Презентация по русскому языку на тему Брат и сестра- дружная семья (3,4,5,9 кл.)
«Брат и сестра- дружная и умная семья»
(интеллектуальная игра)
Цель: повторение знании по русскому языку ,развитие интереса к изучению русского языка; расширение кругозора;
развить интеллектуальные способности учащихся; развивать устную речь детей, логическое мышление;
воспитывать дружбу, взаимовыручку, взаимоподдержку.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, перфокарта, портреты поэтов и писателей и иллюстрации к их произведениям.
Ход мероприятия:
Слово учителя:
- Сегодня мы присутствуем на семейном празднике «Брат и сестра- дружная и умная семья». Перед вами выступят 5 семей, они покажут свои знания,
умения, будут соревноваться в различных конкурсах. Вы их поддерживайте аплодисментами. Теперь поближе познакомимся с ними.
Встречайте наших конкурсантов!
1.Семья Айтбаевых: Султан – ученик 9 кл.
Тахмина- ученица 3 кл.
Темирлан – ученик 3 кл.
2.Семья Акылжановых: Жансырым – ученик 9 кл.
Жансая - ученица 3 кл.
3.Семья Кенесбаевых: Бекет- ученик 9 кл.
Асель- ученица 4 кл.
4.Семья Нуркасымовых: Шолпан – ученица 6 кл.
Амандаулет- ученик 4 кл.
5. Семья Жаскайрат: Мерей - ученица 5 кл.
Асылжан - ученица 3 кл.
Уважаемые зрители, как вы заметили эти брат и сестра, они из одной семьи учащиеся 3,4,5,6,9 классов. Все братья и сёстры из этих семей – лучшие ученики из нашей школы. Их родители вполне могут гордиться своими детьми. Пришли на этот конкурс брат и сестра показать свои знания, так как очень любят предмет «Русский язык».
Команда в сборе и начинается игра.
Пусть каждый смело вступит в бой,
В азарт соревнования.
Успех придёт не сам с собой, помогут ваши знания.
- Чтобы оценить ваши выступления у нас будет работать жюри: учителя английского языка и призёры дистанционной олимпиады по русскому языку:
Ешова Акерке апай, Турабайкызы Айгуль апай- учителя английского языка, Такашев Нурберген, Жетписов Бекнур- победители дистанционной олимпиады по русскому языку.
тур – «Визитная карточка».
Слово участникам конкурса.Каждый участник игры составляет устный рассказ на тему: «Наша семья».
II-тур- «Разминка».Это блиц- опрос.
за 20 секунд нужно ответить на как можно большее количество вопросов.
Что изучает фонетика?
Как называются слова, обозначающие предмет?
Член предложения, отвечающие на падежные вопросы.
4.Какого рода слово земля?
5.Антоним к слову направо.
Сколько букв в русском алфавите?
7.Какого рода слово кофе?
8.Угадайте слово по толкованию его лексического значения: Питательный напиток белого цвета.
Сколько падежей в русском языке?
Отгадай загадку: В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу.
Слово папа женского рода?
Какое слово имеет семь одинаковых букв.
Что изучает морфология?( Части речи)
Что быстрее всех на свете?(Мысль)
Как пишутся сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА?
Главный член предложения, отвечающий на вопросы Кто? Что?
В предложений выделяется волнистой линией.
Разговор двух или нескольких лиц.
Она стоит в конце повествовательного предложения.
Слова с одним и тем же корнем.
Сколько склонений в русском языке?
Президент России.(В.Путин)
Родина шахмат.(Индия)
Какое число чаще всего встречается в сказках?
Синоним к слову работа. (труд,дело)
Отец твоего отца. (дедушка)
Говорящая птица.
Самая первая книга ученика.
Корова в детстве.(телёнок)
Внучка Деда Мороза.(Снегурочка)
Какой вопрос ставится рыбам, птицам,животным?
Как называют человека, знающего несколько языков?
Краткие мудрые изречения (пословица)
II-тур. Конкурс «Поэтический»
Выразительное чтение любимого стихотворения.
III-тур. Конкурс «Знатоки пословиц».
Из данных в разборе слов составить пословицы.
Каждая семья получает по конверту. В конверте слова из пословиц.
Кто быстрее соберёт?
1.Человек без родины, что человек без песни.
2.Народы нашей страны дружбой сильны.
3.Дерево крепко корнями , человек друзьями.
4.Сила- в знании, знания в книгах.
5.Грамоте учиться всегда пригодится.
Пока участники игры думают , поиграем со зрителями.
-А теперь просим жюри объявить результаты 1 и 2 туров.
Игра с болельщиками.
1.Сколько согласных в слове Мак ?Кто из вас самый внимательный, кто может найти чётвёртое лишнее в каждой строчке?
Как догадался, по каким признакам мы должны обнаружить это слово?
2.Назовите чётвёртое лишнее
Трамвай, машина, компьютер, троллейбус.
Шофёр, человек,чабан,доярка.
3.Отгадайте загадки:
1.Нагнут меня ребятки и дождь пойдёт на грядки. (Лейка)
2.Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает.(Осенью)
Когда это бывает?
III.Конкурс «Бюро находок»
Условие игры: За одну минуту запишите слова в таком поряке, чтобы второе слово начиналось с последней букы первого.Определить род существительных.
III/Конкурс «Портрет» (участвуют уч/ся старших классов).Портрет- от французского слова portraire- значит изображать. Портрет это вид изобразительного искусства, посвящённый изображению определённого человека. У вас необычная задача: вам нужно нарисовать портрет части речи. У вас есть лист ватмана, маркеры, цветные бумаги. Тянем жребий. Какую часть речи вытянете, портрет той части речи изображаете. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение. Показать на портрете все признаки части речи. Рассказать о своем портрете.
Критерий оценки: оригинальность-2 балла, правильность-2 балла, всего- 4балла.
IY. Конкурс «Синтаксический»
Работа с перфокартой «Чем выражено обстоятельство»?
Просим жюри объявить результаты 3 и 4 туров.
Y. Конкурс «Галерея». Галерея – это помещение, в котором выставлены произведения искусства для показа. У нас же с вами необычная галерея, здесь размещены портреты писателей и поэтов и иллюстрации к их произведениям. Надо определить название произведения и его автора.
Слушаем вопрос:
1 Он был долговязый и застенчивый. Зато обладал чудесным даром – умел сочинять сказки. Чей этот портрет?
2 Как начинает А.Пушкин «Сказку о царе Салтане»?
3 Определите название произведения и его автора.
4 Назовите персонажа по описанию.
Мужчина двадцати вершков росту, сложенный богатырём и глухонемой от рождения.
Кто автор произведения?
5 Из какого произведения этот фрагмент?
Какие человеческие качества высмеивает басня?
YI. Конкурс «Живой вопрос».
Вопросы задают призёры олимпиады по русскому языку.
1.Задание для уч/ся начальных классов:
Разделите слова на слоги для переноса: Астана, Казахстан, Байтерек, Отчизна ,Родина.
«Кто быстрее»?
Его вешают, приходя в уныние; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. Это что?
3.Кто был организатором антиядерного движения «Невада- Семей»?
4.Что в русской сказке пустил Иван-царевич, желая найти хорошую невесту?
А) пулю
Б) стрелу
В) слезу?
5.Зачитываю пословицу на казахском языке, вы переведите её на русский:
Батылдық білекте емес жүректе. (Смелость в сердце, а не в силе).
Просим жюри объявить результаты 5-6 туров.
YII/Конкурс «Соедините».На доске в два столбика написаны фразеологизмы. Каждому фразеологизму в левой колонке нужно найти противоположное в правой колонке, соедините их линией.
Сидеть сложа руки Воды в рот набрать
Держать ухо востро Ворон считать
Во всю ивановскую (кричать) В руки взять
На чужой шее сидеть Не покладая рук
От рук отбиться Своим горбом жить
YIII. Конкурс «Семейный вечер».
Конкурс на самый лучший альбом. Каждая семья приглашает на семейный вечер родственников слов: лес, ход,снег,вода,сад.
Составляет семейный альбом в виде дерева, солнца.
Просим жюри объявить результаты 6 и 7 туров, и подвести итоги игры.
IX.Заключительное слово учителя. Это был наш последний конкурс. Пока жюри подводит итоги, звучит песня «Улыбка».Пусть у всех будет хорошее настроение, чаще улыбайтесь.
Всем спасибо за внимание,
За задор и звонкий смех,
За азарт соревнования,
Обеспечивающий успех.
Вот настал момент прощанья ,Будет краткой наша речь:
Говорим мы: «До свидания,
До счастливых новых встреч!»