Родительское собрание на тему Чтение — вот лучшее учение

Родительское собрание
Тема: «Чтение – вот лучшее учение»
Цель собрания: помощь родителям в осознании ценности детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; ознакомление родителей с результатами развития читательских умений учащихся начальной школы.

Слайд 1
Уважаемые родители! Пусть не удивляет вас идея посвятить родительское собрание детскому чтению. Эта тема актуальна, т.к. большинство из вас столкнулось и ежедневно сталкивается с проблемой чтения, нежеланием детей читать. Цель нашего собрания: помочь вам преодолеть проблемы детского чтения, осознать ценность детского чтения. Девиз нашего собрания – «Вместе!», потому, что только вместе, объединив усилия родителей, учащихся и педагогов, мы сможем добиться результатов. По данным исследований, именно родителям в подавляющем большинстве обязаны наши читающие дети пробуждением интереса к книге.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.
Довольно часто разочарованные родители говорят: «Мой (моя) ничего читать не желает!» Хотя каждому известно: никто не рождается с любовью к книге. Это нужно развивать, как ум, как память, мускулы.
«Человек перестаёт мыслить, если он перестаёт читать» - так утверждает французский писатель, философ - просветитель Дени Дидро.

Слайды 2 - 6

К 8 годам ребёнок имеет 80% интеллекта 17летнего.
Как бы ни хороша была школьная программа, как не увлекательны компьютерные игры, ничего не заменит живого общения с книгой.

       О пользе, которую приносят [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], безусловно, известно всем. В процессе чтения у человека активно работает головной мозг, причем оба полушария. Читая книгу (работает левое полушарие) человек постоянно рисует в своем воображении образы и картинки происходящего в сюжете (это уже работает  правое полушарие). Благодаря чему,  человек не только получает  удовольствие от чтения, но и тренирует, развивает способности своего мозга.

Слайд 7

Для подтверждения пользы и необходимости чтения книг Шведская академия детской книги выявила  17 аргументов в пользу чтения:

1. Книги – приносят радость и удовольствие. Это и развлечение и приключение. Они способны заставить нас испытывать сильнейшие эмоции: плакать,  смеяться, злиться, сопереживать.  Книга может также  утешить или  подсказать выход из трудной ситуации.


Слайд 8
2. Книги развивают и обогащают нашу речь, расширяют наш словарный запас.
3. Книги пробуждают  фантазию и учат нас мыслить образами.
4. Книги  вызывают  у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься и поразмышлять.

Слайд 9
5.  Книги способствуют  развитию  нашего  мышления. Из них мы узнаем новые  понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.
6. Книги  расширяют горизонт нашего мира. Из них мы узнаем о других   странах и народах,  о природе, технике, истории – обо всем на свете, что нам интересно.

Слайд 10
7. Книги учат нас сопереживанию. Они позволяют нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, какие чувства испытывают люди, попадая в ту или иную ситуацию.
8. Книги побуждают нас задуматься о том,  где правда и где кривда,  что верно и что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

Слайд 11
9. Книги поясняют нам, как устроен мир и как в нем  все  взаимосвязано.
10. Книги учат нас смотреть на проблему с разных сторон,  дают понять, что на  один вопрос может существовать  несколько ответов.

Слайд 12
11. Книги помогают нам понять себя. Человек обычно более уверен в себе, когда понимает, что есть люди, которые думают и чувствуют так же.
12. Книги открывают нам, что все люди разные. Ведь читая книги, написанные в разные эпохи и о разных культурах, человек становится терпимее, учится  преодолевать предрассудки.

Слайд 13
13. Книги – лучшее средство от одиночества. Их можно читать, где угодно и когда угодно. Даже если на  покупку книг не хватает денег, их можно взять в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] бесплатно.
14. Книги являются  частью культурного наследия. Они дарят нам общность впечатлений и знаний.

Слайд 14
15. Книги служат мостом между поколениями.  Хорошую  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] хочется читать вслух ребенку. Такое [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и детям и взрослым.

Слайд 15
16. Книги обогащают культурную среду. Они являются важным предметом культурного экспорта и представляют нашу страну за рубежом.
17. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - это первая встреча с литературой, знакомство с бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

Слайд 16
Пожалуй, к этому можно добавить еще один аргумент,  человек, который  дружит с книгами, является очень  интересным собеседником. Ведь его речь  богата [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], интересными сравнениями, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] великих людей.


Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Если из 24 часов суток вычесть время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать? "Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания". Социологи считают: что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, это просто образ жизни. Для интересной книги всегда найдется время. Речь идет не о дополнительном времени на чтение, а на более разумном его использовании.

Слайд 17 (Круглый стол: родители делятся своим опытом)

Предлагаю Вам, уважаемые родители, поделиться своим опытом. Что вы делаете, чтобы ребёнок читал?

Слайд 18
До родительского собрания я провела анкетирование взрослых и детей. Хочу познакомить вас с результатами. Некоторые вопросы были одинаковые.
Вот что получилось. (Из 25 человек взрослых ответило 22, дети отвечали все)


ВОПРОС
Ответ да
Ответ нет
Ответ не очень


родители
дети
родители
дети
родители
дети

Любит ли ребёнок читать?
8
10
1
-
13
15

Читают ли родители детям?
14
10
8
15
-
-

Читают ли родители сами?
17
24
5
1
-
-


Выяснилось, что 2/3 детей читают регулярно. Правда, только треть по своему желанию, около 2/3 по совету родителей, по договору. Но есть и такие дети, которые читают только по принуждению. Это печально! Очень хорошо, что все из отвечавших родителей интересуются тем, что читает ребёнок. Почти все советуют, что почитать ребёнку, помогают в выборе литературы. Больше половины родителей устраивают совместные чтения. Большинство детей читают литературу, соответствующую их возрасту. Есть такие ребята, которые читают более серьёзную литературу. Но, к сожалению, есть дети, которые читают книги для младшего возраста. (Подтверждение – читательский дневник!) Всё довольно неплохо. Только огорчило, что регулярно и довольно часто посещают библиотеку всего 1/3 детей. Хотя 2/3 родителей контролируют процесс посещения библиотеки. Больше половины родителей иногда посещают библиотеку с детьми. Возможно, редкое посещение связано с тем, что почти у всех семей есть домашние библиотеки. Замечательно! Но всё же, в чём состоит преимущество библиотек?

Слайд 19
Англичане говорят: “Если вы хотите дать детям хорошее образование, отведите их в хорошую библиотеку”.

Преимущества посещение библиотеки 1. Фонд библиотеки складывается десятилетиями. В нем есть книги разных лет издания. 2. Комплектуя библиотеку, специалисты отбирают лучшие издания для детей. 3. Фонд организован таким образом, что пользование им наиболее удобно для ребенка. 4. Библиотека приобщает ребенка к систематическому чтению, так как помогает ему видеть одну книгу в ряду других по той же тематике, которая заинтересовала читателя. 5. Сама библиотечная среда благоприятна для ее посетителей детей и взрослых. 6. Библиотека располагает богатым справочным аппаратом и фондом справочной литературы, помогающим выбрать нужную книгу. 7. Библиотека проводит массовые мероприятия, организует конкурсы и игры, привлекающие ребенка к книге и чтению. 8. Библиотекарь оказывает индивидуальную помощь каждому ребенку в выборе книг и организации репертуара чтения в зависимости от его потребностей и возраста. 9. Библиотека лучший воспитатель культуры чтения детей.





Слайд 20
Советы родителям

1. Приучайте ребёнка к книге с малолетства. Яркая книжка должна занимать почётное место среди игрушек. А часы, проведённые за чтением с родителями, должны запомниться ребёнку как самые счастливые. В возрасте 7 - 8 лет книга должна перекочевать из ваших рук в руки ребёнка.
Слайд 21

2. Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Слайд 22
3. Читайте вслух! Сначала можно читать с ребёнком по очереди (по строчке, по странице, по главе), но постепенно передавайте инициативу ребёнку, не забывайте хвалить его за выразительное чтение и артистизм.

Слайд 23
4. Просите ребёнка делать рисунки к прочитанным книгам. Это разовьёт его воображение, научит слушать внимательнее, быть усидчивее.
5. Собирайте домашнюю библиотеку!

Слайд 24
6. Если ваш сын или дочь читает плохо, используйте кассеты с литературными записями и аудиодиски. Вначале ребёнок будет только слушать, но потом посоветуйте ему внимательно следить за читаемым текстом по книге.

Слайд 25
7. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
8. Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

Слайд 26
9. Поощряйте чтение любых материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов пусть дети читают все что угодно!

Слайд 27
10. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
11. Пусть дети каждый вечер читают в постели (только не лёжа), перед тем как уснуть.

Слайд 28
12. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков. (Кстати, 19 детей ответили, что им нравится получать книги в качестве подарка! Лишь 3 человека сказали, что не очень любят и 3 – не любят.)
13. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).

Слайд 29
14. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано, и за какой срок).

Слайд 30
15. Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах.
16. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Слайд 31
17. Постарайтесь выделить в режиме дня вашего чада определенное время для чтения книг вслух. Психологи считают, что ребенка легче приучить к чтению, если это станет привычным занятием, можно сказать, ритуалом. А когда будет стоять вопрос, на что потратить свободное время – на просмотр телевизионных передач или на чтение вслух, решительно сделайте выбор в пользу второго. Поверьте, это не так уж трудно сделать, если предложить вниманию ребенка интересную книгу.

Слайд 32
Подводя итог нашей сегодняшней работе, хочу познакомить Вас с нормами чтения, установленными в начальной школе. Последние годы строгого контроля техники чтения не ведётся. Но отслеживать её нужно. Было установлено, что результаты обучения (успешные и наоборот) часто связаны со скоростью чтения ребёнка.

Слайд 33

Как выйти на этот уровень?
Существует много упражнений для выработки скорости чтения. Я только перечислю некоторые из них. Кому захочется познакомиться лучше с этим материалом, могу предоставить.

Слайд 33
Упражнения для развития угла зрения:
Чтение первого и последнего слова в строке.
Использование таблицы Шульте:
Слайд 34

Упражнения для развития скорости и гибкости
«Буксир»
«Бросок – засечка»
«Молния»
«Спринт»

Слайд 35

Рефлексия (синквейн)

Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.

Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
(Использовала Интернет ресурсы)












Анкета для детей
1) Любите ли вы читать?
Да, нет, не очень.
2) Ходите ли вы в библиотеку?
Да, нет
3) Читают ли вам родители?
Да, нет
4) Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Да, нет
5) Есть ли у вас дома библиотека?
Да, нет
6) Что любите читать?
Сказки, рассказы, стихи, энциклопедии.
6) Читают ли ваши родители?
Да, нет
7) Нравится ли вам получать книги в подарок? Да, нет, не очень




1) Любите ли вы читать?
Да, нет, не очень.
2) Ходите ли вы в библиотеку?
Да, нет
3) Читают ли вам родители?
Да, нет
4) Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Да, нет
5) Есть ли у вас дома библиотека?
Да, нет
6) Что любите читать?
Сказки, рассказы, стихи, энциклопедии.
6) Читают ли ваши родители?
Да, нет
7) Нравится ли вам получать книги в подарок? Да, нет, не очень


1) Любите ли вы читать?
Да, нет, не очень.
2) Ходите ли вы в библиотеку?
Да, нет
3) Читают ли вам родители?
Да, нет
4) Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Да, нет
5) Есть ли у вас дома библиотека?
Да, нет
6) Что любите читать?
Сказки, рассказы, стихи, энциклопедии.
6) Читают ли ваши родители?
Да, нет
7) Нравится ли вам получать книги в подарок? Да, нет, не очень




1) Любите ли вы читать?
Да, нет, не очень.
2) Ходите ли вы в библиотеку?
Да, нет
3) Читают ли вам родители?
Да, нет
4) Обсуждаете ли вы прочитанные книги? Да, нет
5) Есть ли у вас дома библиотека?
Да, нет
6) Что любите читать?
Сказки, рассказы, стихи, энциклопедии.
6) Читают ли ваши родители?
Да, нет
7) Нравится ли вам получать книги в подарок? Да, нет, не очень






Анкета для родителей
Уважаемые родители! Предлагаю Вам честно ответить на вопросы анкеты (можно анонимно). Заранее благодарю вас за работу.
Любит ли Ваш ребёнок читать? да нет не знаю
Ваш ребёнок читает регулярно? да нет
Вы интересуетесь, что читает Ваш ребёнок? да нет
Помогаете ли вы ребёнку в выборе литературы для чтения? да нет
Даёте ли Вы совет ребёнку, какую книгу прочитать?
да нет (сам решает, что читать)
Как часто Ваш ребёнок ходит в библиотеку? ___________________

Вы контролируете процесс посещения ребёнком библиотеки? да нет
Ходите ли Вы с ребёнком в библиотеку? да (иногда, часто) нет
Есть ли у Вас дома библиотека? да нет
Если есть, то, каких книг больше? детских взрослых поровну тех и других
Вы сами читаете? да (иногда, часто) нет (некогда, не люблю)
Если Вы читаете, то, что чаще? газеты журналы книги
Ребёнок читает: по своему желанию по принуждению по вашему совету
Есть ли у вас уговор с ребёнком о каждодневном чтении книг? да нет
Если да, то какой объём установлен?_______________________________
____________________________________________________________________
Принято ли у вас совместное чтение с ребёнком? да нет
Читаете ли Вы ребёнку на ночь? да (иногда, часто) нет
Что больше предпочитает читать Ваш ребёнок (сказки, рассказы, приключения, стихи и т. д.)?

Ребёнок читает литературу, соответствующую его возрасту?
да нет (для более старшего возраста, для более младшего возраста)