План проведения практического занятия по вождению автомобиля на тему Первоначальное обучение вождению (задание 1)
Государственное образовательное автономное профессиональное образовательное учреждение «Борисовский агромеханический техникум»
План проведения практического занятия
по вождению автомобиля
Тема 1: Первоначальное обучение вождению.
Задание 1.1. Посадка, действия органами управления.
Разработан
мастером производственного обучения
Барило Владимиром Анатольевичем
Учебные цели:
1. Научить учащихся: правильной посадке на место водителя, положению за рулем и выходу из кабины;
2.Ознакомить с расположением и назначением органов управления и контрольно-измерительных приборов; научиться пользоваться ими.
3. Научить действиям органами управления при трогании с места с переключением в восходящих и нисходящих порядках, исправности и экстренного торможения, остановки (отрабатывается при неработающем двигателе).
4. Отработать навыки руления, положение рук на рулевом колесе, вращение рулевого колеса двумя руками поочередно вправо и влево с постепенным увеличением интенсивности.
Метод проведения: упражнения.
Время проведения: 2 часа.
Место проведения: закрытая площадка.
Материальное обеспечение: учебный автомобиль.
Порядок проведения занятия:
Вступительная часть (5 мин.)
Представление прибывшего на занятие учащегося и предъявления им индивидуальной книжки вождения автомобиля.
Назвать учащемуся номер и наименование отрабатываемых тем, заданий, учебных целей и времени.
Провести инструктаж по технике безопасности.
Основная часть (50 мин.).
Ознакомление с автомобилем.
Ознакомление с органами управления и приборами сигнализации.
Упражнения:
2. Посадка на рабочее место.
3. Регулировка зеркала заднего вида.
4.Отработать учебные задачи и выработать навыки и приёмы управления автомобилем.
Заключительная часть (5 мин.)
Последовательность выполнения упражнений.
Ознакомление с автомобилем начинается с его краткой характеристики: называются марка, завод - изготовитель, назначение, грузоподъемность, максимальная скорость, расход топлива на 100 км пробега. Затем называется размещение двигателя, сцепление, коробки передач, карданные передачи, главные передачи, ведущих и главных колес, расположение приборов освещения и сигнализации, размещение номерных знаков, надписей, топливного бака, запасного колеса, комплекта водительского инструмента . Объясняется, что левую и правую стороны автомобиля определяют по ходу движения вперед .
Посадка на рабочее место начинается с подхода учащегося к стоящему автомобилю. Подходить следует спереди, следуя потоку транспорта, что позволит увидеть и оценить обстановку на дороге, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства, беспрепятственно подойти к автомобилю и открыть дверь. После посадки дверь сразу закрыть.
Перед выходом из автомобиля с помощью зеркал заднего вида оценить обстановку на проезжей части, при необходимости пропустить движущиеся транспортные средства и только при отсутствии помех открыть дверь и выйти.
Правильное положение водителя на рабочем месте определяется точками опоры спины, поясницы и ног, а также направлением взгляда, позволяющим четко видеть дорогу перед собой. При правильной посадке перевод рычага переключения передач правой рукой в положение наиболее удаленное от водителя должно осуществляться без наклона корпуса и отрыва его от спинки сиденья.
Правильная посадка на рабочем месте обеспечивается: перемещением сиденья вперед - назад при полностью выжатой педали сцепления до положения, при котором левая нога остается слегка согнутой в коленном суставе; установкой спинки сиденья в положение, при котором она плотно прилегает к почти вертикально расположенной и при этом не требуется изменять положение корпуса; установкой подголовника так, чтобы вверх располагался на уровне верхней части уха водителя и находился близко к затылку; регулировкой натяжения ремня безопасности : при занятии водителем правильного положения за рулем ладонь правой руки должна туго пролезать под ремень на уровне груди.
Во время проведения занятия в обязанности мастера входит объяснение и личный показ последовательности действий водителя при занятии рабочего места. Особое внимание обращается на надежность крепления сиденья после его перемещения. Затем весь комплекс работ по посадке водителя на рабочее место должен проделать учащийся.
В завершение необходимо объяснить, к каким последствиям может привести неправильная посадка, неправильно отрегулированный подголовник (травмы шеи и позвоночника); плохой обзор дороги и пренебрежение к пользованию ремнем безопасности. Следует предупредить учащегося о недопустимости изменения положения селенья во время движения.
Регулировка зеркала заднего вида. Сначала показываются места установки зеркал. Затем объясняется, что их использование во время движения позволяет водителя быть в курсе дорожной обстановки, происходящей сзади и по обе стороны автомобиля и своевременно принимать меры в сложившейся ситуации, исходя из мер требований безопасности.
Следует подчеркнуть, что хороший обзор дороги позади автомобиля обеспечивается правильной регулировкой положения зеркал. При регулировке внутреннего зеркала и в правой его части должен быть виден правый край заднего окна, а в правой части правого наружного зеркала и в левой части правого наружного зеркала - ручка задней двери легкового автомобиля или верхняя часть заднего колеса грузового автомобиля. Необходимо указать, что регулировка зеркал производится только после занятия водителем правильного положения на рабочем месте и всегда проверяется перед началом каждой поездки.
Последовательность выполнение регулировок зеркал заднего вида обязательно показывается мастером в ходе ознакомления с ними. Затем всю эту процедуру должен проделать учащийся.
Органы управления и приборы сигнализации. К ним относятся: рулевое колесо; педали сцепления; тормоза и подачи топлива; рычаги коробки перемены передач, расточной коробки и стояночного тормоза; включать и переключать света фар; рычаги указателя поворотов, стеклоочистители и стеклоомывателей; замок зажигания.
Ознакомление с их размещением и правилами пользования обычно начинается с рулевого управления. Сначала показывается правильное положение рук на ободе рулевого колеса. Руки должны находиться в положении, соответствующем расположению стрелок на циферблате часов: левая рука между цифрами 9 и 10, правая - между цифрами 2 и 3. Объясняется, что неправильное положение рук затрудняет управление автомобилем и может привести к опасным последствиям.
Затем следует объяснить, что в практической работе водители используют три способа руления: выравнивающее, силовое и ускоренное. Выравнивающее руление применяют для удержания движения автомобиля в прямолинейном направлении и при необходимости принять влево или вправо для смены полосы движения или съезда на обочину дороги. При этом поворот рулевого колеса в ту или иную сторону не превышает 70% и осуществляется без поворота рук.
Силовой и ускоренный способы руления применяются при выполнении поворотов и разворота автомобиля для движения в обратном направлении. Наиболее простым является силовой способ. Но его применение ограничено невысокой скоростью вращения рулевого колеса. В условиях сложной дорожной обстановки, когда требуется быстрое изменение траектории движения автомобиля, применяют ускоренный способ руления, позволяющий осуществлять поворот рулевого колеса в несколько раз быстрее по сравнению с силовым. Следует предупредить учащегося о недопустимости поворотов рулевого колеса при неподвижном состоянии автомобиля, что приводит к износу рулевого механизма и шин.
Объясняются и показываются правила пользования рычагом стояночного тормоза, рычагами коробки передач и раздаточной коробки (при наличии;, педалями подачи топлива, тормоза, сцепления При показе пользования стояночным тормозом необходимо пояснить, что при затягивании рычага не следует прилагать большим усилия и нажимать на кнопку фиксатора, а при растормаживании немного потянуть вверх, нажать большим пальцем на кнопку фиксатор и опустить вниз до упора. Не следует применять стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, за исключением чрезвычайных ситуаций, но обязательно использовать при парковке, особенно по наклонной поверхности.
В особом пояснении нуждается использование стоп ног при нажатии на падали топлива, тормоза и сцепления. Условно каждая стопа разделяется на три части: 1- передняя - используется для нажатия на педаль топлива; 2- средняя - используется для нажатия на педаль сцепления и тормоза; 3- пятка - служит для опорой для ноги. Левой ногой нажимают на педаль сцепления, правой - на педали тормоза и подачи топлива. Левая ступня обычно располагается левее педали сцепления или на полу перед ней. Правая ступня располагается почти напротив педали тормоза с опорой на каблук и поворачивается вправо до контакта части 1 стопы с педалью управления подачей топлива.
Поочередно показывается местонахождение и объясняется порядок включения света, противотуманных фар, указателей поворотов, аварийной сигнализации, стеклоочистителей и стеклоомывателей, звукового сигнала, обогревателей ветрового и заднего стекол, зажигания и стартера, воздушной заслонки.
Показывается размещение контрольных приборов на панели с одновременным объяснением их назначения. Ознакомление с ними целесообразно проводить в последовательности слева направо и сверху вниз.
Обучение приёмам управления педалями и рычагами обычно проводятся в такой последовательности;
Нажатие и отпускание педали сцепления
Нажатие и отпускание педали подачи топлива
Согласованные действия двумя педалями
Нажатие и отпускание педали тормоза
Согласованные действия двумя педалями
- Перевод рычага коробки передачи из нейтрального положения в рабочее на всех передачах и из рабочего в нейтральное положение
Действия педалями сцепления, подачи топлива, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие строганию автомобиля с места; включение указателя поворота;
Действия педалями сцепления, подачи топлива, тормоза, рычагами коробки передач и стояночного тормоза, соответствующие остановки автомобиля, включения и выключения указателя поворота.
Обучение переключения передач начинается с показа последовательности действий водителя по установлению рычага нейтральное положение, для движения вперёд и задним ходом. Затем проводятся тренировки по переключению передач: сначала с совместно с нажатием только на педаль сцепления, а в дальнейшем и на педаль подачи топлива. Первые включения должны проводиться по командам мастера. В дальнейшем самостоятельно. Основная цель таких тренировок - добиться переключения передач учащимся вслепую, т. е. Не глядя на рычаг.
Освоение техники руления. В основу тренировок следует взять 2 способа руления – силовое и ускоренное. Отработку их проводит на стоящем автомобиле с вывешенными колёсами.
Вариант силового руления при повторе на право включает следующую последовательность действия руками. Из исходного положения правая рука поворачивает рулевое колесо вправо. А левая рука скользит по ободу вниз. Затем левая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а левая рука скользит по ободу вниз. Затем левая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а правая рука скользит по ободу вверх. Снова правая рука поворачивает рулевое колесо вправо, а левая рука скользит по ободу вниз. Далее действия рук повторяются.
При ускоренном рулении направо последовательность действия руками иная. Из исходного положения рулевое колесо поворачивается двумя руками до момента, когда левая рука окажется в верхней точке, а правая рука п перейдет горизонтальную линию обода. Затем правая рука переводится вверх, а левая рука продолжает вращать обод вправо. После этого правая рука обхватывает обод в верхней части и продолжает его поворачивать вправо, а левая рука переводится в верхнюю часть обода. Далее действия рук повторяются.
В такой же последовательности, но в симметричном исполнении, осуществляется перемещение рук во время руления при поворотах налево.
Для выравнивания автомобиля после поворота достаточно слегка отпустить обод рулевого колеса сквозь пальцы рук в обратном направлении, не допуская при этом самопроизвольного вращения руля.
Воде освоения техники руления следует предупредить учащегося о недопустимости во время движения оставлять руль в свободном состоянии и позволять ему самому возвращаться в нейтральное положение, делать паузу между поворотом руля и его возвратом в прежнее положение. Во время движения по неровным, обледенелым и сложным участкам дорог руль необходимо держать крепко и двумя руками.
Заключительная часть.
Оценить действия учащегося по выполнению упражнения в целом. Объяснить причины имеющихся недостатков. Занести необходимые данные в Индивидуальную книжку (карточку) учета обучению вождения автомобиля и путевой лист. Для устранения отмеченных недостатков дать учащемуся задание на дом.
Литература
Примерная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "C" Утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1408
Богачкин А. Методическое пособие по подготовке водителей автомобилей. Москва ДОСААФ 2004 г. 176с.
Майборода О.В. «Основы управления автомобилем и безопасность движения: Учебник водителя автотранспортных средств категории «C», «D», «Е» / Олег Владимирович Майборода. – Издательский центр «Академия» 2010-256с.
Скакун В.А. «Методика преподавания специальных и общественных предметов,(в схемах и таблицах): Учебное пособие для начальных профессионального образования / Владислав Александрович Скакун.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.- 128 с.