Статья Особенности работы классного руководителя в 5 классе с учащимися с ОВЗ. Особенности перехода в среднее звено.
Особенности работы классного руководителя в 5 классе с учащимися с ОВЗ.
Особенности перехода в среднее звено.
Бражкина Ольга Михайловна - учитель биологии и географии
МАС(К)ОУ «Белоевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»
с. Белоево
Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них показателем их взросления.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику, особенно у учащихся с ОВЗ. Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к учащимся разными учителями – является серьезным испытанием для психики пятиклассника. В адаптационный период учащиеся могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит. Подобные функциональные нарушения в той или иной форме характерны примерно для 70-82% учащихся. У большинства учащихся подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть учащиеся, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания учащихся. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить учащимся спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы дети ощущали поддержку и помощь со стороны родителей, классного руководителя.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что может затруднить адаптацию в средней школе?
Учащиеся впервые оказываются в ситуации множественности требований и, если они научатся учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеют умением, необходимым для дальнейшей учебы.
Трудности у пятиклассников может вызвать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
Трудности, возникающие у учащихся при переходе в среднее звено, могут быть связаны с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одинаковости: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, иногда даже задирают учащихся из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части учащихся от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы. Иногда за одной и той же формой поведения скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как «старшего», выросшего, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.
Необходимо увидеть, что некоторое «обезличивание» подхода к учащемуся – очень значимый момент для его развития, укрепление его чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию. Помощь от взрослых на первых порах нередко нужна учащимся в подготовке домашних заданий.
Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание.
У многих учащихся существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть несформированные учебные умения и навыки.
Трудности могут быть также связаны с несформированностью необходимых мыслительных действий и операций (анализа, синтеза), с плохим речевым развитием, с недостатками развития внимания и памяти.
Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов коррекции внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика, в следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти. Все эти игры особенно эффективны при включении в них элементов соревнования, что отвечает потребностям учащихся данного возраста.
Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности. Для учащихся пятого класса важна смена деятельности, охранительный режим здоровья. Важно применять физминутки, динамические паузы, игры, релаксации и рефлексии. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у учащихся положительные эмоциональные переживания. Однако слишком сильные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости», проявляющейся в раздражении, капризах, скандалах. В общении важно применять юмор.
В учебных и во всех других занятиях важно помочь учащимся выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности.
Коряга (психологическая сказка)
Давным- давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна.
Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесал – она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим. Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела.
Особенно тяжело было Коряге, когда до нее доносился веселый смех Бревен, играющих друг с другом.
Однажды пришел Дровосек. Сначала бревна перепугались, а потом, когда Дровосек стал подтягивать их одно к другому, поняли, что он хочет соорудить плот и отправиться в путешествие. Бревна стали помогать ему и через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда, не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.
Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Ее кривые сучья, принесшие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижав их друг к другу. И закрепили плот. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.
И плот отправился в далекое плавание, в новые неизведанные земли.
Комментарий. Сказка может быть использована как элемент индивидуальной беседы в работе с учащимися, отвергнутыми сверстниками, не умеющими общаться. Учащийся через сказку обретает возможность осознать свои переживания, отдельные психологические характеристики. Сказка нацелена на личностное развитие учащегося, путем осознания им своих особенностей, отношения к самому себе, к миру, к сверстникам. Помогает активизировать внутренний потенциал учащегося для позитивного изменения этих отношений.
Литература
Базарный В.Ф. Нервно_психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде.- Москва: Просвещение, 2004.
Н.И.Билык. Спутник классного руководителя 5-7 классы. – Волгоград: Учитель, 2007.
Пузанов В.П. Обучение детей с нарушениями развития. Олигофренопедагогика. Москва: Просвещение, 2000.
15