Путешествие в теплые края-окружающий мир УМК Школа 2100
Конспект урока окружающего мира
Программа: Школа- 2100
Класс: 2
ОС «Школа 2100»
Тип урока: урок – проект
Тема: Путешествие в тёплые края.
Цель: 1) учить самостоятельно готовить доклады о природных
зонах жаркого пояса,
2) развивать умения работать в группе, умения работать с картой,
речь детей, логическое мышление,
3) воспитывать любовь к природе.
Оборудование:, проектор, компьютер, презентация «Путешествие в тёплые страны», картинки: болото, гора, карточки – болото, ледяная пустыня, тундра, леса, степи, пустыни, саванны, тропические пустыни, тропические леса; условные обозначения – саванны, тропические пустыни, тропические леса; картинки животных; таблицы.Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Знать географическое положение, животных и растений тропических степей, тропических пустынь и тропических лесов.
УУД:
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- устойчивость учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Регулятивные:
- определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
Коммуникативные:
- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества в группе.
Ход урока:
Ход урока:
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Будем мы трудиться,
Хорошо учиться.
2. Постановка проблемы.
-Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.
Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и не зной.
В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.
Он знает мир не по наслышке –
Вдоль-поперёк его прошёл.
О том, что видел – пишет в книжках,
Что где услышал, что нашёл.
Без путешествий он не может –
Ведь мир прекрасный так велик!
О ком же речь? Скажите сами
Ведь это….(путешественник)
- Кто такой путешественник? Чем он занимается? (путешествует)
Да, счастливые люди – путешественники. Столько интересного могут увидеть! Но для этого нужно время! Но давайте не забывать, что мы с вами живём в прекрасное время, когда путешествовать можно даже сидя за партой!
- А как это можно сделать? (Для этого существуют книги, телевизор, компьютер…)
- И в одно из таких путешествий я предлагаю вам отправиться сейчас, на этом уроке. За окном зима. Холодно. Даже в классе немного прохладно. Где бы вам сейчас хотелось бы оказаться? (Там, где тепло.) Так может нам отправиться в путешествие в тёплые края? (Да!) Договорились!
Интересное путешествие сегодня ждёт нас.
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб путешествовать, надо многое знать:
Уметь, думать, логически рассуждать.
Вам я думаю всё по плечу,
Ведь я вас второй год учу!
И верю, что каждого ждёт успех.
Душою болею за вас за всех.
- Куда же нам с вами идти? Давайте посмотрим по карте.
- Как вы думаете, в каком климатическом поясе находятся тёплые края? (Жарком или тропическом)- Посмотрите, какие линии на карте ограничивают жаркий пояс? (Северный тропик, Южный тропик)
- Части каких материков расположены в жарком поясе? (Южной и Северной Америки, Африки, Азии, Австралии)
- По-вашему, какова цель нашего путешествия? (Узнать как можно больше о природных зонах жаркого климата)
Стук в дверь(звук)
- Кто это к нам пришёл?
На слайде Лунтик с вопросом – заданием:
Сколько природных зон в жарком поясе?
Назовите природные зоны жаркого пояса.
Как они называются?
left0left0left0
тропические тропические тропическиепустыни степи леса
- Ребята, давайте ответим на вопросы Лунтика.
- Ну, а теперь отправляемся в путешествие. Но, давайте договоримся, что мы будем собирать сведения, чтобы рассказать об увиденном, услышанном, прочитанным другим, например, своим одноклассником.
- А как мы сможем это сделать? (фото, видео, привезти коллекции и т.д.)
- А как это можно сделать на уроке? (Доклад, сообщение, выступление, проект)
- Давайте вспомним, как обычно мы готовим проекты.
План:
Выбор темы
Сбор информации
Оформление
Выступление
- Начнём с выбора темы. О чём будут ваши проекты? (О природных зонах жаркого климата)
Для работы над проектами, мы поделимся на группы.(Три группы, по рядам)
- Посмотрите на карту. Найдите на ней условные обозначения природных зон жаркого пояса. Теперь возьмите с парты жетоны. Что заметили? Кто догадался? (Цвет жетона соответствует условному значку природной зоны)
- Кто отправится в саванну? – 1 ряд.
- В тропическую пустыню? – 2 ряд.
- В тропический лес? – 3 ряд.
А в каждой группе у нас будет 3 сообщества:
1гр. – сообщество географов.
2гр. – сообщество ботаников.
3гр. – сообщество зоологов.
- А вот вам багаж (конверты), который поможет изучить природную зону.
- Итак, у нас есть группы, багаж, маршрут. Цель – отправляемся в путешествие!
(осуществляется работа над проектами)
- Долго мы с вами путешествовали. Немного устали. Давайте остановимся передохнуть.
ФизминуткаА сейчас мы узнаем, что же вам удалось узнать в ходе путешествия. Заслушивание проектов.
1 гр. – расскажет нам о саваннах.
Вопрос всей группе, после защиты:
- Значит в саваннах животные перемещаются стадами. За ними остаётся много грязи. Пыли, помёта. Там грязно? Или есть «мусорщики»? (Учитель показывает изображение жука-навозника и крепит сам на доске.)
- Какой красивый получился проект!
2гр. – покинув бескрайние степные просторы, мы с вами попадаем в пустыню.
Солнечный, жаркий
Жёлтый поток
Льётся в пустыне
На жёлтый песок.
В воздухе жёлтом и плотном, как мёд,
Жёлтая птица неслышно плывёт.
- Вот какие слова подобраны автором этого стихотворения для описания пустыни. Давайте послушаем проект наших путешественников по пустыне.
3гр. – А из третьего проекта мы узнаем, какая погода в тропическом лесу, что растёт в нём, кого из животных и где можно встретить в тропическом лесу.
- Вы помните строки стихотворения К.И.Чуковского «Телефон»?
…А потом позвонил
Крокодил –
И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши.
И мне, и жене, и Татоше!
- К нам пришла посылка, на которой три слова: «Тропический лес, крокодилу.» И мы с вами на встречу с адресатом..
Представьте, что мы в тропическом лесу. Мы идём день, неделю…Какая у нас здесь погода? (По таблице отвечает сообщество географов.)
Духота, жара – прикройте ладошками головы. Попробуем побродить по земле. Какие растения здесь растут? (По таблице отвечает сообщество ботаников.)
Где же тут встретить крокодила?
Попробуем забраться на вершину этих деревьев. Там можно обнаружить кого?(По таблице отвечает сообщество зоологов.)
А давайте спросим у попугая, где живёт крокодил?
Дорогой, попугай,
Ты, наверное, знаешь свой край.
И с твоей стороны было б мило
Нам помочь разыскать крокодила!
Попугай приподнял хохолок. Помолчал. Да вдруг как закричал:
- Кр-рр-крокодилов я тут не встречал!
Нет, постойте, совсем позабыл
Как-то встретился мне крокодил.
Пролетал он по нашему краю,
А куда и откуда не знаю!
- До чего ж бестолковая птица!
Попрощавшись с попугаем, мы спустились с дерева. А вот какая – то дорожка. А по ней идёт кто? (общество зоологов: «Слон»).Давайте его спросим про крокодила:
- Подожди - ка ты немного,
Ты, наверное, весь лес исходил –
Не встречался ль тебе крокодил?
- я себя сторожилом считаю,
А про прокодила, нет про громодила,
Тьфу, про крокодила,
Ничего не знаю!
- До свидания, слон! И снова в путь. Скоро нашу дорогу преградила река. Ребята, а какие растения в реке? (Общество ботаников: «Кувшинки»)А животные? (общество зоологов)
Ура! Мы нашли крокодила!
Наконец, позади все мученья, крокодилу вручаем мы ношу. Глянул он на нас, на калоши…И вздохнул:
- Ваш подарок хорош,
Но, увы, не едим мы калош!
Так что же получается? Мы путешествовали зря?! Конечно же нет! Мы узнали много нового о тропических лесах.
Устали, ребята? Давайте немного отдохнём. Встаньте. Мы под музыку будем изображать животных, которых встретили во время путешествия (мимикой, жестами):
Говорливого попугая;
Хвастливую обезьянку;
Сильного слона;
Грозную анаконду;
Грустного крокодила.
Напомните мне, ребята, в каких природных зонах мы сегодня побывали? Вам было интересно путешествовать?
Аleft0 теперь, я предлагаю вам с парт выбрать смайлики по вашему настроению и показать их мне.
А мой смайлик такой –
Это значит, что мне было очень приятно путешествовать с вами. Урок окончен. Оцените свою работу на уроке, приклеев на дневник отметку 3, 4 или 5.(отметки приклеены к парте)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Саванны
а) Сообщество географов.
Прочитайте текст в учебнике на стр.37. Вставь в текст пропущенные слова:
Саванны – это тропические_____________ . Трава здесь____________, деревья,______________. Год в саваннах делится на два периода:________________ и ______________ . Зима - _____________ период. Многие деревья в этот период сбрасывают листву. И очень часто вспыхивают ___________________ .
А оформить ваш проект я предлагаю на доске, используя раздаточный материал (солнышко, деревья, трава).
б) Сообщество биологов – рассказ.
Растения саванн приспособились к периодическим засухам. А во время дождей они растут, цветут и дают плоды. Здесь растут баобабы, акации, пальмы.
Растения крепятся на доску.
в) Сообщество зоологов – карточка с заданием:
расскажи о животных саваны.
Животные саванны разнообразны. Среди них есть те, кто питается травой: жирафы, зебры, слоны, носороги. Есть хищники: львы, гепарды, гиены. Когда становится сухо, животные переходят с одного места на другое, чтобы найти еду. А вот мелкие животные – ящерицы, змеи в это время активны.
Животные крепятся на доску.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тропические пустыни
3 сообщества: географов, ботаников, зоологов.
- Я вам предлагаю текст. Из него каждое сообщество выбирает свой материал. И по нему готовит рассказ. Из стопки картинок, выбирают те, что характерно для пустыни и создают альбомы (скрепить степлером).
Текст:
Это самые засушливые места на земле. Дождей здесь не бывает. Круглый год – жара. Различают пустыни: песчаные, каменистые, глинистые, солончаковые. Каменистые похожи на булыжную мостовую. Глинистые – на растрескавшийся асфальт. Песчаная – на пляж, только без воды. С барханами – огромными с человеческий рост волнами. В понижениях – солончаки. Вода от жары испаряется, а соль остаётся в виде подушек, похожих на иней.
Животные пустыни: верблюды, тушканчики, шакалы, гиены, ящерицы, песчанки. По-разному приспосабливаются они к жизни в пустыне. Многим хватает воды, которая содержится в пище. А вот верблюд и тушканчик могут долго обходиться без воды, потому что она у них образуется из жира. У верблюдов это жир с горбов, у тушканчика – с хвоста. И если верблюд давно не пил – горбы у него маленькие.
Растений в пустыне не много. В тех местах, где вода ближе к поверхности – растений больше, чем дальше – тем меньше. Здесь растут кусты, солянка, верблюжья колючка. У них длинные корни, вместо листьев – колючки, чтобы не испарять воду.
Соединить все картинки в альбом «Тропические пустыни».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тропический лес
Карточка с заданием:
Прочитайте статью «Тропические леса» в учебнике на стр. 38-41. Заполните таблицу, выбрав из списка слова. Впишите слова в нужный столбец.
Погода
Растения
Животные
Утром
Днём
Вечером
На земле
На деревьях
В воде
В кронах деревьев
В воздухе
На земле
В воде
Орхидеи, анаконда – змея, солнце высоко, раффлезия, лианы, очень жарко, душно, попугаи, шимпанзе, горилла, слон, крокодил, бананы, папоротник, гроза с ливнем, дождь стихает, небо светлеет, солнце заходит, сырость, полумрак, летучие мыши, крысы, лягушки, ящерицы, рыбы пираньи, разноцветные рыбы гуппи, кувшинки, бабочки, хищники, деревья (эвкалипты).