася


Урок литературы в 9 классе.
Острый и тонкий наблюдатель, точный до мелочей,
он рисует своих героев как поэт и живописец.
Ему одинаково интересны как их страсти,
так и черты их лица /.../.П. Мериме. «Иван Тургенев».
«Тургенев – мастер психологического портрета
(на примере героев повести «Ася»)
Вид урока: исследование
Предмет исследования: текст худ. произведения
Оборудование: мультимедийный проектор, проекты учащихся в виде компьютерных презентаций
Цели по содержанию:
Образовательная: создать условия для проблемного  анализа художественного текста, выделения ключевых слов, образов, идей, выявления причинно - следственных связей.
Развивающая: способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала, интеллектуальных навыков сопоставления, обобщения, структурирования, развитие речевых навыков.
Воспитательная: способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение художественной литературы. Воспитание самостоятельности, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
Цели для озвуч.
Мы должны представить проекты исследования текста повести
Развивать аналитическое мышление, умения сопоставлять, обобщать
Должны духовно обогатиться, соприкасаясь с творчеством великого Тургенева.
Вступительное слово.
И.С. Тургенев – великий мастер портрета. Созданные им герои предстают перед нами как живые. Мы легко можем представить Зинаиду, умело играющую своими поклонниками или страдающую от сильного чувства любви, Асю, карабкающуюся по стене со стаканом воды, Гагина, который вдохновенно рисует пейзаж, г-на Н, въехавшего в лунный столб на лодке, Кроме того Тургенев –прекрасный художник человеческой души, не просто художник ,но и исследователь. И при всей этой тонкости и индивидуальности героев они являют собой некое общественное явление. Вот именно это мы с вами и попытаемся доказать на сегодняшнем уроке.
На прошлом уроке класс был поделен на 2 группы.
1 должна была путем исследования текста на примере Аси сделать вывод:
Какие черты присущи образу «Тургеневской девушки»
2 должна была путем исследования текста сделать вывод:
Относится ли г-н Н. к числу «лишних людей»
Свои выводы должны были предоставить в виде проектов-презентаций.
Алгоритм 1
I.Ася - пример «тургеневской девушки» .1.Что за хамелеон эта девушка! Портреты
Вывод о портрете «тургеневских девушек»
2.Теперь я многое понимал в ней, что прежде сбивало меня с толку…
Чем вызвана изменчивость Аси ?( рассказ о происхождении, какой отпечаток оно наложило на характер?
Вывод.
3.Жизнь уйдет, а что мы сделали? (жизненные цели героини)
Вывод о характере «тург. девушки»
4. О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Какие чувства испытывала Ася к НН? Как она их проявляла? (примеры из текста зачитать)?
Вывод
5.Ася в оценке Писарева
6. Общий вывод
Алгоритм 2
II.Образ г-на НН. Принадлежит ли он к числу «лишних людей»?
1.Портрет..2.Меня занимали исключительно одни люди С какой целью путешествует Г. НН?(с опорой на текст)
Вывод.
3.Эта странная девочка меня привлекала( Отношение к Асе)
Вывод.
4. У него все перепутано: чувство врывается впроцесс мысли, мысль парализует чувство…( Характер Н.Н. )
Вывод
5.НН в оценке Писарева
6. Общий вывод
III. Возможно ли было счастье Аси и НН?
-дискуссия
IV. Рефлексия.
---Синквейн1группа- образ г-на Н.
2 группа- образ Аси
V. Д/з Сочинение-эссе. «Беда крылатых натур в мире бескрылых существ»
Алгоритм 1
Проект 1 группы.
I.Ася - пример «тургеневской девушки» .1.Название проекта
2.  ФИО разработчиков — руководителей проекта
3.  Название образовательного учреждения
4.Участники проекта: Класс или возраст детей,число участников. Состав участников  :например, межшкольный
4.  Год разработки учебного проекта
5.  Опыт использования
6.  Проблемная ситуация
7.  Проблема проекта
8.  Цель  проекта
9.  Задачи – этапы – способы решения
10. Форма организации детей
Например,индивидуальная и групповая работа в классах, внешкольная деятельность.
11.Ведущая деятельность
12. Сфера применения результатов
1.Что за хамелеон эта девушка! Портреты
Вывод о портрете «тургеневских девушек»
2.Теперь я многое понимал в ней, что прежде сбивало меня с толку…
Чем вызвана изменчивость Аси ?( рассказ о происхождении, какой отпечаток оно наложило на характер?
Вывод.
3.Жизнь уйдет, а что мы сделали? (жизненные цели героини)
Вывод о характере «тург. девушки»
4. О, взгляд женщины, которая полюбила, – кто тебя опишет? Какие чувства испытывала Ася к НН? Как она их проявляла? (примеры из текста зачитать)?
Вывод
5.Ася в оценке Писарева
6. Общий вывод
Алгоритм 2
II.Образ г-на НН. Принадлежит ли он к числу «лишних людей»?
1.Портрет..2.Меня занимали исключительно одни люди С какой целью путешествует Г. НН?(с опорой на текст)
Вывод.
3.Эта странная девочка меня привлекала( Отношение к Асе)
Вывод.
4. У него все перепутано: чувство врывается впроцесс мысли, мысль парализует чувство…( Характер Н.Н. )
Вывод
5.НН в оценке Писарева
6. Общий вывод
Методический паспорт проекта
 
1.Название проекта
2.  ФИО разработчиков — руководителей проекта
3.  Название образовательного учреждения
4.Участники проекта: Класс или возраст детей,число участников. Состав участников  :например, межшкольный
4.  Год разработки учебного проекта
5.  Опыт использования
6.  Проблемная ситуация
7.  Проблема проекта
8.  Цель  проекта
9.  Задачи – этапы – способы решения
10. Форма организации детей
Например,индивидуальная и групповая работа в классах, внешкольная деятельность.
11.Ведущая деятельность
12. Сфера применения результатов
13.Используемые технологии
       Нпример,  Мультимедиа. Интернет. Офисные технологии. Другое
14.Форма продуктов проектной деятельности
Например, Web-сайт. Мультимедийная презентация. Стендовый доклад, буклет.Групповой отчет проектантов
15.Способ представления  результатов на презентации
Например, Конференция. Конкурс. Отчет по результатам в любой форме. Мероприятие. Другое
16. Виды презентации проекта
Еапример, Издательский. Демонстрация на компьютере. Публикация в Интернет. Другое
 17. Предметная область
Информатика и ИКТ (основная), математика (сопутствующая)