Сценарий проблемно-эвристического урока: «А.С. Пушкин: Чтение – вот лучшее учение!» (Сочинение в жанре письма).

Сценарий проблемно-эврестического урока
Класс: 10 (2часа)
Тема урока: «А.С. Пушкин: Чтение – вот лучшее учение!» (Сочинение в жанре письма).
Тип урока: Проблемно-эврестический урок: урок развития речи, урок- размышление, урок-диалог.
Цели урока:
1) Обучающие:     закрепление знаний о том, что такое письмо, как оно строится, каковы его языковые особенности.
2) Развивающие:     развитие умения написания дружеского письма. 3) Воспитательные:     способствование возрождению традиций эпистолярного жанра;     формирование вежливого, деликатного отношения к адресату;     воспитание дисциплинированности, аккуратности в частной переписке;     пробуждение любви к образности и богатству русского языка, интереса к творчеству А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
Задачи:
формирование коммуникативных умений в процессе обучения  сочинениям  в жанре письма, показать ценность эпистолярного жанра, его особенности;
обогащение словарного запаса, формирование культуры речи учащихся;
воспитание внимательного, бережного отношения к слову; ознакомление с нравственно-этическими нормами общения человека с помощью письма;
популяризация жанра письма;
ознакомление с содержанием и последовательностью написания личного письма;
закрепить знания о роли А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя в русской литературе.
Оборудование: презентация к уроку, портреты А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, интерактивная доска.
Проблемные вопросы.
Нужен ли эпистолярный жанр в эпоху электронного общения?
Современны ли сегодня произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя?
Чему может научить литература?

Ожидаемый результат: формирование навыков написания сочинения в жанре письма по теме:
« А.С. Пушкин: «Чтение – вот лучшее учение!» .
Ход урока
Учитель.
Москва, март 1830 г.
«Сегодня – годовщина того дня, когда я вас впервые увидел; этот день в моей жизни Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что моё существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы – одно заблуждение и безумие. Вдали от вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладиться. Рано или поздно, мне, однако, придётся всё бросить и пасть к вашим ногам. Мысль о том дне, когда мне удастся иметь клочок земли в одна только улыбается мне и оживляет среди тяжелой тоски. Там мне можно будет бродить вокруг вашего дома, встречать вас, следовать за вами»
Как вы думаете, кому принадлежит этот текст?
В каком жанре он написан?
(Это письмо Пушкина Наталье Николаевне Гончаровой).
Во времена Пушкина написанное слово правило миром. В современном обществе царят устная речь и общение при помощи электронных средств. Хорошо написанные письма становятся редкостью.
Определим лексическое значение слова «письмо»
В разных языках слово  «письмо»  имеет различные оттенки. В латинском языке (письмо – Epistola) – литературное произведение в форме письма. Как литературный жанр эпистола в России существовала в XVIII веке. К эпистолярной форме относятся послания, письма.
Эпистолярный жанр - совокупность чьих-либо писем. От слова эпистола (греческий – послание).
Письмо – бумага с написанным текстом, посылаемая кому-либо для сообщения чего-либо, для общения с кем-либо на расстоянии.
Эпистолярный жанр сейчас переживает не самые лучшие дни: в эпоху электронного письма, когда общение свелось к разговорам по мобильным телефонам и обмениванию SМS-сообщениями, люди перестали писать друг другу письма . Многим кажется, что не стоит тратить свое время на написание писем, что гораздо быстрее позвонить другому человеку и сообщить ему что-то. Отчасти это верно, но разве можно сравнить спонтанный разговор по телефону с письмом, созданным в расчете на внимательное прочтение того самого человека, с которым мы хотим поделиться горем или радостью?
Учитель
Как вы думаете, справедливо ли было бы смириться с этим? Останется ли в будущем человечества место дружескому письму, переписке с близкими людьми?
( Конечно, письмо должно иметь право на свое существование. Ведь есть ситуации, когда телефонного разговора недостаточно, чтобы излить душу, поделиться своими сомнениями, раздумьями, и тогда подробное письмо поможет в решении этой проблемы)
Как вы считаете, каковы функции эпистолярного жанра?
Функции эпистолярного жанра.
Существует официальная и неофициальная (дружеская) переписка. Это письма родным, друзьям, любимым. Для дружеского письма характерны следующие функции: коммуникативная (общение), информативная (сообщение), прагматическая (воздействие), экспрессивная (самовыражение), фактическая (контактоустанавливающая ).
Что отличает письмо от электронного общения?
( Во-первых, власть над временем. Письмо хранит историческую память. К перечитыванию писем можно обращаться постоянно. Во-вторых, письмо содержит эмоции, чувства автора, то есть несет экспрессивную функцию. И это самое важное отличие письма от электронного общения, в котором полностью отсутствует функция самовыражения.)
Вспомним слова, относящиеся к эпистолярному жанру
Тот, кому адресовано послание (адресат);
Тот, кто пишет это послание (адресант);
Сообщение, поздравление, послание, просьба, написанные на бумаге, предназначены для Справки на расстояние (письмо);
Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания (конверт);
Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено (адрес);
Цифровое условное обозначение населенного пункта (индекс);
Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы (почтальон).
Каков план письма?
1. Дата.
2. Приветствие, обращение.
3. Изложение того, что хочешь написать.
4. Заключение.
5. Подпись.
Каковы правила оформления письма
1. В правом  верхнем углу обязательно должна быть указана дата и место его написания, можно уточнить еще и час.
2. В середине первой строки обычно пишут обращение. Восклицательный знак после обращения указывает на то, что адресату выражается особо уважительное отношение. Если вы адресата называете на «Вы», то обязательно пишите это слово с большой буквы.
3. В конце письма обязательно ставится подпись.
4. Почерк должен быть красивым и разборчивым – это знак внимания и уважения к адресату.
5. Бумага должна быть лучше белой, а конверт чистый и неизмятый
Каковы языковые средства письма?
Содержание писем находит свое выражение в их языке. Язык каждого письма индивидуален, так как обусловлен многообразием ситуаций и особенностями конкретного адресата.
Речевые шаблоны письма
Остановимся на обращении, которое занимает одно из ведущих мест в общении между адресантом и адресатом. Ведь обращение сразу же, с первых строк письма, создает микроклимат общения. Адресатные обращения обычно выражены оценочными прилагательными, притяжательными местоимениями, эмоционально-оценочными
Вот как обращается Пушкин к Наталье Николаевне в письмах?
Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, мой ангел, милостивая государыня Наталья Николаевна, жена, женка, милый друг мой, милый мой ангел, жена моя прелесть.
Приветствие, обращение: Здравствуйте! Добрый день! Шлю тебе привет! Приветствую тебя! Дорогой (милый, любимый, родной мой)! Имя и все его формы.
Изложение того, что хочешь написать: «Хочется сообщитьЯ хотел бы рассказатьВот некоторые новости»
Заключение: «С (глубоким, искренним) уважениемУважающий ВасВаш (-а;- и)Всегда Ваш (-а;- и)Любящий тебяДо свидания! До скорого свидания! Всего хорошего!»
Когда и почему люди пишут письма?
А теперь давайте разберемся, все ли письма одинаковы? Кто и кому пишет? (другу, родным, близким, знакомым, письмо – записка, президенту, учителю и т.п.)
Письмо бывает:
личное,
деловое,
дружеское,
официальное,
поздравительное,
письмо в газету.
В чем особенность личных писем, о которых пойдет сегодня речь на уроке?
Личное письмо – это выражение мыслей или переживаний человека ,чаще всего по какому-либо одному вопросу, или сообщение каких-либо сведений, интересных только для автора письма.

Личные письма, письма близкимПочему люди пишут, свято хранят и передают их из поколения в поколение? Потому что личные письма – это память о прошлом, это забота о семье, друзьях, это заповеди потомкам. Внимание друг к другу делает нас богаче,
чище, счастливей. Близкие – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь. Вот почему в минуты радости и грусти пишут люди письма родным и любимым.
Приведем примеры личных писем, одно из них звучало в начале урока. Что мы можем сказать о человеке по его письму? С каким чувством написаны письма?
(Работа в группах)
1 группа: Вот выдержки из личных писем А.С. Пушкина Н.Н. Гончаровой:
«Итак, я в Москве, – такой печальной и скучной, когда вас там нет...» «Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причинённое вам беспокойство» «Кланяюсь вам. Моё почтение и поклоны маменьке и вашим сестрицам» «Я отсчитываю минуты, которые отделяют меня от вас» «Целую ручки вам, мой ангел. . .»
2 группа: А это письмо М. Ю.Лермонтова бабушке.
Е. А. Арсеньевой <Москва, 19 апреля 1841 г.>
Милая бабушка, Жду с нетерпением письма от вас с каким-нибудь известием; я в Москве пробуду несколько дней, остановился у Розена; Алексей Аркадич здесь еще; и едет послезавтра. Я здесь принят был обществом по обыкновению очень хорошо и мне довольно весело; был вчера у Николая Николаевича Анненкова и завтра у него обедаю; он был со мною очень любезен: вот всё, что я могу вам сказать про мою здешнюю жизнь; еще прибавлю, что я от здешнего воздуха потолстел в два дни; решительно Петербург мне вреден; может быть, также я поздоровел оттого, что всю дорогу пил горькую воду, которая мне всегда очень полезна. Скажите пожалуйста от меня Екиму Шангирею, что я ему напишу перед отъездом отсюда и кое-что пришлю. Вероятно Сашенькина свадьба уж была и потому прошу вас ее поздравить от меня; а Леокадии скажите от меня, что я ее целую и желаю исправиться, и быть как можно осторожнее вообще Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы, и уверены что бог вас вознаградит за все печали.
Целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный внук
М. Лермонтов.
Известно, что творческое наследие Николая Васильевича Гоголя - это не только художественные сочинения, но и духовные: «Выбранные места из переписки с друзьями», «Размышления о Божественной литургии», «Правила», «Авторская исповедь» и душеполезные письма. Письма Гоголя интересны и сами по себе. В них можно увидеть и духовный путь самого писателя, и его жизненную философию. Гоголь стремился практически, на деле воплощать христианские заповеди в жизнь и призывал к этому своих адресатов, среди которых были его друзья, родственники, знакомые. Он стремился сделать христианскую веру действенной, чтобы люди не только декларировали свои религиозные убеждения, но и жили по-христиански.
3 группа: В письмах к Софье Михайловне Вьельгорской Гоголь пишет:
«Будьте также несколько снисходительны к людям, умейте простить им иное несправедливое слово, пристрастное мнение или неразумное слово. Зачем быть так строгу к другим? Неужели мы сами свободны от пристрастия и умеем не выходить из себя и быть покойными? Бог знает.
Я, по крайней мере, с тех пор, как обсмотрел себя хорошенько со всех сторон, стал гораздо снисходительнее к другим. Слава Богу, я теперь не сержусь не только за слово, которое часто произносится необдуманно, но даже за самое щекотливое оскорбление, если бы только мне кто-нибудь нанес его; и это происходит вовсе не от того, чтобы душа моя была так великодушна, но от того, что сам собою приходит на ум вопрос: да точно ли я сам не причинил никому оскорбления и не сказал кому-либо необдуманного и оскорбительного слова? И как только рассмотришь себя после такого вопроса получше, увидишь, что просто не имеешь даже права сердиться, хотя бы и хотел немножко посердиться».
Учитель. Сегодня уже не столь важно, кому в большей мере были адресованы его духовные наставления - близким людям или далеким потомкам, на чье внимание к своим душеполезным письмам Гоголь тоже надеялся. Важно, что сегодняшние читатели могут воспринимать наставительные послания Гоголя-христианина также непосредственно, как и его современники, и находить в них для себя ответы на вечные вопросы - о смысле всех происходящих событий, о любви к Богу и людям, о воплощении христианских заповедей в жизнь.
Подведем итог : нужен ли эпистолярный жанр в эпоху электронного общения?
Бесспорно. Переписка современников – это документ эпохи, благодаря которому осуществляется связь поколений. В эпистолярном жанре содержится власть над временем. С помощью письма человек имеет возможность полнее раскрыть свои чувства, эмоции, наконец, раскрыть свою душу, передать нравственные традиции семьи, чего нельзя в полной мере достичь, пользуясь лишь электронной почтой. В современных условиях традиции написания писем возрождаются и получают второе дыхание. Это связано с появлением в нашей жизни такого средства общения, как электронная почта, совмещающего быстроту доставки с индивидуальной направленностью сообщения. Но все же что еще может вызвать такую массу впечатлений, как письмо, неожиданно обнаруженное в почтовом ящике и помнящее тепло рук дорогого человека?
Учитель. Цель нашего урока- не только вспомнить, особенности жанра письма, но и закрепить навык написания сочинения в жанре письма. Тема письма – «А.С. Пушкин: Чтение- вот лучшее учение!»
В 2014 году исполняется 215 лет со дня рождения А.С. Пушкина, 205 лет со дня рождения Н.В. Гоголя, 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова.
Чему учит нас чтение произведений классиков русской литературы? Попробуем ответить на этот вопрос.
(Работа в группах)
1 группа: Значение творчества Гоголя для русской литературы
Что нового внес Н.В.Гоголь в русскую литературу?
Беспощадная правда, сказанная Гоголем о современном ему обществе, горячая любовь к народу, художественное совершенство его произведений все это определило ту роль, которую сыграл великий писатель в истории русской и мировой литературы, Гоголь прокладывал новые пути в литературе, продолжая и развивая ее замечательные традиции: связь с жизнью, народность, гуманизм.
Каков идеал в представлениях Гоголя? Понятие об идеале существовало и в романтической литературе. Но там идеал часто воспринимался как недосягаемая мечта, противопоставленная действительности. У Гоголя же идеал не оторван от реальности, он воспринимается писателем как жизненная норма, существовавшая в прошлом («Тарас Бульба») и, следовательно, возможная и достижимая в настоящем.
Какое значение вкладывал Гоголь в понятие «бездуховность»?
Суровые и мудрые уроки Гоголя, столь важные и нужные нам сегодня, это уроки любви к Родине, уважения и восхищения ее историей, природой, людьми, это предостережение о той грозной опасности, которую несет с собой утрата нравственных критериев, бездуховность, всегда сопровождающая приобретателей, хищников, людей, поглощенных погоней за чинами или богатством, чуждых высоких духовных интересов. Николай Васильевич Гоголь - один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание.
Что называет злом Гоголь в поэме «Мертвые души»?
В произведении Н.В. Гоголя «Мертвые души» теме воспитания также уделялось пристальное внимание. Николай Васильевич, будучи человеком честным, умным, чувствительным, религиозным видел, что в мире правит зло, которое распространяется с огромной быстротой, и человек с ним уживается. Ужившись с человеком оно начинает процветать и торжествовать. Зло начинает распространятся с такой быстротой, что трудно определить его границы. Считая себя пророком, Гоголь искренне верил в то, что именно он должен указать человечеству на его грехи и помочь избавиться от них. Когда читаешь страницы произведения, все кажется серым, пошлым, ничтожным. Именно серость и пошлость - это зло, и оно само по себе страшно. Именно пошлость рождает низменные чувства, тупость и безразличие. В этом пошлом мире зло не знает границ, ибо оно беспредельно.

Что, по мнению писателя, уничтожает человеческое «я»?

Главный вопрос, который задает Н.В. Гоголь в поэме «Мертвые души»: «Есть ли в этом мире что-то светлое, какое-то хотя бы обращение к свету?» Нет, здесь служат другим идолам: желудку, вещизму, сребролюбию. Но это все ложные ценности, и у каждого из героев они свои. В поэме “Мертвые души”, автор поставил самые больные и злободневные вопросы современной ему жизни. Он ярко показал разложение крепостного строя, обреченность его представителей. Уже само название поэмы имело огромную разоблачительную силу, несло в себе “что-то наводящее ужас”.
Основной воспитательной идеей произведения можно назвать учение о нравственных и духовных ценностях человека в противоположность материальным ценностям. Человек нуждается в возвышенных идеях, устремлениях, эмоциях, постоянное стремление к накоплениям, материальным благам просто уничтожают человеческое «я».

Как вы думаете, к чему звал Гоголь своего читателя в повести «Шинель»?
Рассказывая о судьбе «маленького человека», Гоголь заявлял, что жизнь «обыкновенных» людей ничуть не менее интересна, чем жизнь героев или выдающихся личностей. Автор повести заставляет нас задуматься о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь, о чувстве достоинства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, а лишь с учетом личных качеств и достоинств. Н.В.Гоголь на страницах повести говорит о милосердии.
Разве вопросы, затронутые в произведениях Н.В. Гоголя, не волнуют и нас сегодня?
Таким образом, читая Гоголя, мы учимся понимать жизнь.

Группа 2: Роль Лермонтова в русской литературе.
Какой рисует Россию М.Ю.Лермонтов в своем творчестве?
Великая слава и великая роль Лермонтова в потомстве достались ему не случайно. Как и все гениальные художники Лермонтов работал не только для своего времени, но и для будущего. Лермонтов умел вглядываться в глубину жизни и улавливать те скрытые течения, которые несли в себе будущее. Не «темная старина», не ее «заветные придания» притягивали Лермонтова: « она вся в настоящем и будущем» - записывает он о России незадолго до своей гибели. Лирика Лермонтова повернута к будущему, озарена мыслью о независимом и гордом человеке, свободно связанном со своей страной и со всем миром.
Россия, которой [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] отдает свою [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], это Россия, освобожденная от романтических прикрас: крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в своей моральной стойкости и своей естественной поэзии. Образ народной России, по закону смыслового взаимодействия стихотворений, строящих лирический мир поэта, как бы расширяется в лирике Лермонтова и превращается в такой же фон, «второй фон», оттеняющий и дополняющий ее отдельные элементы, каким является в ней сумрачная картина «страны рабов, страны господ». Но устремление Лермонтова к народности выразилось не только в том, что он создал в своей лирике огромный обобщенный [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] России.
В чем своеобразие романа«Герой нашего времени?» Какие вопросы задает М.Ю. Лермонтов в романе?
В произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» основной воспитательной темой является проблема личности. Личность в ее отношении к обществу, в ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и в то же время противодействии им – таков особый, двусторонний подход Лермонтова к проблеме. Человек и судьба, человек и его назначение, цель и смысл человеческой жизни, ее возможности и действительность – все эти вопросы получают в романе многогранное образное воплощение. “Герой нашего времени” – первый в русской литературе роман, в центре которого представлена не биография человека, а именно личность человека – его душевная и умственная жизнь как процесс. В романе органически сочетаются социально-психологическая проблематика и нравственно-философская, острая сюжетность и беспощадный самоанализ героя, , философские размышления и необычные эксперименты героя; его любовные, светские и иные похождения оборачиваются трагедией несостоявшейся в полной мере судьбы незаурядного человека. Вся система образов этого произведения, как и вся художественная структура романа, построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разным углом зрения осветить центрального героя.
Дискуссия
Каковы нравственные принципы Печорина? Как он относится к себе? Похож ли он на нашего современника?
(Поразмышляйте над цитатами из романа и выскажите свою точку зрения)
«Из двух друзей всегда один раб другого» (Отсюда неспособность к дружбе).
Счастье – «насыщенная гордость» (Отсюда погоня за «приманками страстей»)
« Я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы» (Отсюда эгоизм и равнодушие).
«Двадцать раз жизнь свою, даже честь поставлю на карту, но свободы своей не продам» (Дорожит свободой как высшей ценностью).
«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, надышавшись им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет» (Распоряжается чужими судьбами).
«Я люблю сомневаться во всем я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится, а смерти не минуешь» ( Он верит в судьбу, но не смиряется с предопределением, а идет наперекор ему, признает себя единственным творцом своей судьбы).
«Зачем я жил? для какой цели я родился?... А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные»
«Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?» (Высмеивая окружающих, Печорин беспощаден и к себе, ясно видит свои пороки, презирает себя за это, называя себя «нравственным калекой»).
Таким образом, вчитываясь в стихии прозу Лермонтова, мы учимся любить Родину. Роман «Герой нашего времени» воспитывает в читателе умение полноценно существовать в обществе, умение разбираться в противоречиях, часто возникающих в душе любого человека, умение находить баланс между психологическими трудностями и препятствиями, встающими на пути.
Учитель. В истории русского народа Пушкину отводится особое место. Его влияние на литературный процесс сравнимо с влиянием Петра 1 на развитие России. Пушкин создал литературу как литературу национальную, оказал влияние на формирование сознания своего народа, его духовных ценностей. Пушкин стоит у истоков той литературы, которую мы имеем на сегодняшний день. «Общий голос нарек его русским национальным, народным поэтом» (В. Белинский).
Докажите примерами из лирических произведений А.С. Пушкина правоту высказываний (работа в парах)
Добролюбов писал, что именно Пушкин «первый приучил русскую публику читать, и в этом состоит величайшая его заслуга».
(Русский читатель впервые смог в полную меру насладиться именно национальным русским языком, который сделал поэзию Пушкина более доступной для его современников.
Дмитрий Лихачев утверждает, что Пушкин сумел «создать идеал русской национальности, идеал культуры.. Пушкин – величайший преобразователь лучших человеческих чувств» (обратите внимание на лирику дружбы и любви).
(Всякое чувство, лежащее в основе его поэзии, возвышенно, гуманно, предельно человечно.
Он создал возвышенный идеал дружбы:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
(«19 октября»)
В любви поэт создал возвышенный идеал отношения к женщине – музе. Даже когда любовь не разделена, для него это высший дар жизни. Счастье любимой для лирического героя Пушкина дороже всего:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
(«Я вас любил»)
Такого гуманного отношения к женщине русская литература еще не знала! Невозможно не согласиться с утверждением Белинского, что, «читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека»)
3.Что имел в виду А. Григорьев, заявляя: «Пушкин – это наше все!»
(Обращение к Пушкину сегодня – это и взгляд в прошлое, которому многим обязано настоящее культуры России, но это и устремление к идеалу русского человека, который создал в своем творчестве Пушкин и который представлял собой сам поэт, - устремление вперед, в будущее.)
Рефлексия (Мозговой штурм)
Каждый предлагает свой вариант ответа на вопрос: чему может научить литература?
« литература учит понимать жизнь и разбираться в людях»
« литература – это, по-моему, своего рода психология, она учит нас общаться с людьми»
« читая книги, мы становимся чуточку мудрее»
« литература развивает речь, воспитывает трудолюбие»
« литература помогает понять взаимоотношения между людьми, подсказывает, как вести себя в той или иной ситуации»
« литература учит милосердию»
« литература учит видеть прекрасное в жизни, помогает понять самого себя»
« литература учит думать»
Домашнее задание: написать сочинение в жанре письма «А.С. Пушкин: Чтение- вот лучшее учение!»
Кому может быть адресовано такое письмо? (Писателям, современникам, потомкам)
Источники
Аношкина В.Н., Зверев В.П. Русская литература ХIХ века. 1870-е - 1890-е годы: Воспоминания. Литературно-критические статьи. Письма. – М.: Высшая школа, 2005
Друзья Пушкина, М, изд-во «Правда», 1984, т.2, с.460-470.
История русской литературы XIX века. Первая половина. А.И. Ревякин
М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах. Том I
Русская литература под редакцией Н.И. Громова (издание 2-е).
Скиргайло Т.О.Методика обучения работе над сочинениями нетрадиционных жанров: Пособие для учителей.- М.: Русское слово,2004.
С. И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка. М.:Азбуковник, 2001)