Презентация на урок Устройство двигателя СМД-60 трактора Т-150К
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области Петровский агропромышленный лицейУСТРОЙСТВО И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАКТОРОВ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ СМД-60 ТРАКТОРА Т-150К
На гусеничном тракторе Т-150 установлен двигатель СМД-60, который являетсябазовой моделью нового семейства дизелей, выпускаемых отечественнойпромышленностью. Его конструкция принципиально отличается от предыдущихмоделей тракторных двигателей.Дизель СМД-60 — четырехтактный, шестицилиндровый, короткоходовый,жидкостного охлаждения, с непосредственным впрыском топлива итурбонаддувом. Цилиндры расположены в два ряда под углом 90° и выполнены вобщем блоке вместе с верхней частью картера. Левый ряд цилиндров смещенотносительно правого на 36 мм, что дало возможность устанавливатьдва шатуна противолежащих цилиндров на одну шатунную шейку коленчатоговала. Агрегаты и механизмы на двигателе скомпонованы с учетом использованияпреимуществ V-образной схемы расположения цилиндров, что обеспечило компактностьмоторной установки на тракторе Т-150. В развале цилиндров находятся турбокомпрессор ивыпускные коллекторы. Топливный насос НД-22/6Б4 установлен в задней части, имеетпривод от механизма газораспределения. Двигатель имеет фильтры предварительной итонкой очистки дизельного топлива, а для фильтрации масла — полнопоточнуюцентрифугу. Воздухоочиститель — циклонного типа, с автоматическим удалением пыли изпылесборника. Водяной насос — центробежного типа, располагается на передней крышкеблок-картера и имеет клиноременной привод от шкива, установленного на носкеколенчатого вала. Пуск дизеля СМД-60 осуществляется одноцилиндровым бензиновымпусковым двигателем П-350 с одноступенчатым редуктором. Для облегчения пуска принизких температурах двигатель оборудован предпусковым подогревателем. На двигателеустановлен генератор переменного тока.
Порядок нумерации цилиндров в дизеле СМД-60.
Блок-картер является основной корпусной деталью,объединяющей правый и левый блоки цилиндров иверхнюю часть картера коленчатого вала. Передняя и задняяторцовые стенки вместе с двумя поперечными перегородкамимежду смежными цилиндрами обеспечивают высокую жесткостьвсей детали. В верхней и нижней плите каждого блокавыполнены цилиндрические расточки для установки гильзцилиндров. В нижней части на каждой поперечной стенкеимеются массивные приливы, которые вместе с крышкамиобразуют четыре опоры под коренные подшипники коленчатоговала.
Коренной подшипник: 1 — шпилька крепления крышкикоренного подшипника; 2 — гайка; 3 — крышка коренногоподшипника; 4 — болт втяжной; 5 — блок-картер; 6 —нижний вкладыш подшипника; 7 — верхний вкладышподшипника; 8 — метка затяжки гайки; 9 — ус-фиксатор; 10 —шайба специальная; 11 — шайба замковая.
Каждая крышка коренного подшипника крепится двумя шпильками 1 идополнительно двумя стяжными болтами 4. Крышки маркируютсяцифрами, кроме первой. Посадка крышек в пазы — плотная,производится легкими ударами медного молотка или монтировкой,используемой как двуплечий рычаг. Перед навинчиванием гаек резьбушпилек смазывают дизельным маслом. Гайки затягивают поочередно,начиная со средних подшипников, в несколько приемов, а затем контрятшайбой замковой 11. Окончательное усилие затяжки гаек креплениякоренных подшипников 26 — 28 кгс. м. Если отсутствуетдинамометрический ключ, гайки затягивают до совпадения меток 8 нашпильке и гайке. Метки наносят перед разборкой, если они не былинабиты. Перед затяжкой заднего упорного подшипника необходимовыровнять осевой зазор. Для этого, слегка притянув гайками крышку, перемещают коленчатый вал взад-вперед, выравнивая положениекрышки, после чего устанавливают и затягивают стяжные болты 4.В развале между правым и левым блоками цилиндров располагаетсяполость ресивера с каналами для подвода воздуха в цилиндры. Оназакрыта крышкой, отлитой из алюминиевого сплава. На крышке имеетсяфланец для установки турбокомпрессора и патрубок, через которыйкомпрессор нагнетает воздух в ресивер.
Гильзы цилиндров двигателя трактора Т-150 — «мокрого» типа,литые из титано-медистого чугуна. Упорным фланцем в верхнейчасти гильза опирается на выточку в верхней плите блока. Внижней части она уплотняется двумя резиновыми кольцами,обеспечивающими герметичность водяной рубашки блоккартера. При установке бурт гильзы может выступать надверхней плоскостью блока в пределах 0,065 — 0,165 мм.Разность выступаний бурта гильз над верхней плоскостью блокадля одного ряда цилиндров должна составлять не более 0,07 мм,а для одной гильзы — не более 0,03 мм. Овальность и конусностьвнутренней поверхности новой гильзы не превышает 0,02 мм. Научастке длиной 15 мм от верхнего и нижнего торцов возможноеувеличение конусности до 0,04 мм. Овальность можетувеличиться в результате установки гильзы в блок с перекосом, неравномерной затяжки гаек крепления головки цилиндров, от большойразности выступания бурта гильзы. При укладке гильз следует устранятьпричины, вызывающие увеличение овальности, так как это приводит кповышенному расходу масла.
Последовательность затяжки гаек крепления головки цилиндров
Головка цилиндров — общая на три цилиндра, отлита изчугуна. Для правого и левого ряда — взаимозаменяемая,устанавливается по двум направляющим втулкам, крепитсяшестнадцатью шпильками, расположенными равномерно вокругцилиндров. Под клапаны в головку цилиндров запрессованыседла из жаростойкой стали. После притирки обеспечиваетсягерметичность посадки клапанов. Ширина притертой фаски —неменее 1,5 мм. Герметичность клапанов проверяется с помощьюкеросина или пневматического прибора под давлением 0,3 — 0,6кгс/см2. Просачивания керосина или воздуха не должно быть.Утопание клапанов относительно нижней плоскости головки:впускных 0,3 — 0,7 мм; выпускных 0,5 — 0,9 мм. Затяжка гаеккрепления головки цилиндров производится в порядке,указанном на рис. 34. В один прием гайки затягивают не более чем на двеграни. Окончательную затяжку производят динамометрическим ключом сусилием 22 — 24 кгс. м. После выработки 2000 моточасов рекомендуетсяснимать головки цилиндров, очищать от нагара, проверять герметичностьклапанов.
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ1 – шкив коленчатого вала;2– зубчатое колесо приводамасляного насоса;3 – коленчатый вал; 4 – шатун; 5 – втулка верхнейголовки шатуна;6 – поршень; 7 – стопорное кольцо;8–поршневой палец; 9–поршневые маслосъемныекольца; 10–поршневые компрессионныекольца; 11– вкладыши коренныхподшипников; 12– упорное полукольцо;13–маховик; 14–фланецколенчатого вала; 15–задний маслоотражатель; 16– зубчатое колесо приводамеханизма газораспределения;17–масляная полость шатунной шейки; 18– крышка шатуна;19– вкладыш шатунногоподшипника; 20– передний противовес;21 – передний маслоотражатель.
ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМРасположение деталей механизма газораспределения отличается отшироко распространенной схемы для рядных двигателей.Особенность состоит в том, что шестерни привода распределительноговала и топливного насоса НД-22/6Б4 находятся со стороны маховика.Распределительный вал расположен по центру блок-картера и являетсяобщим для клапанов правого и левого ряда цилиндров. Вращается вчетырех опорах, расточенных в блок-картере. Задняя опора имеетбронзовую втулку. Изготовлен вал из углеродистой стали 45 селект (С0.43— 0,45%). Четыре опорные шейки и кулачки для повышенияизносостойкости закалены токами высокой частоты. По числу клапановвал имеет двенадцать кулачков: шесть впускных и шесть выпускных.Впускные и выпускные кулачки имеют разные профили. Взаимноерасположение кулачков и их профиль определяют порядок работыцидиндров 1—4—2—5—3—6 и фазы газораспределения. На заднем концераспределительного вала болтами закреплен блок шестерен, состоящийиз шестерни привода 2 и промежуточной шестерни 3 для приводатопливного насоса. Осевое усилие от распределительного вала воспринимаетсяупорным фланцем, который установлен между опорой вала и шестерней.
1 — шестерняколенчатого вала; 2 — шестерняраспределительноговала; 3 — шестерняпромежуточная; 4 — шестерня приводатопливного насоса; 5 — штанга; 6 — винтрегулировочный; 7 — коромысло клапана; 8 — гайка контровочная; 9 — пружины клапана; 10 — втулканаправляющая; 11 — клапан; 12 — толкатель.
Упорный фланец крепится двумя болтами к блок-картеру. Осевое перемещение вала —0,16—0,288 мм. При монтаже и демонтаже распределительного вала доступ к болтамкрепления фланца осуществляется через отверстие в блоке шестерен. Установка шестеренв зацеплении производится по меткам. Совпадение меток на шестернях коленчатого ираспределительного валов соответствует моменту положения поршня первого цилиндра вВМТ на ходе сжатия. Расположение клапанов — верхнее, в один ряд на каждой головке цилиндров. Если смотреть на головку цилиндров сверху, расположение клапанов справа налево следующее: впускные 1—3—5, выпускные 2—4—6. Со стороны нижней плоскости головки цилиндров клапаны легко отличить по размеру тарелки. Диаметр тарелки впускного клапана равен 56, а выпускного — 46 мм. Клапаны двигателя СМД-60 взаимозаменяемые с клапанами двигателей ЯМЗ и АМЗ. Каждый клапан в направляющей втулке поджимается двумя пружинами. В верхней тарелке клапан удерживается двумя коническими сухарями. Толкатели 12 — цилиндрические, с плоскими донышками, взаимозаменяемые с толкателями двигателя СМД-14. На каждый цилиндр устанавливается коромысло правое и коромысло левое. Правильность их установки проверяется по совпадению бойка коромысла с торцом клапана. Коромысла установлены на полой оси, закрепленной в трех разрезных стойках. Стойки крепятся к головке цилиндров шпильками, которые одновременно являются фиксаторами осей коромысел от проворота. Коромысла к стойкам поджимаются пружинами, надетыми на оси, а крайние коромысла фиксируются от смещения стопорными кольцами, поставленными в канавки на оси. Гайки контрятся замковыми шайбами. Неправильная установка контровочной шайбы приводит к ослаблению крепления стойки, что является одной из причин разрегулировки зазоров в клапанном механизме и даже поломок.
Для правильной установки фазгазораспределения на шестерняхнанесены буквенные метки.Риска с меткой К на шестерне 3распределительного вала должна бытьсовмещена с риской на шестерне 4коленчатого вала, а риска с меткой Т напромежуточной шестерне 2 должнабыть совмещена с риской Р нашестерне привода топливного насоса. Осевое перемещение распределительного валаограничивается упорной шайбой, крепящейся к блок-картеру. Зазор междуупорной шайбой и торцом шейкираспределительного вала находится впределах 0,08—0,34 мм и обеспечивается при сборке дизеля.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!