Методическая разработка урока Проезд перекрестков.

ГБПОУ «Чебаркульский профессиональный техникум»





План-конспект занятия

Тема занятия:
«Проезд перекрестков»


Преподаватель
Привалов А.А.










Чебаркуль


Тип урока: комбинированный.
Цель:
Формирование у обучающихся навыков и умений по учебному материалу.
Задачи:
Развивать познавательную деятельность, обеспечивать следственные связи между теорией и практикой и дальнейшей профессиональной деятельностью;
Вырабатывать у обучающихся навыки ответственности, дисциплинированности, добиваться применения полученных теоретических знаний для выполнения практических задач.
Методы обучения: беседа, решение тестовых заданий, фронтальный опрос, показ слайдов.
Оборудование: тесты, мультимедиа.
Ход урока:
I. Организационный момент (3 мин.).
II. Проверка домашнего задания (5 мин.).
Повторение пройденного материала: проверка знаний терминов обучающихся по теме «Общие положения».
III. Актуализация изученных знаний (2 мин.).
Нарушение правил проезда перекрестков ведет к созданию на дорогах:
заторов;
уменьшению пропускной способности проезжих частей;
предаварийных или даже аварийных ситуаций;
помех для участников дорожного движения.
Нарушение пунктов правил проезда перекрестков приводит к наказаниям водителей согласно КоАП РФ (Кодекс об Административных Правонарушениях).
IV. Сообщение цели и задач занятия и изучение нового материала (35 мин.):
Прежде чем начать изложение нового материала, обучающиеся должны вспомнить определение основных понятий: «Главная дорога» дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1-2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой; «Дорога» обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии; «Водитель» лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению; «Пешеход» лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
Изложение нового материала.
Рассказ преподавателя с одновременным показом мультимедиа:
Проезд перекрестков
Проезд перекрестков очень сложен, ведь приходится за несколько секунд определить, кто из водителей должен проехать перекресток первым, а кто уступить дорогу. При решении билетов, вопросов по проезду перекрестков, как правило, не возникает, однако на практических занятиях многие считают, что они всегда на "главной" дороге. Для начала следует научиться определять, где перекресток, а где прилегающая территория. Начнем с определения. “Перекресток – место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположенные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий”. Перекрестки бывают: Х-образные, Т-образные, Y- образные и с организованным круговым движением (кольцо)
 
Выдержки из ПДД
13.1 При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает, а также велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке (в этом пункте нет ни одного слова об пешеходном переходе, следовательно при повороте, водитель обязан уступить дорогу, даже если переходят проезжую часть не по пешеходному переходу);
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета. 13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо и направо. Так же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев. 13.5. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.6. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения.
Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
13.7. Водитель, выехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка.
Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии, водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
13.9. На перекрестке неравнозначных дорог водитель транспортного средства, движущегося по второстепенной дороге, должен уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся по главной, независимо от направления их дальнейшего движения.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами, движущимися в попутном или встречном направлении по равнозначной дороге, независимо от направления его движения.
13.10. В случае, когда главная дорога меняет на перекрестке свое направление, водители, движущиеся по главной дороге должны руководствоваться между собой правилами проезда перекрестков равнозначных дорог. Этими же правилами должны руководствоваться и водители, движущиеся по второстепенным дорогам.
13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
На таких перекрестках трамвай имеет преимущество перед безрельсовыми транспортными средствами независимо от направления его движения.
13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этими же правилами должны руководствоваться между собой водители трамваев. 
13.13. если водитель не может определить наличие покрытия на дороге (темное время суток, грязь, снег и т.п.), а знаков приоритета нет, он должен считать, что находится на второстепенной дороге.


V. Закрепление изученного материала (20 мин.).
Решение тестовых заданий с комментариями с использованием ИКТ-технологий. Обучающиеся – кандидаты в водители в будущем водители-профессионалы обязаны понимать и знать, как проезжать перекрестки.
VI. Применение знаний и способ действия (2 мин.).
Водитель-профессионал – это вежливый и предсказуемый водитель. Неотъемлемым условием профессионализма является точное выполнение требований Правил дорожного движения и основ безопасности, в частности соблюдение правил проезда перекрестков.
При нарушении правил проезда перекрестков водители несут административную ответственность согласно КоАП РФ.
Неправильный проезд перекрестков подчеркивает их низкую профессиональную культуру поведения на дороге, отсутствие водительской этики, недостаточное знание Правил дорожного движения, создает конфликтную и нервозную обстановку на дорогах.
VII. Коррекция знаний (15 мин.).
Довести до обучающихся знания:
Статья 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика
1. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12.10 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Этот штраф с 1 января 2012 года составит 1 000 рублей (вместо существующих 700 рублей).
2. Невыполнение требования Правил дорожного движения об остановке перед стоп-линией, обозначенной дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, при запрещающем сигнале светофора или запрещающем жесте регулировщика -
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Игнорирование стоп-линии будет наказываться административным штрафом в размере 800 рублей.
Статья 12.13. Нарушение правил проезда перекрестков
1. Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который вынудил водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Так выезд на перекресток в случае образовавшегося затора будет наказываться штрафом в размере 1 000 рублей (вместо существующих 100).
2. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков, -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Теперь этот штраф составляет 1 000 рублей, т.е. с 1 января 2012 года независимо от того, кому водитель не уступил дорогу (пешеходу или автомобилю) он может получить штраф в размере 1 000 рублей.
VIII. Информация о ВСР (3 мин.).
Выучить тему № 13 (13.1 – 13.13.) по Правилам дорожного движения РФ.
IX. Итог занятия (5 мин.).
Выставить оценки обучающимся, главным критерием которых будет являться активность при фронтальном опросе и проверке домашнего задания.

Литература:
1. В.Ф. Яковлев Комментарии к Правилам дорожного движения. М.: «ИДТР», 2010 г.
2. Г.Б. Громоковский Правила дорожного движения. М.: «ИДТР», 2011г.
3. Правила дорожного движения с опасными ситуациями. М.: «Мартин», 2011г.




Заголовок 215