Практического занятия «Здоровое питание» для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кущёвский медицинский колледж»
министерства здравоохранения Краснодарского края
Утверждаю
зам. директора по УР
______ Т. А. Козлова
«___» __________ 2016 г
Здоровое питание
Методическая разработка практического занятия
По дисциплине: «Немецкий язык»
Специальность: 34.02.01- «Сестринское дело»
курс - II; семестр - IV
Согласовано
Методист ________ Е.А. Белозёрова
Рассмотрено на заседании ЦК № 3
Гуманитарных и общепрофессиональных дисциплин
Протокол № __
от «____» _____________________ 2016 г.
Председатель ЦК ________О.Н. Фомичёва
Разработал преподаватель
_______________________ Е.Е. Насонкина
ст. Кущёвская
2016
Мотивация
Уважаемые студенты!
Сегодня мы продолжим изучение немецкого языка. Нашей основной целью на данном этапе обучения является изучение материала основанного на полученных ранее знаниях и с использованием форм и грамматических конструкций, которые вы освоили в школе и в течение этого учебного года. Со знакомым лексическим материалом вы сможете правильно строить фразы, необходимые для устной речи. Новые лексические образцы помогут ещё глубже погрузиться в учебный материал ,связанный с аутентичными понятиями. Учебные диалоги сегодня помогут вам в будущем вести беседы с иностранными коллегами на профессиональные темы, самостоятельная работа над лексикой и текстом позволят вам глубже погрузиться в изучаемый материал и систематизировать знания ,полученные в этом учебном году.
Важнейшая роль правильного рационального питания, его сбалансированность и польза станут сегодня объектами нашего внимания на занятии. Многое из того, о чём мы с вами будем сегодня говорить , вам знакомо из курса гигиены и экологии человека, и технологии оказания медицинских услуг . Сегодня мы ставим перед собой задачу общения по заданной теме на немецком языке с опорой на межпредметные связи.
Список литературы для студентов
Основная
Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 416с.
Дополнительная
1.Морохова Н.З. Устные темы по немецкому языку. – Москва: Аквариум, 2015. – 128с.
А.П.Кравченко «Немецкий язык для колледжей»-Ростов н/Д: Феникс,2014-462с.
Список литературы для преподавателя
Басова Н.В., Коноплева Т.Г. Немецкий язык для колледжей Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 416с.
Морохова Н.З. Устные темы по немецкому языку. – Москва: Аквариум, 2009. – 128с.
Карта внутрипредметных связей
Обеспечивающие
Связь
Обеспечиваемые
Искоренение вредных привычек
Тексты, диалоги, лексика
Спорт и здоровье
Карта межпредметных связей
Предмет
Тема
Обеспечивающие
Гигиена и экология человека
ТОМУ
Компоненты здорового образа жизни и пути его формирования.
Гигиеническая и экологическая адекватность питания.
Организация питания в стационаре. Кормление тяжелобольных пациентов.
Обеспечиваемые
Будущая профессиональная деятельность
Цели занятия
Дидактические:
- обучение устной речи
- обучение монологической речи
- обучение работе с текстом
После занятия студент должен
знать:
- тематическую лексику
- речевые образцы
уметь:
- вести диалог по теме
- выполнять грамматические задания
- грамотно, в темпе читать текст
- уметь находить в тексте необходимую информацию
1.2. Воспитательные:
- воспитание интереса к иноязычной культуре
- формировать культуру здорового образа жизни (правильное питание)
1.3. Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков
- развитие общего кругозора с опорой на межпредметные связи
- развитие интеллектуального потенциала
Методическая
1.4. Цель занятия
- оказать помощь преподавателю в повышении эффективности
учебно-воспитательного процесса
2.Продолжительность занятия: 90 мин.
3. Место проведения: аудитория колледжа
4.Формы и методы организации учебного процесса по Бабанскому:
4.1. Тип занятия - комбинированный
Вид - практическое занятие
4.2. Методы организации и осуществления УАД
4.2.1. Словесные
4.2.1.2. наглядные
4.2.1.3. практические
4.2.2.Логические
4.2.2.1. дедуктивные
4.2.3. Гностические
4.2.3.1. репродуктивные
4.2.3.2. частично- поисковый
4.3.Методы стимулирования и мотивации учения
4.3.1. Методы формирования интереса к учению
4.3.1.1. ситуация занимательности
4.3.1.2. опора на ранее полученный научный и жизненный опыт
4.3.2. Методы развития долга и ответственности в учении
4.3.2.1. метод убеждения в значимости учения
4.3.2.2. метод создания благоприятного обучения
4.4.Методы контроля и самоконтроля
4.4.1. Устные
4.4.2. Письменные
Карта ТСО и наглядных пособий
№ п/п
Вид
Наименование
1.
Презентация
Здоровое питание
Хронокарта
№ п/п
Содержание
Время
в минутах
1.
Оргмомент
2
2.
2.1. Мотивация и межпредметные связи
2.2.План и цели занятия
3
3.
Основная часть
3.1. Фонетическая зарядка
3.2. Речевая зарядка
3.3. Проверка домашнего задания
3.4. Выполнение лексико-грамматического задания
3.5.Введение новых лексических единиц
3.6. Самостоятельная работа с текстом
3.7. Выполнение послетекстового задания
5
5
15
10
10
20
10
4.
Заключительная часть
4.1. Подведение итогов
4.2. Домашнее задание
5
5
5.
Итого:
90
Методы отработки пунктов плана занятия
Действия
преподавателя
Действия
студентов
Методическое
Обоснование
1. Оргмомент
Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность аудитории и рабочих мест студентов
Студенты приветствуют преподавателя, проверяют готовность рабочего места. Староста докладывает об отсутствующих
Проведение оргмомента обеспечивает выполнение гигиенических требований к занятию, способствует воспитанию аккуратности, настраивает на рабочий ритм
2. Мотивация учебной
деятельности
Преподаватель мотивирует необходимость изучения иностранного языка в целом и данной темы в частности для расширения общего кругозора, ставит учебные цели, знакомит с планом занятия
Студенты слушают, отмечают важность изучаемого материала, осознают связь изучаемой темы с другими дисциплинами, формируют мотивы для достижения цели занятия
Деятельность направлена на осознание и выполнение поставленных задач. Активируется познавательный интерес.
3.Фонетическая
зарядка
Преподаватель организует проверку фонетических навыков
Студенты читают слова на выбранной карточке, при этом следят за ударением и интонацией. Соблюдают долготу гласных и правильное произношение дифтонгов и согласных букв
Фонетическая зарядка позволяет закрепить навыки правильной фонетики, выявить наиболее характерные ошибки и исправить их
4. Речевая зарядка
Преподаватель организует проверку знания лексики по теме,предлагает выбрать карточку и ответить на вопрос.
Студенты читают вопросы на выбранной карточке, дают развёрнутый ответ, конструируют вопрос без вопросительного слова.
Речевая зарядка позволяет систематизировать изученную лексику, грамматические формы.
5. Проверка домашнего
задания
Преподаватель предлагает студентам рассказать выученные дома пословицы:
-Hunger ist der beste Koch.
-Der Appetit kommt beim Essen.
-Wer nicht mahlt kriegt kein Brot.
-Ist die Speise schwach gesalzen, salzt man sie nachher beim Essen, ist sie aber stark versalzen, sollen sie die Hunde fressen.
-Gut gekaut, halb verdaut.
Студенты выходят к доске , по очереди проговаривают пословицы по теме с переводом. Все остальные внимательно слушают и по окончании исправляют фонетические и лексико-граматические ошибки.
Контроль выполнения домашнего задания показывает монологическую речь как вид коммуникативной деятельности, развивает внимательность.
6. Контроль исходного
уровня знаний
Преподаватель предлагает выполнить ЛГЗ (лексико-грамматическое задание) и регламентирует время.
Студенты слушают и выполняют задание.
ЛГЗ дает возможность оценки подготовленности группы, позволяет проконтролировать значительный объем знаний
7.Введение новой лексики
Преподаватель демонстрирует презентацию по теме, сопровождая демонстрацию комментариями и ссылками на новую лексику , записанную на доске
Студенты переводят комментарии, используя слова, записанные на доске.
Демонстрация презентации позволяет с помощью визуального ряда лучше усвоить новые лексические единицы.
8. Самостоятельная
работа с текстом
Преподаватель предлагает прочесть и озаглавить незнакомый текст с целью поиска отдельных фрагментов и фраз
Студенты читают текст с общим охватом содержания, озаглавливают его, находят и выписывают в тетрадь фразы, перевод которых дан на карточках, задают вопросы к выделенным предложениям.
Поисковое чтение содействует развитию языковой догадки.
9. Выполнение послетекстовых заданий
Преподаватель предлагает озвучить найденные фразы, сформулированные вопросы, передать кратко содержание текста
Студенты слушают инструктаж и выполняют задание
Работа с текстом позволяет обработать технику чтения, умения выполнять задания
10. Проверка выполнения лексико-грамматических заданий
Преподаватель анализирует наиболее характерные ошибки
Студенты просматривают работы с целью осмысления ошибок
Анализ позволяет оценить более полно знания студентов
11. Подведение итогов
преподаватель объявляет итоговые оценки
Студенты внимательно слушают
Для осознания результативности работы
12. Заключительный
момент
Преподаватель предлагает выполнить самостоятельное задание дома, прощается, благодарит за работу
Студенты слушают и записывают домашнее задание, прощаются, дежурные готовят аудиторию к следующему занятию
Приложение 1
ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА
Прочитайте, соблюдая интонацию
die Familie, bestehen aus, von Beruf sein, Facharbeiter, tдtig sein als, Geschwister, . Jahre alt sein
Arzt werden, sein Abitur machen, Prьfungen bestehen, das Fach, nicht stark genug in . sein
Прочитайте, соблюдая интонацию
meine Heimatstadt, sich befinden, heiЯen, liegen, sich verдndern, umbauen, wirken, berьhmte Mediziner, historische Bauten, die Denkmдler berьhmter Menschen.
Прочтите вслух следующие слова, обратите внимание на произношение буквы v
а) в начале и в середине немецких слов: viele, verschiedene, vereinigen, verbinden, Vorlesung, hervorragend;
б) в конце слова: Nerv, aktiv, passiv, intensiv, relativ, vegetativ;
в) в начале и в середине заимствованных слов:absolvieren, Absolvent, Universitдt, Vitamine, Venen, Veterinдrmedizin, ultraviolett, Volumen, nervцs;
2) ударение в словах с суффиксами -ie, -loge, -an:
Anatomie, Biologie, Akademie, Physiologie, Pathologie, Therapie; Biologe, Physiologe, Stomatologe, Kardiologe, Pathologe; Organ, Dekan, human, Humanmedizin, humanmedizinisch
Приложение 2
РЕЧЕВАЯ ЗАРЯДКА
Дайте развёрнутый ответ на вопрос
-Was isst du gewonlich zum Fruhstuck?
-Wieviel Mal isst du gewonlich?
-Wie meinst du, welche Nahrung gesund ist?
-Wo speiset ihr?
-Wozu benotigt der Korper die Energie?
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу слова:
-Zuviel essen ist , so sagt der Volksmund.
-Ubergewicht ist fur Gesundheit.
-Der Arzt sieht in jedemPatient einen Mensch.
( ungesund ,dick, krank, gefahrlich ).
Приложение 3
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ С ЭТАЛОНМИ ОТВЕТОВ
Вариант 1
Инструктаж: Выбрать один правильный ответ:
1. du einen Kugelschreiber?
a) hat; b) hast; c) haben; d) habt; e) habe.
2. Seine Eltern zwei Kinder.
a) sind; b) sein; с) haben; d) habt; е)ist.
3. Warum ist sie nach Hause 7 Uhr gegangen?
a) zu; b)mit; с)von; d)um; е)ins.
4.Dieses Mдdchenschneller als er.
a)fahrt; b) fahres; с) fahren; d)fдhrt; е)fahre.
5. Meine Freundin hat GroЯvater.
a)ein; b)eine; с)einen; d)einem; е)einer.
6. Gestern ich einen wichtigen Brief.
a) bekam; b) become; c) bekommen; d)bekomt; е)bekommer.
7. du schon in Deutschland?
a) warst; b) warest; c) wart; d) gewesen.
8. Sie heute eine Vier bekommen.
a)will; b) willt; с) woll; d)wollt; е)wollen.
9. Sie heute frьh
a)aufstehen; b) steht auf; с)stehst auf; d)aufgestanden; е)aufstanden.
10. Der 21. Juni ist Tag.
a)der lдngste; b)der lange; с)die lдngen; d)am lдngste; е)den lдngste.
Вариант 2
Инструктаж: Выбрать один правильный ответ:
1. du einen Onkel?
a) hat; b) hast; c) haben; d) habt; e) habe.
2. deine Eltern Deutsche?
a) sind; b) sein; с) haben; d) habt; е)ist.
3. Warum bist du noch Hause?
a) zu; b)mit; с)von; d)um; е)ins.
4.Dieses Autoschnell.
a)fahrt; b) fahres; с) fahren; d)fдhrt; е)fahre.
5. Mein Freund hat Sohn.
a)ein; b)eine; с)einen; d)einem; е)einer.
6. Wir fahren nach Moskau Freitag.
a) zum; b)ans; с)von; d)am; е)im.
7. Wir Ball ...
a) hat gespielt; b) hast gespielt; c) haben gespielt; d) habt gespielt; e) habe gespielt.
8. Er einen Brief bekommen.
a)will; b) willt; с)woll; d)wollt; е)wollen.
9. Ich gewцhnlich frьh
a)aufstehen; b) stehe auf; с)stehst auf; d)aufgestanden; е)aufstanden.
10. Der 1.() Tag der Woche ist Montag.
a) erste; b) ersten; с)lдngen; d)am lдngste; е)den erste.
Эталоны ответов
вариант 1
1.b.2.c.3.d.4.d.5.c.6.a.7.a.8.a.9.b.10.a
вариант 2
1.b2.a.3.a.4.d.5.c.6.d.7.c.8.a.9.b.10a.
Приложение 4
ТЕКСТ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОСЛЕТЕКСТОВЫМИ ЗАДАНИЯМИ И ЭТАЛОНАМИ ОТВЕТОВ
Unser Kцrper muЯ tдglich Nahrung aufnehmen. Unsere Nahrungsmittel enthalten EiweiЯ, Fette und Kohlenhydrate. EiweiЯe kommen in Fleisch und in Fisch vor. Kohlenhydrate kommen in den Kartoffeln, im Obst vor, Fette finden wir z. B. im Pflanzenцl.
Weitere Bestandteile der Nahrungsmittel sind Wasser, Salse, Vitamine und Gewьrze. Durch die Gewьrze wird die Sekretion der Verdauungsdrьsen verstдrkt. Bestimmte Nahrungsmittel enthalten Zellulose. Zellulose ist unverdaulich. Sie regt aber die Tдtigkeit der Darmmuskulatur an. Beim Abbau der Kohlenhydrate und Fette wird Energie gewonnen. Diese Energie benцtigt der Kцrper zur Bewegung und zur Erhaltung der Kцrpertemperatur. Jede Muskelbewegung steigert den Energiebedarf. Der Energiegehalt der Nдhrstoffe wird in Kalorien angegeben. Bei absoluter Ruhe betrдgt der Grundumsatz pro Tag 1800 kcal.
Задание №1
Прочитать и перевести текст с полным охватом содержания
Задание №2
Озаглавить текст
Задание №3
Найти и прочитать в тексте следующие фразы:
Наши продукты питания содержат белки,жиры и углеводы. Специи способствуют усилению обмена веществ. В результате распада углеводов и жиров вырабатывается энергия.
Задание №4
Задайте вопросы к предложениям с вопросительными словами в скобках:
Unser Kцrper muЯ tдglich Nahrung aufnehmen.(was)
EiweiЯe kommen in Fleisch und in Fisch vor.(woraus)
Diese Energie benцtigt der Kцrper zur Bewegung und zur Erhaltung der Kцrpertemperatur. (wozu)
Эталоны ответов
№2 Nahrung
№3. Unsere Nahrungsmittel enthalten EiweiЯ, Fette und Kohlenhydrate. Durch die Gewьrze wird die Sekretion der Verdauungsdrьsen verstдrkt. Beim Abbau der Kohlenhydrate und Fette wird Energie gewonnen.
№4
Was muЯ unser Kцrper tдglich aufnehmen?
Woraus kommen EiweiЯe vor?
Wozu benцtigt diese Energie der Kцrper ?
бђЗаголовок 115