Основные задачи мастера производственного обучения при подготовке водителей категории «В», «С».


Основные задачи мастера производственного обучения при подготовке водителей категории «В», «С».
Деятельность мастера производственного обучения, как педагогического работника сельскохозяйственного колледжа направлена на развитие личности обучающегося, их общей культуры, активности, обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки. Специфика моей профессии, как мастера производственного обучения, заключается в подготовке водителей автомобилей категорий «В» и «С». Статистика показывает, что 60-70% дорожно-транспортных происшествий вызвано неправильными действиями (ошибками) водителя, как элемента системы «водитель – автомобиль – дорога» , 20-30% обусловлено неудовлетворительными дорожными условиями и 10-15%- отклонениями в техническом состоянии автомобиля, т.е. наиболее слабым и ненадежным звеном в системе является водитель. Надежность же водителя во многом определяется уровнем его подготовки и профессионального мастерства. Одним из основных компонентом подготовки водителей является обучение их умению правильно действовать в экстремальных дорожно-транспортных ситуациях . Сложившаяся в настоящее время система подготовки водителей в нашей стране пока не обеспечивает качественного обучения, необходимого для безопасного управления автомобилем. Основной причиной такого положения, на мой взгляд, является недостаточное влияние при обучении водителей вопросам практического формирования у них навыков и умения правильной организации восприятия, оценки и прогнозирования , принятие наиболее безопасных решений по управлению автомобилем и их эффективной реализации. Восполнение такого серьезного пробела в профессиональной подготовке осуществляется уже самим водителем за счет накопления опыта ценой проб и ошибок в течение довольно большого промежутка времени. Безопасность вождения автомобиля в различных дорожных условиях может быть достигнута при условии правильного использования его основных эксплуатационных свойств, которые непосредственно связаны с движением и в той или иной степени определяют закономерности этого движения. К таким основным эксплуатационным свойствам автомобиля относятся: динамичность, устойчивость, проходимость, управляемость, плавность хода, топливная экономичность. Перечисленные свойства могут по разному проявляться в зависимости от сочетания дорожных, климатических и других факторов, определяющих в совокупности условия эксплуатации автомобиля.
Главными факторами, которые могут значительно изменить эксплуатационные свойства автомобиля, являются: его техническое состояние, окружающие дорожные и климатические условия, в которых используется автомобиль, опыт и квалификация водителя. Профессиональные навыки и субъективные особенности каждого человека, управляющего автомобилем, имеют решающее значение в безопасном использовании всех возможностей автомобиля. Для предотвращения ДТП следует больше внимания уделять качеству подготовки водителей, повышению профессиональных навыков вождения, научить водителей мастерски управлять автомобилем в различных условиях дорожной обстановки, усилить контроль за качеством технического обслуживания и ремонта автомобилей, тщательно проверять их техническое стояние при выходе в рейс и по возвращению в гараж.
Вместе с тем безопасность движения следует рассматривать не как самоцель, а в неразрывной связи с наиболее полным и эффективным использованием эксплуатационных свойств автомобиля. В связи с этим водителю необходимо знать основные теоретические положения автомобиля (действие внешних сил на автомобиль при заносе, торможении, преодолении крупных подъемов, спусков и т.п.), а также иметь твердые практические навыки в грамотном управлении автомобилем в различных дорожно-климатических условиях и наиболее рациональным использованием его эксплуатационных возможностей.
Грамотные водители своим мастерством вождения и добросовестным отношением к автомобилю добиваются безопасного вождения, повышенных межремонтных пробегов, значительной экономии горючего, смазочных и эксплуатационных материалов, а также увеличения срока службы шин, аккумуляторных батарей. Опыт работы показывает, что постоянная техническая исправность, безотказная и безопасная работа автомобиля в различных климатических и дорожных условиях обеспечиваются качественной проверкой его технического состояния и своевременным устранением обнаруженных неисправностей. В своей практике обучения будущих водителей большое внимание уделяю такому вопросу, как подготовка автомобиля эксплуатации. При этом стараюсь использовать теоретические знания, полученные ими в процессе изучения предметов «Эксплуатация автомобилей» и «Устройство автомобилей», применительно к конкретной марке автомобиля ВАЗ-2105 и ГАЗ-3307, которые я использую для обучения.