Научная статья на тему Формирование ценностного отношения к нормам нравственного поведения у младших школьников

Формирование ценностного отношения к нормам нравственного поведения у младших школьников
Актуальность проблемы формирования ценностного отношения у младшего школьника, его нравственного облика продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, формирования у школьников патриотизма, национального самосознания и поликультурного мышления.
Анализ современных психолого-педагогических источников свидетельствует о заинтересованности исследователей в решении проблем формирования ценностного отношения к нормам нравственного поведения у современного поколения младших школьников. Проблемой изучения нравственного поведения занимались такие ученые как Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнова, И.В. Руденко, Н.Е. Щуркова.
Психолого-педагогический анализ литературы дал возможность выделить основные понятия, используемые в данной работе. Так, под ценностным отношением Н.Е. Щуркова понимает устойчивую избирательную предпочтительную связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем социальном значении, приобретает личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека.
Содержание воспитания ценностного отношения школьников составляют отношения к важнейшим явлениям действительности, которые школьникам помогает установить педагог в образовательном процессе. Основу рассматриваемого процесса составляют поведение, поэтому следующее понятие, на которое мы основываемся это «нормы нравственного поведения».
Исследователи Р.Г. Апресян и А.А. Гусейнова под нормами нравственного поведения понимают требования общества к поведению людей в определенных, часто повторяющихся ситуациях. Нормы нравственного поведения возникают как элемент моральных отношений, складывающихся в процессе жизненного взаимодействия людей.
При всей важности методов формирования сознания личности особая роль в воспитании ценностных отношений принадлежит методам включения школьников в практическую деятельность. Таким методом становится – метод длительной воспитывающей игры, как метод воспитательной системы, длящийся годами, отвечающий потребностям и интересам детской души и направленный на социальное воспитание ребенка, облаченный в интересной игровой форме (Руденко И.В.).
Одной из задач исследования являлось разработка программы длительной воспитывающей игры, направленной на формирование ценностного отношения к нормам нравственного поведения у младших школьников. Опытно-экспериментальной базой исследования стала: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 г. Урай. В исследовательской работе приняли участие 24 ученика первого класса.
На первом этап педагогического эксперимента были получены достоверные знания об особенностях ценностных отношений к нормам нравственного поведения учеников начальных классов. На основании анализа материала, собранного посредством методик, можно говорить о 3 уровнях сформированности ценностного отношения к нормам нравственного поведения: высокий (достаточный), средний (удовлетворительный) и низкий (неудовлетворительный). На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что достаточно большое количество учащихся (36 % в ЭГ) находится на низком уровне сформированности ценностного отношения к нормам нравственного поведения. Таким образом, встала необходимость целенаправленной работы, по увеличению среднего и высокого уровней сформированности ценностного отношения.
За основу был взят метод длительной воспитывающей игры Иннокентия Жукова. Структура игры имеет кольцевую форму, или по другому «Колесо», что позволяет педагогу составить программу так, чтобы она отвечала потребностям и интересам детей. Происходит некое развертывание в психике учащегося направлений деятельности посредством форм и методов работы, но концентрирующихся на основной идее.
На основе идеи длительной воспитывающей игры была разработана дополнительная образовательная программа «Дорога добра». Программа является модифицированной, построена на основе программы воспитания Н. Е. Щурковой, в которой основным акцентом является расширение представлений о природе отношений у младших школьников (ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека, развитие способности соотносить культурные социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности).
Основная идея данной длительной воспитывающей игры – изучение себя и осознание своего ценностного отношения к миру, или иначе, центром игры и тематических блоков является сам ребенок его «Я». Игра начинается с предоставления учащимся карты волшебного государства. На этой карте прорисован маршрут, по которому весь год младшие школьники будут продвигаться, и обозначены пункты «остановок-тем», изучаемых на протяжении всей игры. Каждый пункт имеет свой символ и цвет, что дает возможность детям визуально запоминать маршрут путешествия и создавать ассоциации с той и или иной культурной нормой, изучаемой на данном пути маршрута.
Структурно программа представлена тремя разделами, соответствующими трем компонентам формированию ценностного отношения к нормам нравственного поведения: когнитивному, эмоционально-ценностному, поведенческому. Основное содержание первого раздела «Мой внутренний мир», программы «Дорога добра» направлено на изучение и осознание ребенка самого себя. Второй раздел программы «Мой класс», ориентирован на формирование установления дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке. Основное содержание третьего раздела «Мой город» направлено на развитие и закрепление способности соотнести культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности.
Содержание каждого раздела предполагает теоретические и практические занятия, разнообразные формы, методы и виды организации деятельности младших школьников. Занятия отличаются по содержанию, по форме подачи – интерактивностью и проблемностью, ориентацией на диалоговое общение, но связаны между собой общей идеей длительной воспитывающей игры.
По результатам апробации программы «Дорога добра» у младших школьников значительно снизился низкий уровень сформированности ценностного отношения, и повысили средний и высокий уровни сформированности ценностного отношения к нормам нравственного поведения.
Таким образом, ценностное отношение имеет как актуальную сторону, проявляющуюся в деятельности, так и потенциальную, которая часто Целью формирования ценностного отношения к нормам нравственного поведения школьников является содействие в достижении национального воспитательного идеала, провозглашенного и закрепленного в государственном образовательном стандарте. Содержание формирования ценностного отношения к нормам нравственного поведения школьников составляют отношения к важнейшим явлениям действительности, которые школьникам помогает установить педагог в образовательном процессе.
Список используемой литературы
1. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.
2. Нравственное воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.7-9, 11-14, 19-25, 28 (вкладка).
3. Педагогическая диагностика в работе классного руководителя / сост. Н.А. Панченко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 128 с.
4. Эстетическое воспитание младших школьников // Начальная школа. - 2008. - N 5. - С.14-18, 31 (вкладка).
15