В спортивно-оздоровительных группах возрастает роль и значение физического воспитания.
Пояснительная записка
Приоритетной задачей Российского государства признана всемерная поддержка физической культуры и массового спорта, которые являются наиболее экономически рентабельным средством спортивно-оздоровительного воздействия на население всех возрастов. Государственная политика Российского государства в области физической культуры и спорта предусматривает в первую очередь развитие массовой физической культуры, как важной основы оздоровления нации. С этой целью в стране создана широкая сеть спортивных учреждений дополнительного образования.
Сегодня здоровье российского населения, и, прежде всего подрастающего поколения, оставляет желать много лучшего.
Насыщенность и сложность школьной программы, технический прогресс, неблагоприятная экология способствуют развитию хронического дефицита двигательной активности школьников. Эта реальная угроза их здоровью и физическому здоровью.
Недостаток движений в жизни детей младшего школьного возраста ведет к отчетливому снижению общей устойчивости организма к простудным заболеваниям, избыточному весу и др.
Забота о здоровье детей вызывает необходимость совершенствования работы по физическому воспитанию, поиска и применения разнообразных средств, форм и методов не только в образовательных учреждениях, но и в учреждениях дополнительного образования детей.
Фундамент здоровья и положительное отношение к физической культуре закладывается в детские годы. Ухудшающееся здоровье молодого поколения диктует необходимость заняться этой проблемой безотлагательно.
При неправильной организации, отсутствии должного внимания к широкому и систематическому использованию форм физического воспитания, учащиеся не успевают отдохнуть от уроков в школе, переключаются на выполнение домашних заданий. И тогда умственное утомление и физическая усталость отрицательно сказывается на работоспособности ребенка. На выполнение домашних заданий он затрачивает значительно больше времени, с заданиями справляется с трудом.
Уроки физкультуры, проводимые с детьми в общеобразовательных школах, лишь на 11 процентов удовлетворяют потребность организма в движении.
В спортивно-оздоровительных группах возрастает роль и значение физического воспитания, которое должно обеспечить необходимую для растущего организма двигательную активность, укрепление мышечной системы, воспитание правильной осанки, что имеет важное значение для закаливания организма, повышая его сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям.
Занятия для детей не являются обременительными, не служат излишней нагрузкой для них, а органически сочетаясь с физическими мероприятиями в режиме дня общеобразовательных учреждений, приучают детей к правильному использованию своего времени.
Программа общей физической подготовки учащихся общеобразовательных школ, спортивно-оздоровительных групп способствует комплексному решению задач сохранения и укрепления здоровья детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детского организма.
В основу программы положены нормативные требования по физической подготовке и методические разработки отечественных специалистов. Даны рекомендации по организации и планированию учебной работы на этапе начальной подготовки, комплектованию учебных групп в зависимости от возраста, уровня развития, физических качеств
Большое внимание уделяется контролю за дыханием и элементами корригирующей гимнастики занимающихся. Также предусмотрен вопрос самостоятельных занятий в домашних условиях, предложены примерные комплексы утренней гигиенической гимнастики для разновозрастных групп.
Программа предусматривает помощь тренеру-преподавателю во всестороннем контроле уровня физической подготовленности учащихся.
Отдельные разделы программы могут быть использованы для проведения физкультурных занятий с группами продленного дня во время прогулок на свежем воздухе не только тренерами-преподавателями, но и воспитателями этих групп.
Цель программы – приобщение к здоровому образу жизни средствами физической культуры.
Задачи дополнительной образовательной программы:
образовательные:
-дать навыки здорового образа жизни,
- обучение основным приемам техники игры
-привитие навыков соревновательной деятельности
воспитательные:
- привлечение максимально возможного числа детей к систематическим занятиям спортом,
- развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
развивающие:
- повышение физической подготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательной деятельности;
- формирование стойкого интереса к занятиям,
- развитие специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости).
- развитие физических способностей, укрепление здоровья,
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями
оздоровительным воздействием физической культуры
Кроме того, в процессе освоения программы происходит:
- обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния развития (рост, вес, осанка, ЧСС после выполнения физических нагрузок и т. д.);
- развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, обучение элементам разнообразных видов спорта и другим физическим упражнениям общеразвивающей направленности;
- формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий (физкультминутки, подвижные игры, сюжетно-ролевые и имитационные упражнении, корригирующая и дыхательная гимнастика, оздоровительная аэробика, общеразвивающие упражнения и др.).
Основные принципы физического воспитания
В планомерном физическом воспитании детей систематические занятия разнообразными физическими упражнениями должны сочетаться с правильным режимом учебы и отдыха и нормальными санитарно-гигиеническими условиями.
Принцип оздоровительной направленности обязывает при подборе и применении разнообразных средств и методов занятий определять доступную нагрузку, учитывая состояние здоровья, пол и физическую подготовленность учащихся.
Принцип воспитывающего обучения подразумевает проведение любых форм физических занятий в воспитательных целях. Обстановка, в которой проводятся физкультурные мероприятия, должна вызывать положительные эмоции у детей.
Принцип сознательности и активности. Выполнение упражнения должно быть осознано, понятна польза и значение занятий для укрепления здоровья. Сознательное отношение к спортивной деятельности рождает активность, инициативу.
Принцип доступности. При подборе упражнений их необходимо подбирать в зависимости от возраста, пола детей и состояния их здоровья.
Принцип систематичности и последовательности. В процессе занятий следует предусматривать такой порядок прохождения учебного материала, при котором вновь изучаемые упражнения опираются на ранее сформированные навыки.
Принцип прочности. На занятиях учащиеся приобретают знания, формируют двигательные навыки, которые должны сохраниться в течение детского возраста и, доведенные до определенного уровня, становятся основой его общей работоспособности.
Принцип наглядности заключается в показе изучаемого упражнения.
Для реализации этого принципа применяются словесные действия и имитационные упражнения ("прыгать, как мячик", "идти, как медведь" и т. д.)
Принцип постепенного повышения требований. В практике физического воспитания этот принцип реализуется путем систематического усложнения структуры изучаемых упражнений и координационной сложности, повышения уровня физической нагрузки.
Учебно – тематический план
№ Раздел Количество часов
теория практика всего
Введение 2 2
Здоровый образ жизни 20 20
Общая физическая подготовка 70 70
Специальная физическая подготовка 24 24
Основы видов спорта 2 10 12
Соревнования и конкурсы 8 8
Спортивные и подвижные игры 36 36
Основы туристской
и краеведческой подготовки 10 22 32
Контрольные испытания
6
Содержание программы
1. Введение – 2 часа
Вводное занятие. Спорт и здоровье. Соблюдение правил безопасности при выполнении физических упражнений , в спортивном зале.
2. Здоровый образ жизни – 20 часов.
Гигиена спортсмена. Распорядок дня юного спортсмена.
Спортивная экипировка.
3.Общая физическая подготовка – 70 часов
Теоретические занятия (3 часа)
Общая физическая подготовка как основа развития физических качеств, способностей, двигательных функций спортсмена и повышения спортивной работоспособности. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) -средства общей физической подготовки. Физические качества: равновесие, гибкость, сила, быстрота, выносливость.
Практические занятия (67 часов)
Упражнения для развития равновесия и координации движений.
Упражнения на полу. Упражнения на уменьшенной опоре. Упражнения на гимнастической скамейке, на бревне. Усложнение упражнений путем уменьшения площади опоры, повышения высоты снаряда. Передвижение по уменьшенной опоре с изменением скорости и с поворотами.
(Сложность и дозировка упражнений повышается по мере роста подготовленности занимающихся.)
Упражнения, направленные на развитие гибкости.
Упражнения в различных стойках, наклоны вперед, в стороны, назад,
с различными положениями и движениями руками. Круговые движения туловищем. Прогибание лежа на животе с последующим расслаблением.
Упражнения для развития силы.
Упражнения с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, гантели и др. ). Упражнения с отягощением, сгибание и разгибание рук в упоре сидя сзади, в наклонном упоре, в упоре лежа. Подтягивание в висе, лазание по канату с помощью ног и без помощи ног. Метание из различных исходных положений (вперед, через себя и т.д.) Подскоки на двух и на одной ноге. Прыжки вперед и в стороны. Бег с высоким подниманием бедра и т. д.
Упражнения, направленные на развитие быстроты.
Подскоки на двух и на одной ноге. Прыжки вперед и в стороны. Бег с высоким подниманием бедра. Выпрыгивание вверх с разведением ног из положения упор - присев. Выбрасывание ногами предмета. Приседание на двух ногах, на одной ноге с дополнительной опорой. Незначительное продвижение вперед толчками за счет энергичного выпрямления ног в голеностопном суставе и др.
Упражнения, развивающие общую выносливость.
Длительный, равномерный и попеременный бег в условиях пересеченной местности. Ходьба и бег в различном темпе.
Подвижные игры и эстафеты.
4.Специальная физическая подготовка – 30 часов
Теоретические занятия (3 часа)
Планирование роста физической подготовки. Составление тренировочных планов.
Практические занятия (27 часов)
Беговая подготовка с учётом зон интенсивности: восстановительная, поддерживающая, развивающая, субмаксимальная, максимальная. Фартлек – игра скоростей.
Развитие специальных качеств:
Упражнения для развития выносливости: равномерный бег по равнинной и пересечённой местности, открытой, закрытой, бег в гору;
Упражнения для развития быстроты: бег на короткие и средние дистанции, с высоким подниманием бедра, со сменой направлений, игровые упражнения в быстром темпе, эстафеты;
- Упражнения для развития гибкости: упражнения на растяжение, с партнёром, с предметами;
- Упражнения для развития ловкости: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные и подвижные игры;
Упражнения для развития силы: отжимание в упоре лёжа и упоре сзади, подтягивание, приседания на двух и одной ноге, упражнения с отягощением и амортизаторами.
5.Основы видов спорта - 12 часов
1 .Настольный теннис. История развития вида спорта
2. Гимнастика
Или
Основы видов спорта
1.Волейбол.
2.Баскетбол.
З.Футбол.
4.Легкая атлетика.
5. Лапта.
6. Соревнования и конкурсы - 8 часов
1.Соревнования по ОФП.
2.Соревнования — эстафеты.
3.Соревнования - поединки.
4.Соревнования "Веселые старты".
5."Спортивный знаток".
6. "Спортивные загадки".
7. "Спортивные рисунки". Девиз - "Мой разноцветный спортивный мир".
8. "Самые ловкие".
7. Спортивные и подвижные игры - 36 часов
Подвижные игры
1.В спортивном зале.
2.На свежем воздухе.
8. Основы туристской и краеведческой подготовки (32 часа)
Туризм. Виды туризма. Туристский поход. Туристская и краеведческая подготовка к походу. Туристские должности. Личное и групповое снаряжение. Рюкзак, ремнабор, аптечка. Питание в походе. Походный бивуак. Понятие об ориентировании на местности. Техника безопасности в туристском походе, правила дорожного движения. Поведение в природе. Краеведческие особенности родного края. Практические занятия: сбор и укладка рюкзака, установка палатки, разведение костра, обустройство бивуака, питание в походе - оказание первой медицинской помощи, сбор и уточнение краеведческих сведений о месте похода. Итог: проведение двух однодневных походов. Оформление отчета о результатах похода.
9.Контрольные испытания – 6 часов
Контрольные нормативы.
Общая физическая подготовка (ОФП).
Бег 30 м (сек.) – 6,0 юн, 6,1 дев
Прыжок в длину с места (см) – 160 юн, 150 дев
Челночный бег 3*10 м(с) – 9,0 юн, 9,2 дев
Бег 5 мин (с)- 940 юн, 900 дев
Бег 92 м с изменением направления (елочка, сек) – 32 юн, 35 дев
Подтягивание на перекладине-2
Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сидя (м) – 3,5
Метание теннисного мяча на точность.
6. Особенности проведения учебных занятий с детьми 9-11 лет
Цели и задачи:
Поскольку учебные занятия должны разносторонне воздействовать на организм занимающихся, они строятся комплексно, строго придерживаясь определенных правил:
- учитывается состав занимающихся, их пол, физическое развитие и физическую подготовленность;
- правильно сочетаются средства и формы физической культуры с учётом возрастных особенностей.
Большинство программных упражнений разучиваются одновременно со всей группой, а такие упражнения, как прыжки в длину, метания малого мяча, кувырки, лазание выполняются поточно, т. е. один за другим в составе нескольких малочисленных групп.
Нагрузка на занятиях должна увеличиваться постепенно. Во вводно- подготовительной части организм занимающихся подготавливается к выполнению учебных и воспитательных задач, реализуемых в основной части. В конце занятий уделяется до 15 мин. для постепенного перехода в более спокойное состояние.
Упражнения, требующие физического напряжения, чередуются с упражнениями на релаксацию (мышечное расслабление).
Вначале упражнения выполняются в медленном темпе, чтобы занимающиеся могли получить правильные ощущения о разучиваемом движении.
Исправляя ошибки, следует выделять характерные для данного упражнения особенности.
Упражнения в метании необходимо организовывать только на специально оборудованных площадках или отведенных местах в спортивном зале, при этом занимающиеся размещаются так, чтобы солнце или освещение в спортзале не слепило глаза.
При проведении физических упражнений важно следить за координацией движений верхних и нижних конечностей, поскольку несогласованность действий отражаются на качестве дыхания. Следует научить детей правильно дышать при ходьбе, беге, в спокойном состоянии.
Часть учебных занятий проводятся на свежем воздухе (зимой в тихую погоду при температуре не ниже -15 градусов С).
В помещении, где проводятся занятия должно быть чисто, проветрено (температура воздуха не ниже +14 и не выше +18 С °).
Структура занятия выражена в трехчастной схеме (вводная, основная и заключительная части занятий, имеющие свои задачи и соответствующее содержание), но, прежде всего, содержание программы, её основные требования, средства и методы реализации педагогических задач. Важная воспитательная задача учебных занятий — это привить учащимся интерес и любовь к систематическим занятиям физической культурой. Занятия строятся продлённого дня на основе занимательности, стремясь создать. положительную атмосферу на каждых занятиях, что, несомненно, благоприятно влияет на отношение занимающихся к физической культуре и это будет способствовать формированию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Образовательные задачи занятия заключаются в обучении основным двигательным действиям и совершенствовании приобретенных двигательных навыков.
На каждом занятии в процессе обучения при многократном повторении развиваются и совершенствуются такие физические качества, как: общая выносливость, сила, быстрота и составляющие её скоростные способности, гибкость, ловкость и составляющие её координационные способности.
Учебные занятия в группе продлённого дня отличаются большим разнообразием игр и упражнений.
Каждое учебное занятие должно быть для ребенка шагом вперёд, рождая у него ощущение необходимости в должной мере овладеть рекомендуемыми способами движений.
Занятие должно быть воспитывающим. Организуя занятия, тренер-преподаватель должен обратить внимание на создание творческой атмосферы, формировать у каждого веру в свои силы, возможности, способности, воспитывать чувство человеческого достоинства
0рганизация ученого процесса и режим работы
Основными формами организации учебной работы являются теоретические, практические занятия, соревнования и оздоровительные мероприятия.
При планировании работы преподавателю необходимо учитывать особенности возрастного и полового развития детей, возрастных стимулов и интересов.
В возрасте 8-9 лет детей интересует сиюминутное удовлетворение потребностей, поэтому при занятиях с детьми этого возраста, особенно, важна эмоциональность проводимых занятий: подвижные игры с обязательным подведением результатов, эстафеты с четким определением победителей.
В этом возрасте дети наиболее способны к выполнению темповых упражнений, поэтому целесообразно развивать быстроту и ловкость движений. Задания должны быть простыми по выполнению и короткими по продолжительности с обязательной оценкой тренера.
В возрасте 10 лет дети проявляют повышенный интерес к результатам своей деятельности, поэтому при занятиях с детьми этого возраста обязательно должны присутствовать домашние задания с конкретными задачами, какое упражнение, сколько раз и как его выполнить т.д.
Наибольшее внимание в этом возрасте уделяется развитию быстроты движений игровой ловкости, координационных способностей, гибкости - подвижности в суставах.
Учебный год начинается с сентября каждого года.
Учебные занятия проводятся по учебным программам и учебным планам, которые рассчитаны на 36 недель.
Занятия в группах начальной подготовки проводятся на базах общеобразовательных школ с использованием имеющегося спортивного инвентаря.
Продолжительность одного занятия в группах начальной подготовки не должно превышать двух академических часов.
Групповые теоретические занятия с учащимися младших возрастов проводятся в форме кратких популярных бесед.
Кроме групповых учебных занятий под непосредственным руководством тренера-преподавателя ДЮСШ, учащиеся должны заниматься самостоятельно, выполняя отдельные индивидуальные, в том числе и домашние задания по общей физической подготовке.
При проведении учебных занятий и соревнований должны строго соблюдаться установленные требования по врачебному контролю над занимающимися и обеспечению норм санитарно-гигиенического состояния мест занятий и оборудования. В ходе учебного процесса в группах, с детьми предусмотрено проводить соревнования по общей физической подготовке, подвижным играм, конкурсам в каждой возрастной группе.
Группы начальной подготовки комплектуются из числа учащихся ГПД общеобразовательных школ, желающих заниматься комплексной общей физической подготовкой и оздоровительной физической культурой.
Перевод учащихся в группу следующего года обучения, производится на основании выполнения нормативных требований по общей физической подготовленности.
Учащиеся, не выполнившие эти требования, на следующий год обучения не переводятся.
Зачисление учащихся в группы начальной подготовки ГПД производится по заявлению учащегося при согласовании с родителями и с письменного разрешения врача поликлиники по месту жительства или врача общеобразовательной школы. В случае выбытия учащихся из группы тренер-преподаватель обязан доукомплектовать её в двухнедельный срок.
Тренеры-преподаватели, работающие с неполной недельной нагрузкой (совместители), должны так же, как и штатные, выполнять организационно-методическую и воспитательную работу, привлекаться к организации и проведению физкультурно - оздоровительных мероприятий согласно плана работы. Работа тренерско-преподавательского состава занимающихся с детьми групп продлённого дня оценивается:
- стабильностью состава учебных групп;
- уровнем освоения учащимися учебной программы, включая, выполнение требований по общей физической подготовке;
- количеством занимающихся в группе (по максимальной).
Организация учебного процесса.
Учебные занятия проводятся под строгим наблюдением тренера-преподавателя с последующим анализом полученной нагрузки. Занятия проводятся групповым методом, в соответствии с количеством занимающихся, предусмотренным учебной программой. Учебный материал программы состоит из теоретического и практического разделов.
При подборе средств и методов учебных занятий, дозировки, деления объёма и интенсивности физических нагрузок следует учитывать анатомо-физиологические особенности и функциональные возможности детей младшего школьного возраста.
В групповых занятиях дети овладевают тренерскими, педагогическими и судейскими навыками. Умеют правильно держаться перед строем занимающихся, показывать и объяснять отдельные упражнения, правильно подавать команды и отдельные распоряжения, замечать ошибки и исправлять их.
Для предотвращения травматизма на занятиях тренер-преподаватель обязан соблюдать следующие основные положения:
- проводить общую разминку (вводно-подготовительная часть занятия) с целью всесторонней подготовки организма к учебно-оздоровительным и учебно-тренировочным занятиям;
- соблюдать последовательность на занятиях;
- знать и учитывать индивидуальные особенности, физическую подготовку и состояние здоровья детей;
- не допускать нарушение дисциплины на занятиях;
- следить за регулярностью медицинского осмотра;
- правильно использовать, беречь инвентарь и оборудование.
Первый год обучения:
Коррекция и восстановление уровня физической подготовленности с оздоровительной направленностью.
В этот этап входит:
- общая физическая подготовка (ОФП);
- оздоровительная гимнастика;
- подвижные игры;
- дозированная ходьба и бег;
- фрагменты видов спорта;
- простейшие методы закаливания;
- изучение основ лыжного спорта;
- проведение конкурсов и эстафет;
- сдача нормативов (контрольных) по ОФП.
Педагог поддерживает контакт с родителями и учителями-воспитателями детей группы продлённого дня.
Правильно организованная учебно-тренировочная работа обеспечивает развитие организма детей, укрепляет их здоровье, помогает формировать гармонично развитую личность, способствуя раскрытию творческого потенциала.
Структура учебных занятий
1 часть (вводно-подготовительная)
Задачи:
1 .Организация занимающихся для занятий (постановка задач, обеспечение внимания, дисциплины, регулирование эмоционального состояния и т. д.)
2. Подготовка организма занимающихся (центральной нервной системы, вегетативных функций и опорно-двигательного аппарата) для наиболее успешного решения задач основной части занятий;
Средства: Строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, прыжков, подвижных игр, упражнения на внимание, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами) и др.
2 часть (основная)
Задачи:
1 .Формирование у занимающихся различных двигательных умений и навыков (обучение правильной технике выполнения физических упражнений и ее совершенствование).
2. Развитие необходимых физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), воспитание моральных (патриотизм, коллективизм, трудолюбие, честность и т. д.) и волевых качеств (смелость, решительность, выдержка и др.) у занимающихся.
3.Обучение занимающихся умению применять приобретенные навыки и качества в различных жизненных ситуациях.
Средства: Подготовительные, подводящие и основные упражнения общей и специальной физической подготовки, основы видов спорта и т. д.
3 часть (заключительная)
Задачи:
1.Постепенное приведение организма занимающихся в относительно спокойное состояние (снятие физической и психической напряженности).
2.Подготовка занимающихся к наступающей за тренировочными занятиями деятельности (организация их внимания и дисциплины)
З.Организованное завершение занятия, подведение итогов, задание на дом, установка на следующее занятие.
Средства: Строевые упражнения, медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, внимание и т. п.
Наряду с указанными задачами, характерными для каждой части учебных занятий решается и такая важная задача, как сообщение занимающимся новых сведений и знаний по физической культуре и спорту. Причем, делается это в любой части урока (в начале, непосредственно перед упражнениями его основной части или в конце ). В зависимости от конкретных условий проведения учебных занятий ( в спортивном зале, на воздухе, и т. п.), основ видов спорта, периода учебной тренировки, обеспеченности инвентарем и оборудованием, контингента занимающихся (учитывая возраст и физическую подготовленность), каждая часть общей структуры занятий может расширяться и дополняться новыми специфическими задачами, и для их решения подбирают соответствующие средства.
9. Дозировка физической нагрузки.
Основным фактором, определяющим эффективность оздоровления учащегося, является дозирование физической нагрузки. Это суммарные физиологические "затраты" организма ребёнка на мышечную работу.
Способы регулирования физической нагрузки обеспечивают оптимальные сдвиги в организме для восстановления здоровья и изменения функциональных показателей в лучшую сторону.
Физическая нагрузка зависит:
- от количества производимой работы и её интенсивности;
- от нервно-психических реакций;
- степени умственного напряжения при выполнении упражнений (движений);
- от уровня эмоциональных сдвигов.
Наиболее распространёнными способами регулирования физической нагрузки являются:
- длительность самих упражнений и подвижных игр;
- количество повторений;
- выбор исходных положений;
- применение отягощения и сопротивления;
- темп и ритм движений и т. д.
Общая плотность занятия информирует о том, сколько времени затрачено на обучение, которое складывается из объяснения тренера-преподавателя, показ упражнения, выполнения упражнения детьми, поправок и замечаний. Это полезная часть занятий, выражаемая в процентах по отношению к общей продолжительности, принятой за 100%.
При определении общей плотности исключается время, затраченное на подготовку зала, расстановку и уборку оборудования. Общая плотность занятия в зале должна быть не ниже 80-90%, на воздухе 90-95%.
Моторная плотность отражает двигательный компонент занятия, то есть время, в течение которого дети выполняют различные упражнения и находятся в движении. Моторная плотность занятий должна быть не менее 80%, на воздухе, особенно в прохладное время года, возрастает до 90%.
Постепенное повышение нагрузки (одно из обязательных условий), следует осуществлять ступенчато - от одного недельного цикла к другому. При оценке величины нагрузки имеется в виду её объём и интенсивность. Интенсивность нагрузки оценивается по скорости движения, по темпу. Важным показателем объёма и интенсивности выполняемой работы является величина функциональных сдвигов в организме ребенка (показатели — пульс, дыхание и др.).
В практике применяется наиболее простой способ измерения физической нагрузки — это по величине пульса, т. е. по ЧСС при выполнении упражнений и реакции восстановления ЧСС после окончания выполнения упражнений. Контроль нагрузки по ЧСС выбран не случайно, так как сердечно-сосудистая система наиболее ярко отражает реакцию организма на переносимую нагрузку.
Необходимо обучать занимающихся детей технике определения ЧСС. Пульс считается 10 сек., занятия с достаточной степенью нагрузки характеризуется учащением пульса после вводно-подготовительной части не менее чем на20-25%, после выполнения ОРУ - не менее чем 50%, специальных упражнений - не менее чем на 60-70%, после подвижных игр до 70 — 90 % и даже 100%.
В конце занятий показание пульса, по сравнению с исходной величиной, повышается на 15-20%.
Возвращение пульса к норме может служить надёжным способом самоконтроля, позволяющим определить степень физического напряжения, вызванного тренировкой. После небольшой физической нагрузки пульс обычно приходит в норму через 2-3 мин., после средней 4-5 мин. Исходя из полученных данных, следует изменить содержание и нагрузку на последующих занятиях.
Планирование и учёт
Занятия в отделении общей физической подготовки (ОФП) проводится с сентября по май месяц учебного года.
В группах начальной подготовки занимающиеся не выступают на официальных спортивных соревнованиях, поэтому учебный процесс строится без деления на периоды. В этих группах учебный процесс должен быть насыщен большим количеством внутренних соревнований по контрольным нормативам по различным разделам общей и специальной физической подготовки, подвижным играм, эстафетам и проведением различных спортивных конкурсов, особенно в осенний, весенний и зимний период. Занятия рекомендуется проводить на свежем воздухе при хорошей погоде.
При планировании учебной нагрузки следует учитывать два наиболее типичных варианта взаимосвязи объёма и интенсивности учебной нагрузки:
1 .Урок с большим объёмом и малой интенсивностью;
2.Урок с малым объёмом и большой интенсивностью.
Каждый из вариантов по-разному влияет на рост развития физических качеств.
Планирование учебных занятий на месяц
На основе годового плана составляется план занятий на один месяц. В месячном плане уточняются основные пункты годового плана, методы и организационные формы занятий, соответствие направленности задач решаемых в данный период. Большое значение имеет характер распределения нагрузки. Известно, что монотонная однотипная, даже невысокая нагрузка утомляет ребенка значительно больше нагрузки, при которой чередуются максимальные, средние и малые напряжения. Исходя из этого, у детей младшего школьного возраста могут быть следующие варианты чередования нагрузки:
На учебных занятиях с группами продлённого дня формирование и дозирование нагрузок должно основываться на принципах, что и на занятиях в группе "Здоровье". На каждом занятии в структуре нагрузок должны быть силовые упражнения на все группы в сочетании с развитием гибкости, скоростно-силовые, сложно- координационные упражнения для развития ловкости и выносливости. Для повышения эмоциональности занятий, развития ловкости, скоростно-силовых качеств, включаются спортивные и подвижные игры. Для решения каждой задачи, упражнения следует варьировать. Это повысит эмоциональность занятий и тренировочный эффект.
Список используемой литературы:
1. Белая А.Н. Еще раз о массаже. Москва, «Знание», 1997.
2. Буйлин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. Москва, «ФиС», 1981.
3. Буйлова Л.Н.. Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей, Москва, «Владос», 2001.
4. Змановский Ю.Ф. К здоровью без лекарств, Москва, «Советский спорт», 1974.
5. Казаков П.Н. Футбол, Москва, «ФиС», 1999.
6. Козловский В.И., Москва, «ФиС», 1974.