Родительское собрание Чтение-вот лучшее учение

2
Общешкольное родительское собрание
от 26.10 2015 года
Тема: «Чтение – вот лучшее учение»
Цель собрания: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся начальной школы.
Присутствовало:78 родителей
План собрания.
Вступительное слово директора школы Булановой Л.Г.
Доклад зам. директора по УВР Фоменко Л.Л. на тему: «Внутришкольный контроль. Проверка техники чтения у учащихся 2-11 классов»
Доклад школьного библиотекаря Лыткиной О.И. на тему: «Роль школьных библиотек в учебно-воспитательном процессе».
Разное.
1. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать нас в стенах нашей школы. Сегодня мы проводим общешкольное родительское собрание на тему «Чтение – вот лучшее учение».
Слово предоставляется учащимся 2 - 4 классов.
Выступление учащихся.
2. Слово предоставляется зам. директору по УВР Фоменко Л.Л. Дорогие родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить общешкольное родительское собрание детскому чтению. Эта тема актуальна, т.к. большинство из вас столкнулось и ежедневно сталкивается с проблемой чтения, нежеланием детей читать. Цель нашего собрания: помочь вам преодолеть проблемы детского чтения, осознать ценность детского чтения. Девиз нашего собрания – «Вместе!», потому что только вместе, объединив усилия родителей, учащихся и педагогов, мы сможем добиться результатов. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
Традиционно в школе проверяется техника чтения, для того чтобы отследить процесс развития навыка чтения у учащихся. В октябре этого года были проверены 2-4, 5-11 классы, полученные результаты хотелось бы сравнить с результатами, полученными на конец учебного года.
Норма чтения:
класс
1 полугодие
2 полугодие

1
25 слов
25 слов
30 слов
30 слов

2
30 слов
35 слов
40 слов
50 слов

3
50 слов
60 слов
65 слов
75 слов

4
70 слов
80 слов
85 слов
95 слов

Уровни обученности:
100% - 80% оптимальный
79% - 65% допустимый
64% - 50% критический
менее 50% недопустимый
Результаты успеваемости и качества знаний учащихся 2,3,4 классов по чтению:
Класс
% успеваемости
% качества
СОУ

2
87 %
87 %
90%

2 МНШ
100%
100%
100%

3
71%
57%
61%

3 МНШ
100%
88%
80%

4
100%
83%
83%

4 МНШ
100%
80%
80%

Одновременно с проверкой техники чтения был проведен анализ посещаемости детьми 2–4-х классов школьной библиотеки. Приведенная ниже таблица дает представление о количестве в каждом классе учеников, постоянно посещающих школьную библиотеку.
Класс
Кол-во обуч-ся в классе
Кол-во детей, постоянно посещающих школьную библиотеку
То же в %%

2
15
4
27 %

3
7
4
57 %

4
6
2
17 %

Таким образом, проверка показала, что большинство обучающихся 2-4-х классов имеют навыки беглого, осознанного, выразительного чтения. Вместе с тем, еще велик (от 4% до 30% в отдельных классах) процент детей, чтение которых нельзя считать удовлетворительным по всем параметрам.
По списку учащихся 5-11 классов – 88 учащихся
Техника чтения проверялась у - 76 учащихся
Нормы техники чтения:
класс
вслух
Про себя

5
120
140-170

6
140
170-210

7
150
210-250

8
140-150
250-260

9
150
260-280

10
150
260-280

11
150
260-280

Не проверена техника чтения у 12 учащихся, которые отсутствовали по уважительной причине. В соответствии с установленными программой нормами и сверх нормы читают 16 учащихся (21%), что составляет 78,5% (допустимый уровень). Эффективнее стал решаться вопрос об обучении выразительному чтению. Норму не вычитывают учащихся, что составляет 21 %. Учителям литературы следует держать таких детей во внимании, систематически работать с ними, с целью повышения у них техники чтения, так как это один из важных общеучебных умений и навыков.
Необходимо держать на особом контроле учащихся, которые читают меньше слов в минуту, чем по норме чтения, то есть не вычитывают норму техники чтения.
Результаты проверки техники чтения учащихся 5-11 классов на начало 2011- 2012 учебного года.
Замечания. Отметить работу учителей литературы Фоменко Л.Л., Кекеновой Г.А., воспитанники которых показывают оптимальный уровень качества техники чтения.
Результаты успеваемости и качества знаний учащихся 5-11 классов по чтению:
Класс
% успеваемости
% качества
СОУ

5
62%
38%
36%

6
29%
6%
13%

7
86%
64%
69%

8
78%
44%
48%

9
78%
67%
61%

10
100%
100%
97%

11
100%
100 %
64%

Одновременно с проверкой техники чтения был проведен анализ посещаемости детьми 5-11 -х классов школьной библиотеки. Приведенная ниже таблица дает представление о количестве в каждом классе учеников, постоянно посещающих школьную библиотеку.
Класс
Кол-во обуч-ся в классе
Кол-во детей, постоянно посещающих школьную библиотеку
То же в %%

5
14
0
0

6
17
0
0

7
15
4
27%

8
9
2
22%

9
15
0
0

10
17
1
6%

11
1
1
100%


Поэтому мы с вами должны продолжить работу над техникой чтения, и не просто скоростью, а чтением выразительным, осознанным.
3.О том, как привить любовь к чтению, нам расскажет школьный библиотекарь Лыткина О.И.
При подготовке к собранию мы провели небольшое анкетирование среди родителей и учащихся. Сейчас в свете всего вышесказанного хотелось бы осветить результаты анкетирования.

Любит ли Ваш ребенок читать?
Да – 71 (43%)
Нет – 36 (22%)
Не очень – 57 (35%)
Любишь ли ты читать?
Да – 112 (70%)
Нет – 14 (9%)
Не очень – 31 (19,5%)


Сколько времени ребенок проводит за книгой?
10-20 мин. – 54 (33%)
20-40 мин. – 51 (31%)
40-60 мин. –42 (26%)
Более 1 часа -14 (8%)

Сколько времени ты проводишь за книгой?
10-20 мин. – 52 (33%)
20-40 мин. – 43 (27%)
40-60 мин. – 41 (26%)
Более 1 часа – 16 (10%)


Читаете ли вы своим детям книги?
Да – 103 (63%)
Нет – 27 (16%)
Иногда – 34 (20%)

Читают ли тебе родители вслух?
Да – 80 (50%)
Нет – 63 (40%)
Иногда – 14 (9%)


Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Можно сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.


Что ты любишь больше: читать сам или слушать чтение взрослых?
Читать сам – 111 (70%)
Слушать чтение взрослых – 35 (22%)
И то, и другое – 8 (5%)


Обсуждаете ли вы вместе с детьми прочитанное?
Да – 141 (86%)
Нет – 8 (5%)
Иногда – 15 (9%)
Обсуждаете ли вы вместе с родителями прочитанное?
Да – 123 (77%)
Нет – 24 (15%)
Иногда – 10 (6,3%)


Чтение лучше всего сопровождать ненавязчивой беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли ваши предположения.


Можно ли увлечь ребенка чтением?
Да – 116 (71%)
Нет – 18 (11%)
Иногда - 30 (18%)
Можешь ли ты увлечься чтением?
Да – 123 (77%)
Нет – 22 (14%)
Иногда – 13 (8%)


Чтобы сделать успешность ребенка в чтении наглядной, полезно вывесить на стене «Экран прочитанных книг», где ребенок сам будет отмечать прочитанные книги, или устроить выставку рисунков по мотивам прочитанных книг и предложить ребенку прокомментировать свои рисунки.  Способен разжечь любопытство ребенка и такой метод. Выбирается текст с ярким сюжетом, который начинает читать родитель. На самом интересном месте он останавливается (Нет времени!). Заинтригованный ребенок вынужден дочитать текст до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем.  А вот метод, который предлагает известный педагог III. Амонашвили. Суть его в том, что советы о том, что читать, дает ребенку Карлсон. Он шлет ему письма, от каких книг он сам без ума. Это "авторитетное" мнение любимого героя оказывает свое положительное действие. Ребенок с радостью берется за чтение, которое любит сам Карлсон.


Должен ли ребенок читать выразительно?
Да – 161 (98%)
Нет – 1 (0,6%)
Не знаю -2 (1,2%)
Как ты думаешь, нужно ли читать выразительно?
Да – 154 (97%)
Нет – 3 (2%)
Не знаю - 2 (1,3%)



Выразительное чтение зависит от того, как читают взрослые, от эмоциональности ребенка, от понимания прочитанного, от соблюдения знаков препинания. Чтобы научить выразительно читать, нужно голосом передавать характер героев, слушать «живое слово» (в театре, по телевизору и т.д.), чаще читать по ролям.


Часто ли бывает такое, что ты не хочешь читать?
Часто – 69 (43%)
Редко – 84 (53%)
Такого не было – 6 (4%)


Как вы поступаете, если ребенок не хочет читать?
Заставляем – 47 (29%)
Убеждаем, уговариваем, объясняем – 33 (20%)
Не заставляем- 12 (7%)
Читаем вместе – 12 (7%)
Увлекаем – 18 (11%)
Лишаем любимого занятия – 12 (7%)
Нет такой проблемы – 10 (6%)


Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Наличие или отсутствие интереса к чтению определяет отношение ребенка к книге и критерий ее оценки: интересная книга значит "хорошая", неинтересная значит "плохая". Интерес это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, то есть обеспечивает влияние книги на читателя. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит или утрачен интерес к этой сфере занятий.



Считаете ли вы себя активным читателем?
Да – 56(34%)
Нет – 99(60%)
Не знаю – 9(5,5%)


Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать? Вот что отвечает на этот вопрос французский педагог-словесник, чья книга о чтении школьников "Как роман" (2005) во многих семьях, где есть дети, стала настольной: «Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания». Он считает, что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Так же считают и многие наши специалисты. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании. Некоторые родители используют испытанный ход: «Почитай мне, пожалуйста, пока я убираю (готовлю, шью и т.д.»). Они говорят о книгах, провожая ребенка в школу или вст
·v°речая его, используют для этого время перед сном.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.


Что ты читаешь с удовольствием?
Рассказы и сказки – 67 (42%)
Журналы – 35 (22%)
Фантастику – 9 (6%)
Стихи – 8 (5%)
Комиксы – 8 (5%)
Приключения – 5 (3%)
Энциклопедии – 3 (2%)



Нравится ли тебе получать книги в подарок?
Да – 133 (84%)
Нет – 11 (7%)
Не очень – 10 (6%)


У вас дома много книг?
Да – 130 (82%)
Нет – 25 (16%)
Не очень - 4 (2,5%)
«Дом, в котором нет книг, говорил Цицерон, подобен телу, лишенному души».


Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?
Да – 20 (12,5%)
Нет – 137 (86%)
Не знаю – 1 (0,6%)

При обработке анкет мы отметили, что очень много родителей интересуется состоянием современной литературы, хочет знать о современных детских авторах.
Литература, входящая в школьную программу, - это произведения, отобранные временем, ее лучшие образцы. Эта литература способна влиять на ребенка нравственно и эстетически, пробуждать в нем добрые и светлые чувства. Делает её учебной только одно: ее сопровождают задания и вопросы, требующие анализа текста.
Если вы покупаете ребенку современную литературу, лучше сначала самим ознакомиться с книгой, чтобы знать, что вы покупаете. Заметное снижение детского интереса к чтению не могло не повлиять на литературный процесс, и одной из тенденций развития детской литературы в наше время становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Не случайно столь широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют самые разные средства, в том числе и совсем не детские.
Современная детская литература живо откликнулась на те перемены, которые сейчас переживает общество, и в произведения для детей быстро вошли реалии сегодняшней действительности. Как правило, это приметы взрослой жизни, с которой современный ребёнок знаком не понаслышке. Так детская литература отражает характерную черту нашего времени - стирание граней между детским и взрослым миром и быстрое взросление маленького человека. Вот, например, как начинается современная сказка - повесть Д. Емца "Королева мутантиков": "У взорвавшейся старой АЭС, от которой остался один фундамент и несколько полуразрушенных блоков, раскинулась Страна Мутантиков. Ее территория огромна, и где она заканчивается, никто не знает. Бывали случаи, когда мутантики отправляли экспедиции для исследования дальних земель, но никто никогда не возвращался, и в конце концов их перестали посылать". Не менее современными деталями изобилует сказка Г. Генераленко "Анастасия - дочь купеческая": "Пришёл Купец за визой в Африку, а её ему не дают. Решил Купец пробиваться нелегалом. Тимофеевич справил ему "беретту" неучтённую и ТТ с патронами, паспортов разных справил с десяток. Лётчик нарисовал Купцу планов всяких, как границу переходить научил». Так в детскую литературу входит современная реальность - реальность катастроф, криминала, плохих новостей и рыночных отношений. Несмотря на то, что действие современных произведений для детей нередко разворачивается во взрослом мире, главными героями этих произведений по-прежнему остаются дети. Это могут быть самые обыкновенные дети: они ходят в детский сад, не слушаются родителей, спорят со сверстниками. Однако огромной популярностью у современного читателя пользуются совсем другие герои - Гарри Потер и его отечественные аналоги. Супергерой с внешностью обычного школьника не случайно вызывает такой повышенный интерес: он наделён фантастическими способностями и с лёгкостью решает те проблемы, с которыми каждый ребёнок сталкивается в повседневной жизни. Вместе с новыми реалиями и новыми героями в литературу для детей входит и новый язык: это видно уже из приведённых выше примеров. Стилистическое своеобразие современной детской литературы заключается в размывании граней между литературным и разговорным языком, вернее, в активном использовании в литературном произведении особенностей разговорной речи. Меняется прежде всего лексика: с новыми понятиями приходят и новые слова. К сожалению, зачастую это лексика с негативной окраской. Вот как описаны приключения главного героя в книге Е. Грачёва "Рукавицы-лупавицы": "Возвращался Минька как-то с базара, остатки мёда продал, дело к вечеру, задремал в телеге, глаза открывает, а перед ним пять разбойников-рэкетиров. Один с ножом, второй с пистолетом, а остальные с кастетами". Вместе с неологизмами и иностранными заимствованиями в книгах для детей появляются просторечные и жаргонные слова и выражения: "Ну всё, глюки, крыша поехала", - подумала девица" (Г. Генераленко, "Анастасия - дочь купеческая"), "- Олег, а если б мы с тобой грабанули банк лимонов на сто в баксах, что бы ты сделал? - пришла глупая мысль в Егорову голову" (Ю. Оболонков, "Кладоискатели").
Школьное детство проходит быстро. Лимит времени на чтение ограничен, как и объем восприятия. Поэтому приходится думать о предпочтениях. Непродуманный отбор книг может привести к невосполнимым потерям, потому что есть книги, которые надо прочесть в определенном возрасте, для другого возраста они не представляют интереса. Как не пропустить для сына или дочери ни одной ценной книги и дать ее именно тогда, когда она особенно нужна? Есть несколько изданий, которые помогают родителям определиться с выбором книги для своего ребенка.
«Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением». Автор Нона Николаевна Тимофеева
«Очерки о детских писателях», изданный в помощь учителю начальных классов «Детские писатели России. Сто имен» и «Зарубежные детские писатели. Сто имен» (издательство «Школьная библиотека»). Галина Наумовна Тубельская.
электронный Альманах о книгах для детей «Библиогид» созданный сотрудниками Российской государственной детской библиотеки и адресованный руководителям детского чтения, в том числе родителям. Бумажный вариант его создан по Страницам Интернет-сайта (bibliogid и biblioguide) в 2004 году в двух выпусках издательством «Школьная библиотека». Это издание построено по принципу журнала со многими разделами и подразделами, посвященными разным аспектам детского чтения. В Интернет сайте «Библиогид» пополняется новыми материалами каждую неделю. Делают его специалисты-библиографы самого высокого класса.
Что касается текущих изданий детской литературы, то лучше всего их отслеживать по еженедельной газете «Книжное обозрение», где регулярно публикуется перечень вновь выходящей литературы, в том числе и для детей.
Как бы ни были ценны печатные помощники в выборе книг для ребенка, с ними не может сравниться живая рекомендация библиотекаря знатока детской книги и навигатора в мире книжной продукции. Обращение ребенка и его родителей в детскую или школьную библиотеку за помощью в выборе литературы для ребенка того или иного возраста лучший путь к чтению ценной литературы. Преимущества посещение бибилиотеки:  фонд библиотеки складывается десятилетиями. В нем есть книги разных лет издания.  комплектуя библиотеку, специалисты отбирают лучшие издания для детей.  фонд организован таким образом, что пользование им наиболее удобно для ребенка.  библиотека приобщает ребенка к систематическому чтению, так как помогает ему видеть одну книгу в ряду других по той же тематике, которая заинтересовала читателя.  сама библиотечная среда благоприятна для ее посетителей детей и взрослых.  библиотека располагает богатым справочным аппаратом и фондом справочной литературы, помогающим выбрать нужную книгу.  современная библиотека в большинстве случаев оснащена электронными средствами, выходом в Интернет, что убыстряет поиски информации, обеспечивает оперативное пользование ею,  и дает доступ к мировым запасам информации.  библиотека проводит массовые мероприятия, организует конкурсы и игры, привлекающие ребенка к книге и чтению.  библиотекарь оказывает индивидуальную помощь каждому ребенку в выборе книг и организации репертуара чтения в зависимости от его потребностей и возраста.  библиотека лучший стимулятор самообразования и воспитатель культуры чтения детей.

Семейное собрание детских книг во многом отличается от собрания книг для взрослых. Детские книжные полки, особенно для детей до 10 лет, не терпят полных или многотомных собраний сочинений, в них предпочтительны отдельные иллюстрированные издания или сборники. Детские собрания динамичны: ребенок растет, вместе с ним меняется репертуар чтения и сам характер изданий для детей.

 Школьный грамматико-орфографический словарь, составленный Б.Пановым и А.Текучевым.    Толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся начальных классов, автор  Н.Неусынов,  Словарь иностранных слов для школьников.
Ядро семейной библиотеки классика детской литературы. Среди них произведения В.Крапивин, Р.Погодина, В.Носова, Л.Давыдычева, Е.Шварца и др. Непреходящую ценность для детей этого возраста имеют и многие переводные издания. Среди них книги С.Лагерлеф, О.Уайльда, Р.Киплинга. Д.Толкина, А.Линдгрен, А. Сент-Экзюпери.
Н.Куна «Легенды и мифы древней Греции». Хорошо иметь у себя дома книги С.Алексеева о Великой Отечественной войне, рассказывающие об историческом подвиге народа, спасшего мир от фашизма. Среди его книг особенно значима книга  «Богатырские фамилии: рассказы из истории Великой Отечественной войны», а также книги из серии «Дедушкины медали». Из исторических книг несомненную ценность представляют книги о нашем Отечестве: Н.Головин «Моя первая русская история: В рассказах для детей» и книга А. Ишимовой «История России в рассказах для детей». Родителям следует обратить внимание на серию «Рассказы о православных святых» петербургского издательства «Лицей» и на книги В.Воскобойникова «Жизнь замечательных детей». Среди природоведческих книг бессмертными можно назвать книги В.Бианки, М.Пришвина, , Н.Сладкова, Верзилина и др. Энциклопедии для детей
«Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения. Есть несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими глаголами, такими как «любить»... или «мечтать»... Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!», «Мечтай!», «Читай!». Марш к себе и читай! Результат?  Никакого.
Наше собрание подошло к концу, а мы желаем вам успехов в формировании грамотного, любознательного читателя.
Решили:
Подключить родителей к работе по совершенствованию навыков успешного чтения.
Изучать индивидуальное чтение каждого обучающегося, обеспечивать условия для того, чтобы каждый ребенок больше читал вслух и “про себя”.
Учить на уроках выразительному чтению.
Бороться со смысловыми и другими ошибками во время чтения, исправлять в ходе чтения неправильные ударения.
года).
Родителям осуществлять постоянный контроль за чтением, поддерживая связь с родителями и школьной библиотекой

(Фоменко Л.Л.)
Заголовок 515